КАТЕГОРИИ:
АстрономияБиологияГеографияДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Территории Рима в эпоху иконоборчестваРим принимает охотно эмигрантов. Рим противостоит этой константинопольской заразе. Монахи и художники во множество переселяются в Рим, где возникает ряд новых монастырей, основанных греками и сирийцами. Они там остаются навсегда, хотя они православные, такие очаги восточной мысли, культуры и искусства в самом центре латинского мира. Римские художники выступают учениками. Образуются местные артели, которые воспринимают и как-то переиначивают стили византийского искусства. В церкви Санта Мария Антиква на полипсесной стене духовная власть Рима очень хотели там оставить свой след. И во времена иконоборчества там расписывают капеллу Феодота. Как и потом в готических храмах семейные капеллы с северной и южной стен базилик. Фреска Распятие. · Спаситель на Кресте в длинной рубахе, которая почти целиком закрывает его ноги. Очень древняя иконография, редко в Византии, чаще на Западе воспроизводилась. Но более ранних вариантов не сохранилось. · Напоминает византийское искусство 6-7 вв крупного монументального аскетического направления. Эта типология очень пришлась по вкусу в Риме. Она насыщает все ансамбли Рима 8го века. Левый неф Санта Мария Антиква. 8 век. · Внизу по всей базилике стоят фигуры. В центре Христос на троне, с двух сторон от него много фигур – отцы церкви, святители, древние учителя церкви. Они располагаются по некоторой схеме: с одной стороны все те, кто особенно почитался в латинском мире, а с другой стороны греческие отцы церкви, прославившиеся в борьбе с ересями. Т.к. это эпоха большой византийской ереси, с которой Рим боролся. Все крупные, тяжелые, с большими головами, ступнями. Все замерли. Сделаны просто по сравнению со сложной палитрой КН. Подражание великим изображениям 6-7 вв (в Риме – базилика Косьмы и Дамиана). · Выше программа изображений 8го века. Симметрия, надмирные, неподвижные взгляды. Моделировки для достижения особого внутреннего психологического акцента, то применяли специфические средства: утолщение линий морщин (особый оттенок задумчивости, размышлений). · На противоположной стене – три женские фигуры подряд. Богородица Никопея – на груди щит с благословляющим Христом-младенцем. Некоторые более грекофильские, некоторые более восточные, сирийские. История византийской живописи. В.Н.Лазарев. 1948-49гг. Переиздана в 1980х. В Италии это почти учебник. Все эти римские росписи эпохи иконоборчества там огрублены, он считал это упадком (в то время высоко ценилась классика, отступления всегда оценивались как упадки, провалы. Сейчас превалирует другая точка зрения – не упадок, а другие корни). Такое искусство он считал сильной примитивизацией классического идеала и она пришла с Востока с этой эмиграцией, которая нахлынула в Рим. Так получилось, хотя Рим – это очень классическая земля. Но в то время Рим очень варваризировался и эти восточные вкусы пришлись по вкусу тому Риму. С другой стороны, Восток – это просто другая планета, а отнюдь не примитивизация классики. · Здесь есть всегда какая-то личностная простота. Все вокруг лица пропало, поэтому оставшаяся часть выглядит особенно остро. · Иногда писали образы на стене, иногда в стене делали нишу и там писались заказные образы (святого покровителя заказчиков). В конце 8-нач 9 вв. на римском святом престоле был особый папа Пасхалий. Он был таким властителем-реставратором, который собирал древности и святыни. Он был ошеломлен чувством древнего величия Рима и очень хотел его прославлять. Для этого он искал мощи святых, которые были упокоены в катакомбах. Он организовывал целые археологические экспедиции по розыску мощей. Он приносил из в Рим, помещал в существующие базилики и строил новые. В этих базиликах создавал мозаики в древнем стиле. Санта Мария ин Домника. Древняя колонная базилика, папа ее восстановил. От папы Пасхалия осталась только восточная стена с мозаикой. Стены клеристория над колоннадой расписаны в позднее время. Верхний фриз над мозаическим полем – ренессансный фриз 15 века. · Сама мозаика конец 8 – нач 9 века. Богородица с младенцем на троне и ей покланяются сонмы (толпы) ангелов. Ангелы несколько однотипные, но очень экспрессивные, экстатичные. Более открытая эмоциональность (западная черта). Все строится не на общем балансе, а на выразительности отдельных черт. У ее колен – сам папа Пасхалий с квадратным нимбом (т.к. прижизненное изображение). · Наверху Христос в космической славе (на радуге), к нему подходят ученики-апостолы. По сторонам от апсиды два Иоанна: Креститель и Иоанн (так часто делали во времена папы Пасхалия). Такие композиции в 6 веке заворачивали за угол и продолжались на стенах (в Косьме и Дамиана тоже не сохранилось). · Внизу всегда есть обширное повествование – летопись создания мозаики. Наверху – монограмма Пасхалия. · Немного грубовато по сравнению с изысканными византийскими, но в них есть размах, сила, от них не оторвешься. Сокращенная сумма приемов, их небольшое число, контраст, емкость, линейное начало. Любят обводки (черный контур, белый свет, красные румяна). Вертикаль ангелов – ритмически многозначна и многочисленно повторена. У них удлиненные пропорции и маленькие головы.
