КАТЕГОРИИ:
АстрономияБиологияГеографияДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Церковь пророков, апостолов и мучеников в Герасе (Иордания). Ок. 465 г.· Крест в плане без купола. Скорее всего, был шатер на колоннах. 4 рукова креста. Можно рассмотреть как базилику (есть колонные ряды). Можно сказать, что посередине трансепт, но получается в результате крест. Это все не сводчатое, а простые перекрытия. Кубический объем, над которым возвышается нечто пирамидальное · В углах небольшие замкнутые капеллочки, имеют маленькие входы. Использовались для подсобных нужд. Явно было стремление к квадрату и кресту.
Куманин-джами в Анталии. Кон 6 в. Как бы крестово-купольный, но без купола. Скорее всего увенчано шатром на столбах. Образовался крест, вокруг него было обход. Боковые нефы открывались в центр тремя ярусами на колоннах. На рукавах креста – повышение объема, а углы понижены.
Осиос Давид в Фессалониках. 2 пол 5 века. В апсиде – моиста (ведение Христа пророками). Купол рухнул, но в храм живой, в нем все время были службы, купол не восстанавливали, просто покрыли черепицей. · Полностью крестово-купольный. Ничего базиликального нет. В плане квадрат, в объеме куб. · По рукавам креста – цилиндрические своды. · Углы перекрыты чем-то, возможно приподнятые крестовые своды · Центр повышен, а углы понижены. Конфигурация объемов останется такой навсегда.
Вся архитектура выше выделяет центр и крест. О какой эволюции может идти речь (от компактной купольной базилики путем урезания) – предлагали многие ученые, в т.ч. Брунов, говорит Краутхаймер? Его размышления: · Возможно, что все существовало рядом: купольные базилики, компактные купольные базилики, крестовые и крестово-купольные храмы, внутри 6 века. И выбиралось по потребности. · Возможен другой вариант: на периферии возник крестовый тип, был перенесен в КН или Салоники, где он получил своды. · Неслучайно, что это было в трудные времена: архитектура скромная, небольшая, а литургия требует центризма (важен не только алтарь, но и амвон), поэтому выбрали тот тип храма, который был давно, но на периферии (типа Осиос Давид в Салониках), кроме того он был несложный и был дешевый.
Первая крестово-купольная церковь большого масштаба. Церковь Софии в Салониках. Нач. 8 в. · В центре купол на опорах (сложные комплексные: столб расчленен внизу – там есть проходы). Такие большие столбы понадобились для того, чтобы сделать между ними большие цилиндрические своды вместо подпружных арок. Получается равноконечный пространственный крест. Он выделен пространственно и инженерно. Что руководило архитектором при выборе таких огромный столбов: тяжесть купола или желание выделить пространственно крест. · Вокруг сохраняется структура обходной галереи с двумя ярусами (как в 6 веке). Внизу – пределы, а на втором этаже – галереи. В нартексе – вспорушенные крестовые своды. · Трехчастный алтарь (жертвенник, алтарь, дьяконник) – теперь это обязательно. · У Брунова написано, что она пятинефная (он считал проходы внутри столбов отдельным нефом). · Для Византии будет характерно сочетания большого пространства и небольших капеллочкой для исихии (пребывании в молитвенном состоянии) особенно в монастырях.
· Купол приподнят на барабане, но сам еще плоский тыквообразный. · Она вся как кристалл, граненные объемы. Тяжелая массивная, все квадратное. Снаружи довольно скромно и обладает крепостным характером. · Проемы в боковой стене усложняются: простые на первом, полукруглые на втором и сложные с арками на третьем ярусе. · Очень серьезная архитектура, нет стилизации · Капители с заворачивающимися словно от ветра листьями · В виме остался старый крест от иконоборцев. · Все четыре цилиндрические поверхности были золотыми с образами. · Вся декорация кроме мозаик купола и апсиды поздняя, 19 век. Похоже на каролингскую архитектуру Запада. · В целом темновато, это не София, где всегда светло. Пока еще сохраняется базиликальное устройство.
Храм Успения в Никее. Второй из двух существующих ранних крестово-купольных храмов. Она уничтожена в 1920е гг. взорвана. Она, возможно, даже самая первая: кон 7 – нач 8 вв. Т.к. мозаики с чудесным ангелом Дюномисом – по ним это все-таки конец 7го века. Он большой. · Центральный купол опять поддерживают сложной формы 4 столба с отрогами, уходящие в стены. Очень толстые стены, узкие проходы. Нет прозрачности, легкости перетекающего пространства. Есть членение на пространственные зоны – новый признак. · Вокруг купола опять не подпружные арки, как в св. Софии, а сводики. · Вокруг как в салоникской Софии круговой обход снова в два яруса. Эта приверженность к двухэтажности от купольных базилик и архитектуры 6го века. · Трехчастный алтарь. · Одно из предположений, что храм мог быть пятикупольный – над угловыми компартиментами могли быть не вспорушенные крестовые своды, а купола. Эволюция эволюцией, но есть неизбежность. Если желали купол над квадратным храмом с кубическим объемом, но чтобы он был прочным было совершенно неизбежным передать распор на 4 стороны. Т.е. идея крестово-купольной структуры заложена в самой купольности. Поняли инженерную выгоду, а шли, возможно, от символики. Что в основе: материальный фактор или идея – вопрос спорный. · Повышенный купол, повышенные рукава креста, отмеченные закомарами – т.е. круглящееся – стена фактически занята огромными окнами – сформировавшийся византийский фасад, пониженные компартименты. Получается иерархия высот. · Закомары (внутреннее пространство), между ними очень широкие лопатки (ширина внутренних столбов). Т.е. на внешний фасад выносится внутренняя структура храма. Впервые появляется это желание внешне показать внутреннее строение. · Карликовая ниша на лопатке (потом все апсиды буду Георгиевская церковь Юрьева Монастыря). Это желание вынуть стену и зрительно сделать ее полегче. Византийцы всеми способами выражали свое недовольство стеной. Для них всегда было главное пространство. Ее всегда хотели облегчить, как и массу скрыть (в отличие от западной Европы, которая с гордостью это показывала). Все, что украшает стену вынимается у византийцев и налепливается латинянами. Очень миниатюрная форма рядом с великой формой. Выходит на поверхность вторичный, небольшой крестово-купольный храм (акцент не только на алтарь, но и на центральное подкупольное пространство), когда в изобразительном искусстве господствовало иконоборчество (кон 7 – 8 – пер пол 9 вв).
|