Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АстрономияБиологияГеографияДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника


Искусство христианского Востока 5-7 веков




Земли восточно-христианской культуры. Есть разные термины:

· восточно-христианский мир в отличие от латинского мира.

· восточно-христианское искусство внутри византийского искусства: Сирия, Месопотамия, Ливан (бывшая Финикия), Палестины, Иордания, Египет (коптское искусство).

Совсем кратко, т.к. курс все-таки рассчитан на искусство столичной Византии. Регионов, входивших в византийскую ойкУмену очень много. Например, Грузия, Армения (откололась от центрального православия – монофизитство, особое содержание церковного исповедания), славянские регионы (искусство древней Руси полная часть византийского мира. Когда Византия рухнула, началось уже особенное независимое искусство).

Архитектура очень отличается, а что касается живописи – это, в основном, мозаичные полы. На востоке их много, это целые большущие композиции. Они могут быть на разные темы, в т.ч. языческие. Часто миролюбивые композиции. Очень часто темы рая (центральная ось – ствол дерева, по сторонам – ветви, среди ветвей помещается весь природный мир. Идея в том, что хищники рядом с маленькими, кроткими, никто никого не ест. И в этом и есть замысел. Вспомним древние темы терзающих хищников.

Практически на всех полах есть надписи. Часто это целые тексты: они либо при входе, либо в середине, либо в конце. Они выделены рамой в отдельные прямоугольники. Это целые летописи на греческом: кто, когда, в честь кого выложил полы. Очень много имен и их родословная. Это так наивно, откровенно и бесхитростно. Это был такой мир. Искусство очаровательное, но очень наивное. Очаровательные пасторали, но абсолютно не классические.

Орфей из археологического музея в Стамбуле. Кон 5 – нач. 6 вв. С территории Палестины. Играет на лире, вокруг него кого только нет и натуральные звери и мифические существа (кентавры, паны…). Это мы видели в катакомбах: Орфей, Давид – прообразы (протораф) Христа. Они поют дивные песни и завораживают окружающую действительность.

Полы из Иордании из Мадабы. 6 в. Сбор урожая (и Дионис и Евхаристия). И борьба и миролюбие: очень большая картина мира. Есть охотник с копьем (сцены охоты также популярны как и пасторальные). Пастушок с ослом: острый взгляд, наивное поэтическое сказание.

Крестильный водоем из Мадабы.Очень древняя форма: в цилиндрическом объеме крестообразное углубление. Пернатые фланкирующие древо (древо жизни).

Мозаичная карта Святой земли из Мадабы. В центре – Иерусалим, вокруг много других земель и западных средиземноморских и восточных. Надписи городом, земель, стран уже ушедших. Карта уходит в боковые части базилики.

Фреска из Бауита, Каирский музей. 6 век. Был раннехристианский монастырь. Ранний монашеский Египет – это сплошное отшельничество и аскеза.

· В центре – Христос на троне в мандоле славы и крыльями с символами Евангелистов). По сторонам – архангелы (Михаил и Гавриил), солнце и луна.

· Внизу во втором регистре: Богоматерь с младенцем (под Христом), рядом с ней располагаются на тронах апостолы, а также в конце некоторые избранные святые.

· По канту арки (как в Сан Витале или на Синае) располагаются изображения разных святых воинов, мучеников в медальонах (плохо сохранились).

Живопись свободна от классических воспоминаний. Искусство самородно, почвенно, питающееся египетскими корнями. Оно иероглифично, гротескно. Они не ищут совершенства, главное – сюжет и иконографическая точность, а также выразительность. Выразительность всегда на Востоке предпочитали красоте. Они статичны, большие головы, большущие черные вытаращенные глаза, укороченные гротескные пропорции. Ритмически чередуются. Пестрые, яркие, броские. Линии все элементарны, драпировки тоже. При всем своем примитивизме (отсутствии классической выучки), в нем есть экспрессия (не в движении, а в напряженности). Выразительность рисунка (контура) создает выразительность образа.

· Христос в медальоне в крещатом нимбе. Практически нет объема (ни свето- ни цвето-тенью, ни течением краски), это рисунок с плоской раскраской.

· Петр и Павел, а перед ними ниц пал какой-то монах. В чрезвычайно приниженной позе. Возможно, донатор, хотя… какой он донатор? Просто монашек мелкий. Широкие крупные руки, опять мало моделированные.

Икона из коптского музея в Каире. Копты – выжившие потомки древних египтян. Их история очень драматична, сохранили христианство. В 20 веке большое оживление коптов: они поднялись в верхние слои общества, стали заканчивать университеты, появились копты-ученые. Единственный христианский мир, где как на Руси высокие иконостасы. Типология образов как на фресках Бауита.

Второе, что было всегда развито у коптов – это художественные ткани с изображениями. Во всех музеях мира много коптских тканей (кусочки одежд, покрывал разного назначения).

Полотно с Богоматерью из музея Кливленда. 6 век. В среднике Богоматерь с младенцем на троне в окружении двух архангелов. В верхнем ярусе Христос в мандоле, которую держат два ангела. Вокруг в медальонах святые. Это образ Церкви, соборность.

Для византийских одежд часто использовались ткани востока с иератичными, симметричными мотивам (битва, охота, сражение воинов).


Поделиться:

Дата добавления: 2015-01-01; просмотров: 167; Мы поможем в написании вашей работы!; Нарушение авторских прав





lektsii.com - Лекции.Ком - 2014-2024 год. (0.007 сек.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав
Главная страница Случайная страница Контакты