Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника



Права и обязанности человека и гражданина

Читайте также:
  1. A) Обязанности персонала по обеспечению пожарной безопасности
  2. C. 4.35. 13). - Авторитетом права прямо признается, что доверенное лицо отвечает за dolus и за всякую culpa, но не за casus, которого нельзя было предусмотреть.
  3. I.2.1) Понятие права.
  4. I.2.3) Система римского права.
  5. I.3.1) Развитие римского права в эпоху Древнего Рима.
  6. I.3.2) Историческое восприятие римского права.
  7. II. По правовому основанию различались иски цивильного права и иски преторские.
  8. II.3. Закон как категория публичного права
  9. III. Функциональные обязанности
  10. III. Функциональные обязанности

Степень реальной свободы человека проявляется в том, как он может реализовать присущие права и обязанности. Быть человеком — значит, среди прочего, обладать неотъемлемыми правами.

Впервые о правах человека заговорили итальянские гуманисты эпохи Возрождения, разработавшие учение о «природе человека», способного подняться до небесных высот или опуститься до скотского состояния. Эпоха Возрождения определила статус свободы и выбор человека. Прорыв в понимании прав человека был сделан не только в результате философского обоснования автономности человеческой личности в ренессансном гуманизме, а также благодаря последующему опыту борьбы за права человека в период первых буржуазных революций в Европе, когда были осуществлены первые попытки философского осмысления идеи «естественного права».

Человек, только потому человек, что он наделяется неотчуждаемыми от него свободами. Задача государства состоит в том, чтобы создать надлежащие условия для реализации этой свободы.

В 1776 г. американский просветитель Т. Джефферсон представил в «Декларации Независимости Соединенных Штатов Америки» классическую формулировку прав человека: «… все люди созданы и наделены своим создателем определенными правами, среди которых право на жизнь, свободу и стремление к счастью» (Цит. по: Политология. Энциклопедический словарь. М., 1993. С. 309). Дальнейшее развитие идея прав и свобод и обязанностей человека получила в ходе Великой Французской революции и принятой ею «Декларации прав человека и гражданина». Именно последний документ содержит ряд моментов, принципиальных для современного понимания этой проблемы.

Во-первых, в «Декларации…» было заявлено, что целью любого государственного объединения является обеспечение естественных и неотчуждаемых прав человека. К таким правам отнесены свобода, собственность, безопасность и сопротивление угнетению.

Во-вторых, «Декларация…» провозгласила равенство всех граждан перед законом как выражением общей воли. Практически это выразилось в ликвидации сословных привилегий.

В-третьих, в этом документе было сделано важное различие между правами человека и правами гражданина. Оно означало признание того, что человек не только общественное существо, но имеет и частную жизнь, интересы и цели которой подчас не совпадают с интересами и целями политического сообщества. В дальнейшем это разграничение получило развитие в обосновании автономности институтов государства и гражданского общества как основных форм общественной жизни.



Права и обязанности человека и гражданина, провозглашенные во французской Декларации 1789 г. задали импульс к гуманизации общественных и государственных отношений во всем мире.

Прошло свыше 150 лет, и 10 декабря 1948 г. Генеральная Ассамблея ООН приняла Всеобщую Декларацию прав человека, вобравшую в себя интеллектуальный и политический опыт борьбы человечества за права и свободы человека.

В статье 1 Декларации подчеркивается, что «все люди рождаются свободными и равными в своем достоинстве», а статья 2 утверждает, «что каждый человек должен обладать всеми правами и всеми свободами, провозглашенными Декларацией, без какого бы то ни было различия».

В статьях 3–21 раскрываются гражданские права и политические свободы, в том числе право на жизнь, свободу и безопасность личности; на равенство перед законом; на гражданство и участие в управлении своей страной; на владение имуществом. Здесь же указаны и негативные свободы: от произвольного ареста, задержания или изгнания; от рабства и подневольного существования; от пыток и жестокого обращения; от произвольного вмешательства в личную и семейную жизнь.



К позитивным свободам, провозглашаемым Декларацией, относятся: свобода передвижения; свобода совести; право на проведение мирных собраний и ассоциаций и т. д.

Статьи 22–27 выражают экономические, культурные и социальные права: право на труд и свободный выбор работы; право на социальное обеспечение; право на жизненный уровень, необходимый для поддержания здоровья и благосостояния; право на образование; право на участие в культурной жизни.

