Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АстрономияБиологияГеографияДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника


Ранневизантийские рукописи




Рукописная книга – кодекс (с крышкой). Они появились не сразу: из античности пришли свитки (например, в Александрийской библиотеке были только свитки). Самые древние дошедшие до нас кодексы - конца 5го века. Основной поток с 6 века.

Библиотеки – в церквях, монастырях. Например, София Константинопольская имела свою библиотеку. Частные библиотеки в древности встречались редко.

Самые известные библиотеки с византийскими рукописями:

· Во Флоренции - Лауренциана (в честь св. Лаврентия – покровителя Флоренции),

· в Венеции – Марчиана;

· в Милане – Амброзиана;

· Библиотека Ватикана (без имени).

· Самые большие: Париж, Вена, Лондон, Оксфорд (Ботлеана), Копенгаген.

· В России – больше всего в Москве в историческом музее (ГИМ) – туда попала синодальная библиотека (очень много собирал Алексей Михайлович, он послал на Афон настоящую делегацию знающих людей). Есть и в Ленинской и в публичной библиотеке Петербурга.

В новое время из собирали цари и короли. Самые богатые книжные библиотеки в Америке.

 

От V–VI вв. сохранилось также несколько иллюстрированных рукописей светского содержания на латинском и греческом языках, связанных с классической традицией:

 

Иллюстрация к Илиаде из рукописи библиотеки Амброзиана (Милан).

Живо, непосредственно: смешались в кучу кони, люди… На античные темы рукописей в мире мало.

 

Венский Диоскорид(античная, нехарактерная). Ученый врач, открыватель корня мандрагоры (по преданию – корень жизни). Величина средняя – «в лист». Сборник рецептов разных лекарств из разных растений. На каждой странице какая-нибудь трава растет и рядышком написано, что из нее делать и из чего лечиться. Книга была заказана Юлианой Аникией (дочь и внучка римских императоров, ее муж и сын претендовали на трон Восточной Римской империи) в 512 г. в Константинополе. В ней кроме трав есть миниатюры (входные миниатюры), там она сама и изображена.

· Юлиана в центре, по сторонам две аллегории Мудрости и Великодушия.

· Диоскорид в кресле, рядом с ним аллегория Мудрости (Эврика – находка, персонификация научного открытия). И она протягивает Диоскориду корень мандрагоры. Мягко, воздушно, облачно. По законам, конечно, эллинистического искусства. Никаких контуров. Все расплывчато, акварельно.

По типологии стиля иллюстраций эта рукопись совершенно органично примыкает к традиции позднеантичного живописного иллюзионизма.

 

Венский Генезис. Характерное изделие 6го века. Она с греческим шрифтом, но считается, что происходит с христианского Востока (Сирия, Палестина…)

Все листы окрашены пурпурной краской (бизнес Ливана: отлавливали моллюски и получали пигмент). Пурпур могли использовать только император или члены его семьи.

· Адам и Ева изгоняются из рая. Древо со змием. У врат рая архангел и огненное колесо.

· Всемирный потоп. Вспоминается «Герника» Пикассо.

· История о том, как Исаак посылает служку (Елеазар) искать жену для Иакова. Он встречает у колодца Ребекку. Видим город, колодец (знак жизни). На берегу источника полуобнаженная фигура (аллегория реки). Бытовая, жанра, мелка по сюжету, совсем не величественная. Не имеет никакого византийского пафоса, просто жанровая сценка.

· Ребекка уходит вместе с Елеазаром.

 

Синопское Евангелие. Парижская библиотека. 6в.

Тоже на пурпуре. Осталось несколько листочков. Фрагмент Евангелия из Синопа (Малая Азия). Текст написан золотом по пурпуру – тоже книга царская. Листы книги превращаются в драгоценное изделие.

· Исцеление слепых. За ним толпой стоят апостолы. Все время используется схема: сюжет самого текста, а по сторонам – ветхозаветные пророки со своими текстами, написанными на рулонах золотом. Параллели между Ветхим и Новым заветами. Это получило специальный термин «прообразовательный цикл». Очень подвижно, экспрессивно. Ощущение толпы. Подчеркнуто пронзительные взгляды. Крупные драпировки, моделировки есть, тоже подчинено динамике, вихрю. Эти ранние миниатюры все построены на подчеркнутой выразительности и экспрессии. Так не писали и не мыслили в классическом средиземноморском мире. Там равновесие всегда было в основе. Здесь вихрь, движение.

· Благословение хлебов. Очень маленькие фигурки внизу текста. У всех сверкают глаза.