Санта Прасседе. Очень большая базилика. Рядом с Санта Мария Маджоре: с двух сторон древние базилики, посвященные двум сестрам: Санта Пуденциано (начало 5го века), а другая – Санта Прасседе. Обе мученицы, прославлены Церковью, еще был брат – святой Федор. Так строился христианский Рим. Сохранилась в более развернутом виде иконографическая программа. По-видимо, такого же рода композиции были и на других базиликах такого рода. · Конха апсиды, две триумфальные арки · На первой триумфальной арке – Агнец Божий на Престоле. Все со всех триумфальных арках поклоняется Агнцу. Что и Гентский алтарь. Мир небесный и мир земной в лице разных составов, населений, чинов, все поклоняются Агнцу. · В конхе апсиды в центре Христос благословляющий, на древе слева сидит птица Феникс (как в базилике Косьми и Дамиана, где прямо электрошок шел от руки Христа к птице бессмертия). По сторонам апостолы Петр и Павел подводят св. сестер: Прасседе и Пуденциану. Со стороны Петра и Прасседе есть еще их брат св. Федор. Тут их мощи, которые добыл Пасхалий, и учредил их поклонение. Со стороны Павла и Пуденцианы – сам папа Пасхалий. В основе великий и высокий аскетического типа стиль, но модифицированный Римом. Неплохо нарисовано, но средства очень простые. В отличие от Византии, где будут чередоваться классические и аскетические направления, в Риме останется этот упрощенный стиль доминирующим (Рим такой классический настолько изменился за время варварских нашествий и так изменились вкусы). · Овцы, выходящие из св. городов Иерусалима и Вифлеема · Первая триумфальная арка: агнец, по 2 ангела и символы евангелистов. А с двух сторон по полям арки – 40 апокалиптических старцев (им открылось видение Господа на небесах). Единственное место, где это сохранилось. Старцы в сильно ракурсных позах, очень похожие. Очень много эмоций, экзальтаций, Византия предпочитала гармонию, а Запад любил гротеск, дисгармонию, страстно акцентированную выразительность. Это разный менталитет, разные душевно-духовные установки. · На второй триумфальной арке: Христос по центральной вертикальной оси (там же вензель папы Пасхалия), по сторонам сидящие апостолы, дальше ангелы и за ними – толпы людей. Это страшный суд. Они призваны и поклоняются Агнцу. Вход в капеллу св. Федора с люнетами со святыми. Капелла небольшая, узкая и высокая. Все мозаики на золотых фонах сохранились. · На приподнятом крестовом своде Христос в медальоне, поддерживаемый четырьмя ангелами. Схема знакома с древних времен: сан Витале, архиепископская капелла и т.д. · Мотив стоящей фигуры на шаре, поддерживающий что-то вверху. Это ли не мотив классицизма и ампира. Как этого много всего в Петербурге (музы на шарах и т.д.) Неровные, разнообразно положенные точки и линии мастер клал как попало или это все же своя продуманная система? Что это: простота и небрежность или смысловое явление? Чтобы римский мастер не знал анатомии? Который это изучал и много лет практиковал со школы? Смальты положены не по пластике, не по скруглению формы, а как-нибудь. Отголоски какой-то импрессионистической как бы небрежности. Или все-таки отсутствие нужной выручки? · На полях капеллы – престол Господа, по сторонам Петр и Павел. Фигуры все поразительно удлиненные как-то по-змеиному. Почему при таких облегченных пропорциях мастера дают такие огромные ноги? Смесь византийского стиля и римского вкуса.
Следующий папа Григорий 827-844 базилика сан Марко.Колонная базилика, перестроенная в новое время, триумфальная арка и апсида середина 9 века. А с середины 9го века Рим захиреет, станет провинциальным и великое искусство в нем пропадет. · Та же иконографическая схема: Христос, св.Марк, папа Григорий, который это создал, св. Агнесса – стоят на постаментах со своими именами, у Христа – альфа и омега. Центральный агнец с крещатым нимбом, 12 овечек, выходящие из двух городов, надпись летописная. · На триумфальной арке еще один Христос-Пантократор. Символы Евангелистов и Петр и Павел со своими атрибутами. Тоже анаграмма папы. · Те же характеристики, что в предыдущих базиликах, но доведено до предела. Утрировка, вытаращенные глаза, но в основе аскетическое искусство 6го века. Грек так или иначе сделает складки, драпировки, выявляющие форму, латинян расчертит фигуру с намеком на форму. Латинское искусство очень императивно, многосоставность не его черта, оно как стреляет в лоб. Фигура Петра явно сделана по византийской модели (система драпировок), но какие они резкие, контрастные и не многочисленные. И жест! В византийском искусстве жест никогда не играл такой роли, как в латинском. В Византии всегда лик – основа всего, а в Западном – жест (указательность, императивность). Города на мозаиках еще с 5го века. Там они еще более иллюзионистические и античные, а здесь сплошной ковер.
|