Статья 28 декларирует, что «каждый человек имеет право на социальный и международный порядок, при котором права и свободы, изложенные в Декларации, могут быть осуществлены».

В статье 29 говорится о том, что помимо прав «человек имеет обязанности перед обществом, в котором только и возможно свободное и полное развитие его личности». Любые ограничения прав и свобод отдельной личности могут быть «установлены законом исключительно с целью обеспечения порядка и общего благосостояния в демократическом обществе».

Заключительная, статья (30) подчеркивает, что ничто в Декларации не может быть истолковано как предоставление какому-либо государству, группе лиц или отдельным лицам права совершать действия, направленные к уничтожению прав и свобод, изложенных в Декларации.

В 1998 г. в мире широко отмечалось 50-летие принятия Всеобщей декларации прав человека. Генеральный секретарь ООН в специальном послании по этому поводу назвал Всеобщую декларацию «совестью мира», эталоном, на основе которого могут быть измерены позиции обществ и правительств. Этот юбилей явился поводом и для переосмысления некоторых положений Декларации и других документов, связанных с правами человека и гражданина.

Несмотря на явные успехи в реализации концепции прав человека, она нуждается в развитии с учетом происходящих в мире изменений. Вызывает беспокойство углубляющийся разрыв между правами и обязанностями человека, рост индивидуализма и эгоизма, стремление любой ценой отстоять права в ущерб обязанностям.

В современном мире ослаблено чувство ответственности людей за индивидуальные и коллективные действия, что ведет к различным конфликтам и катастрофам. Поэтому среди политиков и правоведов, философов и социологов обсуждается идея о принятии Международной декларации основных обязанностей человека.

Сбалансированность прав и свобод человека, а так же его обязанностей в современных условиях является одним из факторов сохранения стабильности и устойчивого развития человечества, что в свою очередь выступает гарантом пролонгации человечества в третьем тысячелетии.

 

§ 3. Конфликтология и правовые проблемы

 

Любая конфликтная ситуация требует воссоздания логики слова, текста и поступка другой стороны, чтобы обеспечить оптимальный выбор решения:

- противостоять;

- идти на компромисс;

- сдавать позицию;

- использовать социально неодобряемые средства, включая обман, шантаж, устрашение.

Выбор решения находится в прямой зависимости от освоения структуры конкретного конфликта, которая включает компоненты.

· Предмет конфликта и его непосредственная причина (повод).

· Характеристика участников (субъектов) конфликта, их отношение к предмету конфликта.

· Мотивы конфликта (явные и неявные, истинные и сублимированные).

· Цели субъектов противостояния, их интересы.

· Альтернативы поведения участников конфликта.

· Возможные правовые нормы регуляции отношений субъектов конфликта.

· Возможные формы, способы и средства разрешения конфликта.

· Возможные последствия конфликта.

 

Любая конфликтная ситуация предполагает и определенный тип поведения: адаптивное, дезадаптивное, контрадаптивное.

· Адаптивное поведение ориентировано на приспособление и формирование нейтрально-дружественных отношений. Если окружающий мир живет по «волчьим» законам, то адаптивная позиция обращается нравственной деградацией. Другими словами, индивид адаптивного поведения демонстрирует способность возвышаться и падать вместе с той средой, с которой он себя идентифицирует.

· Дезадаптивное поведение характеризует перевод внешнего конфликта во внутреннее состояние, сопровождаемое переживанием перед решением проблемы принять и покориться или противостоять до конца, несмотря на последствия.

· Контрадаптивное поведение характеризует активную волю личности, проявление которой возможно в трех ипостасях:

- имморальное поведение ориентировано на вседозволенность выбора любых средств, неприятие компромисса, отсутствие чувства меры;

- моральное поведение ориентировано на противостояние соперников, но не врагов, где каждый отстаивает свои интересы, где возможен компромисс, где имеет место ориентир на нормы гражданского права и нормы морали в форме общественного мнения;

- нравственное поведение ориентировано на восприятие конфликтной ситуации через призму общечеловеческих ценностей, что заставляет относиться к другой стороне с должным уважением, исключать использование неправедных средств и ориентироваться на голос совести как форму выражения своего внутреннего мира.


Дата добавления: 2015-01-01; просмотров: 10; Нарушение авторских прав


<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Доминанты духовности и систематизирующие идеи правовой культуры древнего Китая 5 страница | Неправо и его причинная обусловленность
lektsii.com - Лекции.Ком - 2014-2018 год. (0.014 сек.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав
Главная страница Случайная страница Контакты