КАТЕГОРИИ:
АстрономияБиологияГеографияДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Осиос ЛукасИгумен Феодосий из г.Фивы. Аристократия Фив и давала деньги на создание такого ансамбля. Сам Феодосий захоронен в крипте. Осиос Лукас, около 1030г. · Купол – 17 век, т.к. купол рухнул и его восстановили (Пантократор с предстоящими ангелами и Богородицей – та же программа, что и была на ранних мозаиках). Не выжил еще тромп с Благовещением. · В конхе – Богородица на троне. · В виме вспорушенный крестовый свод, плоский купол – Сошествие св. Духа. Все фигуры немного приземистые, большеголовые с широкими мощными шеями. Скоро это уйдет. Очень сильно изрезаны светами ткани одежд. Пробелов много, они могучие. Они изрезают материю и заменяют ее собой. Свет начинает вытеснять материю, фигуры существуют за счет сияния света. · В «парусах» - разные народы, внимающие происходящему. Немного гротескные. · В арках между тромпами – со стороны алтаря – архангелы Михаил и Гавриил – они стражи Богородицы, в других – святые воины (основа жизни, царства, церкви). Св. Георгий (025). Икона св. Георгия из Успенского собора Кремля (возможно, 11 век – ведутся споры, самая ранняя икона в России) – родственница мозаикам Осиос Лукас.
Тромпы: · Рождество. У всех огромные черные глаза из черных агатов. В ликах есть нечто остановившееся, замершее, лишенное живого движения. Любое движение носит больший или меньший элемент мимолетности. Остановившееся воспринимается как раз и навсегда данное, вечное. · Сретение. · Крещение. Окантовки тромпов удивительные: снизу каменная резьба, сверху изысканные и очень нарядные, активно цветные орнаменты. Все узорно и драгоценно. Поражает суровость и аскетизм образов и нарядность и праздничность всего, что их окружает. Искусство для Византии нестандартное. Напоминает мозаики 6го века, в отличие от разного рода вариантов классицизма, доминирующих в другие века. Это искусство суровое, мощное, единородное и подчинено единой идее. Идея – внутреннее духовное напряжение. Образы не обещают райское блаженство, они осуждают за фальшь, за плохие дела. Оно высоконравственное и аскетичное. Отказ от всего лишнего в жизни, от разнообразия ради сосредоточения на божественном образе, ради снискания дара Божия. Разговор о трудах духовных. Очень императивное искусство, оно приказывает. Очень категорично. Классика не подходит для выражение аскетических идей.
· В глубоких нишах на столбах – отцы церкви. Василий Великий и Иоанн Златоуст – с восточной стороны. Они творцы литургии. Василий – очень стилизован, Иоанн – по-изящнее. Широченные плечи, тяжелая голова, шеи почти не видно, лик с укрупненными симметричными чертами. Упорядоченность расположения черт лица создает неподвижность – ощущение, что это и ест закон и порядок. Раз и навсегда данность, которая не требует никакого развития. Мощь, сила и отрешенность. С западной стороны – два чудотворца: Григорий и Николай. Близко к нартексу, к толпе, пришедший в храм за чудом. Геометрические очень отвлеченные драпировки. Материя не имеет природного вида, она меняется под действием света, излучения Божественных энергий, которые меняют всю структуру. · В рукавах креста 1го этажа за тройными арками тоже мозаики в крестовых сводах. В каждом секторе – изображение в медальоне по принципу античных портретов. · Св. Лука – монах-целитель 10 в. Люнета в компартименте северного рукава креста. Под портретом стоит его гробница. Все изображения похожи, есть, конечно, молодой, старый типы и т.д., но все же похожи. Рисунок обозначен четкими линиями, черные зрачки – агаты, неподвижные взоры (очень редко зрачки чуть скошены)
· В каждом рукаве креста в люнетах изображена Богоматерь с младенцем. Напротив Богоматери с южной стороны – целитель. Конечно, была артель, но очень слажено, единая идея. Все же некоторые работали чуть по-нежнее, другие – более сурово. · Западные части храма, угловые ячейки: мир монахов. Все остальные мозаики яркие, а здесь черные. Большей частью игумены известных монастырей (Осиос Лукас становился известным и тоже хотел войти в ранг самых известных в мире монастырей). Очень суровые лики. В рост на арках, в кругах на сводах. Единая типология, очень максималистская, разнообразие отторгнуто принципиально. Вытаращенные расширенные глаза, уставившиеся в вечность. С ними невозможно встретиться взглядом, они смотрят над вами, это установка, призыв. Единообразие усиливает эффект – истина во множестве лиц сильнее, чем в одном облике. Они предлагают путь, очень программное искусство. В таком максималистском виде такие установки до сих пор в Византии не звучали. Иоанн Лествичник – жест принятия благодати. Нартекс (051). · Христос – Пантократор с раскрытой книгой (как в св. Софии «Я есть свет миру»). Мощь, сила, власть. Сложная кладка смальт. Много оттенков. Основные контуры и линии подчеркиваются. Любимый прием: смальта кладется не пятном, а «щеточкой» - сложная вибрирующая поверхность. · Арки, членящие крестовые своды – апостолы (в пол оборота к Христу). Обрамляют образ Христа в люнете - стоящие образы Петра и Павла. Рубленные складки: свет и ткань на равных. Если убрать пробела, то формы не будет. Повелевающая роль Божественного света. Филипп и Фома обрамляют южный люнет. Нет интереса к красоте, хотя классический тип прекрасен и любим в Греции. Здесь они аляповатые, чуть искаженные. Главное – выразительность внутренняя, иного порядка. Иоанн Богослов всегда изображается наиболее интеллектуальный, философствующий – дают другие пропорции, более удлиненные, задумчивое выражение лица. · Крестовый свод – Деисус. Правда Богородица не в деисусной позе, а в позе Оранты. По сторонам крестовые своды – изображения целителей. Ее хитон – синий, мофорий – пурпурный, но он почти не виден, т.к. все застилает золотой свет. Похоже в Софии Киевской (то же время и в целом похожи). В Равенне смальты были положены под углом, как цветные лучики. Здесь смальта натянута линиями, идущими по пластической объемной форме. Отсюда другое свечение и другая структура: крупная и объемная (она не тает в свете), она пластически высвечена. Ангелам дали больше красоты, нежности, лиричности. · С торцовых сторон – люнеты. С северной стороны – Христос омывает ноги апостолам. Правило в греческий монастырях: в Великий Четверг игумен омывает ноги 12 самым больным, старым, немощным монахам. Как и император – 12ти беднейшим жителям КН. С другой стороны – Распятие. Моменты крайнего самоуничижения Христа, крайнего пребывания в человечестве. Еще одна торцовая стена – Сошествие во Ад (Адам и Ева и ветхозаветные цари – Давид и Соломон). Напротив омовения ног – Уверение Фомы – все апостолы как белая стена, фигуры почти не различимы. Светлый белый конец Нартекса.
Крипта. Очень большая, пространная (в величину восточной части храма). Вся перекрыта расписанными крестовыми сводами. Здесь хоронили наиболее почетных монахов монастыря. Очень много сцен и в медальонах – великие преподобные. Воспоминание о древних временах, о зарождении киновИй, отшельников 4-5 вв. Праздники в люнетах.
|