 

Евангелие из Россано (небольшой город в южной Италии). 6 в. Тоже пурпурный кодекс. Где сделано, не известно, где-то на восточных территориях. Композиция листов: вверху идет миниатюра на определенный сюжет. Внизу пророки (по 4 на каждом листе со своими текстами). Выше картинок собственно Евангельский текст.

· Вход в Иерусалим. Сплошное ликование. Внизу пророки.

· Тайная Вечеря и Омовения ног.

· Изгнание бесов

· Евхаристия, причастие апостолов.

· Воскрешение Лазаря. Фигура, выводящая Лазаря, закрывает нос. Рядом фигур тоже отворачиваются. Переданы даже неприятные физические ощущения. Очень жанрово, больше такого не будет, будет компактно, собрано.

· Суд Пилата. За спиной Пилата стражи и на шестах портреты его родственников. Рядом писарь. По сторонам евреи, которым Пилат предлагает отпустить Христа. В нижнем фризе Христа ведут на мучения. Слева стоит некто со щипцами, справа мучают Варраву. В центре красивая полуобернувшаяся фигура, очень сценическая, театральная. Никто не знает, кто это.

· Евангелист Марк пишет на свитке, а перед ним София – премудрость Божия. София – целый спорный момент в богословии. Как видим, ее изображали с ранних времен. Здесь она, конечно, как античная аллегория Мудрости.

Они все имеют восточно-христианские черты. И здесь они есть: укороченные пропорции, увеличенные головы. В них всех в той или иной мере есть классическое (все-таки это рукописи, интеллектуальный труд). Здесь фигуры красивые, гибкие, прекрасно задрапированы. Легкие, мягкие переливчатые ткани.

 

Евангелие Раббулы. 586г. Находится во Флоренции в Лауренциане. Раббула – имя писца. Написана по сирийски. Часто после текста самой рукописи песец делает колофон (запись, где он указывает самые разные вещи: когда, где, для чего/кого написал). Рукопись на пергаменте. Нет никакого вливания эллинизма, это совершенный Восток.

· Христос с апостолами. Маленькая миниатюра среди текста

Перед Евангелием бывают таблицы канонов/согласий. Здесь две колонны, часто бывает четыре (по количеству евангелистов). Таблицы канонов согласия Евангелий составил Евсевий Кесарийский 4 в (придворный интеллектуал Константина Великого). Типа оглавления, но скорее сопоставление мотивов. Они всегда имеют триумфальные арки. Именно так украшали Евангелие на протяжении всего средневековья. И сама арка и колонны могут быть самыми разными. Тут тонкие колонные в противоположность тяжелой арке. Обычно это классические колонны.

По сводам этих арок почти всегда расхаживают или обитают птицы.

Моделировки есть, но очень простые.

Дальше евангелистов изображали либо сидящими (по модели античного портрета автора – был обычай всегда писать такой портрет в начале античных рукописей). Стоящий – статуя философа, оратора, т.е. тоже иконография, идущая от античности.

Маленькие изображения на полях. Простые бытовые сценки. Как будто неряшливо нарисованные, сопровождающие текст, и слегка раскрашенные. Но у всех пронзительный взгляд.

· Христос на ослике

· Сцена Распятия. Снова целый сценарий. В нижнем регистре – Жены мироносицы у гроба (полудворцовая постройка), заснувшие стражники, первое явление Христа после распятия женам-мироносицам (Хайрате – Радуйтесь! - восклицает Христос, увидев жен).

· Одно из первых изображений Вознесения. Возносящийся на огненной колеснице из пламенеющих крыльев небесных существ – рамбов (изображение голов четырех символов Евангелистов). Внизу Богородица, ангелы и 12 апостолов. Очень страстные, все жестикулируют, экспрессия ракурсов и жестов необычная.

Очень нарративно, в этом есть своя немного наивная литературность. Художественный язык не такой легкий как в Россанском кодексе. Здесь тяжеловато по-восточному. Довольно цветно и ярко, пестровато. Экспрессивно, даже несколько экзальтировано. Есть ощущение толпы. В столичном искусстве человек один на один предстает Богу. А здесь толпа. Это ощущение восточной соборности. Не личностное, а соборное отношение к Евангелию.


Поделиться:

Дата добавления: 2015-01-01; просмотров: 155; Мы поможем в написании вашей работы!; Нарушение авторских прав





lektsii.com - Лекции.Ком - 2014-2024 год. (0.006 сек.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав
Главная страница Случайная страница Контакты