КАТЕГОРИИ:
АстрономияБиологияГеографияДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Провинциальная ГрецияХрамов очень много, они однотипны. Церковь Элиссе, Гастуни. 12 в. Крестовокупольный на четырех опорах (толстых столбах). Больше нет легкого льющегося пространства. Как в Софии Киевской. Масса растет, пространство убывает, уменьшается количество света (полумрак, служба рассчитана на свечи и лампады, более мистическое впечатление). Типология стандартная крестово-купольная. Полосатые зубчатые фризы текут по всему храму на разных уровнях. Окна двойные или тройные на колонках. На северной/южной стене – тройное «ложное» окно. Опять перспективные арки с зубцами. Но окно маленькое, главное – стена, масса. Евстафий Солунский (Митрополит Фессалоник) 2 пол 19в. «Нужно следовать не покатому, неустойчивому шару, а беспорочному неподвижному кубу». Вот стремление к этому в греческой архитектуре. Стены церкви теперь укрывают человека от греховного мира, а раньше они были открыты в мир, что мир туда легко вливался как в храмах КН. Пространство уменьшается, люди стоят скученной толпой как в восточных сирийских базиликах. Получается опять предстояние, коллективное общение, а не индивидуальное религиозное чувство, скорее совместный поиск защиты. Есть еще храм в Мербаке12 в.
Итальянские храмы средневизантийского периода Много греческих поселений, не только на юге еще со времени Великой Греции. Но и на севере в районе Венеции (Венето). На юге было много греческих монастырей и пещерные и наземные, небольшие. Там хранился греческий язык, хранилась греческая традиция. Иногда строили и расписывали сами греки, иногда это были итальянские художники, которые у греков учились. Два типа: · Север, прежде всего Венеция (есть немного на островах, например на о.Мурано, хотя сам храм романский). Огромные, роскошные, велеречивые · Юг: Сицилия и юг сапожка. Маленькое, небольшое, часто местного значения. Очень богатый остров, лежащий на торговых путях. Там были нормандские короли, они были богатые и хотели иметь у себя самое лучшее. Греки были непревзойденные мозаичисты, а в архитектуре и норманны и арабы и греки. Север Сан Марко. Пьяцца и пьяцетта с Дворцом Дожей. Большой пяти-купольный храм. Фасад не Византия, это пристройка, один из экзонартексов готических форм (14 век) с пинаклями, каменными кружевами. · Купола изначально византийские (более плоские и золотые), но потом были перестроены. Изначальные были как в Софии. Купола с окнами, света достаточно, но не так как в Софии. · 4 бронзовых позолоченных коня с константинопольского ипподрома. Историки искусства доказывают, что это времени Скопаса. Совсем недавно их убрали и сделали для них внутри Сан Марко музей коней. Оставили копии. Там внутри есть три музея: o трезоре (ризница). Там лежат предметы, наворованные венецианцами, в т.ч. в походе 1204 г. Треть экспозиции - Византия o музей камней o пред алтарем «Палла Д'оро». Алтарная преграда из византийских эмалей – заказали еще до падения в Константинополе (11-12 век). Есть венецианские вставки, но в основном именно КН. Стоял храм св. Марка 9 века, ничего не осталось. Венецианцы добыли мощи, которые в 4 веке попали из Александрии в Аквилею (порт северной Италии). На мощах Марка Венеция расцвела. В 11 веке решили его перестроить, полностью заново, но такой же величины. Были приглашены греческие мастера. Как модель была взята церковь Апостолов в КН, построенный Амфимием и Исидором. Есть предание, что уже собор 9 века был по модели собора св. Апостолов. Освятили в 1064 г. Он уникален как конструкция, инженерия и идея, таких больше нет. Его пытались повторить, например в Периге и Амбулеме в 12в (не полное повторение). · Он должен был быть крестово-купольным. Пять крестовокупольных храмов, втекающих рукавами креста друг в друга. · В правой части нартекса – капелла Зен (важный венецианский род) 12 в, на Руси это стало тоже распространено в 16в. · Мозаики Сан Марко вторичны по сравнению с византийскими, а архитектура совершенно первична. · Весь задрапирован, только в некоторых местах видна изначальная кладка закомара с окнами. Часть окон заменены на окна-розы (скорее всего тогда же, когда и достроен готический экзонартекс).
· Украшения совершенно разных времен. o Первые византийские мозаики (сер 11 в) в апсиде алтаря и на центральном портале (большие могучие фигуры). o В конце 12 века – мозаики в центральном куполе и его сводах. o В крайнем восточном и западном – уже в начале 13 века. Но все три купола имеют одну программу (с запада на восток). o Все низы до пят сводов – мраморы. o Но есть и 17, 18 и даже академический 19й. Каждый раз вызывали греков (чем позже тем более смешанные артели, в 13 веке уже во многом местные, но рулили все еще византийцы). Сохранился документ, что приезжие греческие художники обязаны взять 1-2 местных мастеров. · 4 могучих столба в центре (с пространственными ячейками в двух ярусах), держащие центральный и 4 окружающих купола. Купола взаимно погашают распор друг друга. · Алтарная преграда уже венецианская (века 14го) – алтарь с мощами св. Марка – золотой алтарь. · Западный храм трехнефный: боковые рукава отделены колоннадой, над которой проход в виде узкого балкончика. Можно получить разрешение, чтобы там побывать. Он выложен резными плитами, какими выкладывали низ алтарной преграды. Весь периметр храма охвачен этим балконом. Храм в Мурано. Романский храм с византийскими элементами и мозаики такие же смешанные.
|