КАТЕГОРИИ:
АстрономияБиологияГеографияДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Доказательства закона. Известный греческий моралист и философ Сократ сделал предметом своей философии именно моральное благо и ценностное содержание жизни – вопросы блага и
Известный греческий моралист и философ Сократ сделал предметом своей философии именно моральное благо и ценностное содержание жизни – вопросы блага и добродетели, добра и зла, пользы и счастья. По мнению великого мудреца, вся культурно-просветительская деятельность познающего разума человека должна быть направлена на нравственное самосовершенствование личности. Таким образом, Сократ одним из первых абсолютизировал мораль. Он рассматривал ее как основу всей человеческой культуры. При этом философ не отрывает моральность (добродетельность) личности от многообразия ее деятельности (семейной, гражданской, военной, индивидуально-телесной и т. д.), а видит в ней ведущее, смыслообразующее начало человеческого бытия. Сократ высказывает твердое убеждение в существовании общих определений морали, постижение которых является гарантией добродетельности личности. Самое главное, что Сократ жил так, как проповедовал. Судьба мыслителя является зримым воплощением того человеческого идеала, который он теоретически обосновывал. Всю свою жизнь Сократ посвятил самосовершенствованию, стремясь при этом оставаться самим собой, непохожим на других, неповторимым. В этом заключаются его огромная воля и умение управлять самим собой, своим разумом, своей волей. Примечательно то, что Сократне пошел по стопам своего отца – скульптора, не обнаружил интереса к другим родам общественной деятельности, а сам придумал себе профессию – вести этические беседы с гражданами, побуждая их к поискам нравственной истины и к самосовершенствованию. Сократ был готов вести беседы с любым человеком – государственным деятелем, сапожником, философом, поэтом, моряком. Одним словом, он делал то, что сам считал нужным делать – в этом и проявлял огромную силу воли и умение владеть собой, управлять своими действиями. Сократ отстаивал моральную эмансипацию личности – это основное его положение еще раз доказывает защиту им душевной независимости каждого отдельного человека, умения противостоять моральному натиску со стороны и проявлять себя. Несмотря на безупречную репутацию, которую имел Сократ среди окружающих благодаря своим беседами и проповедями, сам он постоянно был недоволен тем, что делал, видел свои недостатки и старался их исправить. Он без устали искал общие понятия мужества, справедливости и т. д., на это была направлена вся его деятельность, все его мысли, но он говорил: «... Я и сам путаюсь, и других запутываю». Это в полной мере доказывает то, что самосовершенствование – длительный, если не сказать бесконечный процесс. Как известно, своими учениями Сократ явился отправным пунктом для развития других этических и философских школ, которые стали называться «сократическими». Одной из таких школ была школа киников, которые тоже развивали идеи о самосовершенствовании и моральной независимости личности и старались убедить людей прежде всего наглядным воплощением своих представлений о должном образе жизни. Наиболее ярко это продемонстрировал Диоген Синопский – одна из популярных фигур в истории философии. Диоген вел аскетический образ жизни, доказывая тем самым, что не позволил своим телесным потребностям управлять разумом. Всеми своими действиями и образом жизни Диоген стремился доказать, что индивид может и должен находить удовлетворение в себе и не нуждается ни в чем внешнем – ни в других людях, ни в предписываемых социальными нормами моделях поведения. Саму жизнь Диогена, которую многие называли «низменной», не стоит брать в пример, но тем не менее заслуживает внимания его мысль о том, что человек – сам себе хозяин, что он обязан подчиняться только себе и никому другому, действовать в силу собственных убеждений и принципов. Это является частью закона о самоуправлении и самосовершенствовании. Говоря о своеобразном образе жизни Диогена, можно вспомнить не менее примечательный стиль жизни героя романа Чернышевского «Что делать?» Рахметова, того самого идеалиста, который спал на гвоздях, не принимал неделями пищи и т. п. Из источников известно, что у литературного Рахметова был вполне реальный прототип – саратовский помещик Бахметьев, который сумел отказаться от тех социальных благ и привилегий, которые были ему предоставлены. Он делал акцент на своем моральном и физическом воспитании, развивая силу воли, проявляя независимость от привычных норм. Многие считают такую жизнь природной склонностью к аскетизму, но Бахметьев не пытался стать аскетом: он всего-навсего стремился внешне проявить оригинальность своего мышления, доказать, что каждый человек может обладать рядом способностей, совершенствовать себя, постоянно развиваясь к лучшему. Следует обратить внимание на то, что почти все мудрецы верили в силу самовоспитания (самосовершенствования) для утверждения творческо-созидающей сущности человека, его способности развивать свои возможности и отстаивали моральную суверенность личности: «... Боги не дают людям ничего доброго и прекрасного без труда и заботы, выбор человеческих качеств – это задача самого человека». Несомненно, что в самосовершенствовании решающая роль отводиться самим поступкам человека, его конкретному образу жизни.
|