Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АстрономияБиологияГеографияДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника


Доказательства закона. Никто не станет спорить с тем, что китайцы – один из самых порядочных и развитых народов




 

Никто не станет спорить с тем, что китайцы – один из самых порядочных и развитых народов. В основном они – довольны независимые, волевые и очень практичные люди, которые стараются использовать себе во благо каждую мелочь, следуют порядку во всем.

Как известно, китайские церемонии стремятся к соблюдению строгой последовательности во всех своих действиях. В каждое из них вкладывается особый смысл, а порядок исполнения церемонии заставляет человека целиком погрузиться в него, сконцентрировать свое внимание, максимально сосредоточиться на важных его аспектах. Подобное поведение поневоле развивает в человеке способность руководить своими мыслями и желаниями, делает его внимательнее, терпимее, спокойнее, задумчивее. Таким образом, человек приучается выполнять подобным образом любое дело, любую работу с особой тщательностью, вкладывая в нее свою душу и разум.

Пользу соблюдения моральных норм и порядка в жизни проповедовал великий китайский философ Конфуций. Его философия, основанная на личной морали и на концепции власти правителя, который служит своему народу и правит посредством своего морального примера, подпитывала китайскую жизнь и культуру на протяжении более чем двух тысяч лет и оказала существенное влияние на мировоззрение и уклад китайцев. Конфуций был философом, которого прежде всего интересовали проблемы личной и политический морали, проблемы нравственного поведения.

Говоря о личностной морали, Конфуций не избегал таких понятий, как внутренняя свобода личности, моральная независимость человека, волевая натура и т. п. Это значит, что древний философ отстаивал мысль о личной независимости каждого отдельного человека, о способности самоуправления и самовоспитания с целью духовного роста.

Но не менее важную роль Конфуций отводил соблюдению порядка – внешних правил, которые позволили бы человеку полновластно управлять своими мыслями и действиями. Согласно ему, существуют две самых главных добродетели – «жэнь» и «ли», которыми обязан руководствоваться благородный человек в своем поведении. «Жэнь» – «любовь» либо «доброжелательное отношение к ближнему», а «ли» – это и есть комбинация этических норм: хороших манер, церемоний, обычаев, этикета и правил хорошего поведения.

Сам Конфуций старался следовать своей философии и соблюдать те «этические нормы», которые отстаивал и проповедовал: он жил довольно скромно и очень практично, соблюдая четкий распорядок дня. Он предъявлял к себе довольно высокие требования и старался выполнять их, чем закалял собственную силу воли. Конфуций буквально воспитывал себя, придавая особое значение каждой минуте своей жизни, и заботился о том, чтобы время не пропало зря.

Таким образом, конфуцианство (философия Конфуция) ставит большой акцент на обязанностях человека, на его его умении поступать в жизни, сообразно моральным идеалам, неуклонно следовать им и отстаивать их. Это этическое учение было принято большинством жителей Китая и на протяжении более чем двух тысячелетий оказывало глубокое влияние на их жизнь и их мысли: формировало способность к самоуправлению и порядку.

Философия Конфуция если и повлияла на формирование столь положительных черт характера, то только в жизни китайского народа. Вряд ли ей следовали в Европе. Но, несмотря на это, у Европы есть свои образцы и свои философы, которые были схожи с Конфуцием в своих рассуждениях о «правильности» человеческого существования.

Древнегреческий философ Аристотель, например, тоже ставил в обязанность личности выбор собственного жизненного пути и упорядоченное решение важных вопросов. Великий античный мыслитель считал, что добродетельность человека зависит от него самого: субъект сам в состоянии контролировать свои поступки, а, следовательно, планировать их, сообразно неким правилам и нормам, чтобы они стали полезными и приносили результаты.

Рассматривая господство человека над своим характером, Аристотель обозначал границу между нравственной свободой личности, с одной стороны, и природной определенностью и произволом, с другой. «Человек может выбирать сам себя», – а следовательно, может сам упорядочить и подчинить себе свою жизнь и свои мысли в зависимости от морального выбора, а значит может стать лучше самостоятельно. Моральный индивид стремится к высшему благу. Он не удовлетворяется стихийным течением жизни и стремится подчинить ее некоей единой цели, своей воле – иными словами, он проявляет настойчивость своего характера и старается утвердить определенный порядок при помощи собственной воли.

Таким образом, Аристотель своим учением о качествах моральной личности не меньше, чем Конфуций со своими идеями, доказывает истинность и огромную пользу соблюдения порядка каждым человеком и его влияния на формирование, на ее совершенствование и становление самостоятельной личности.

 


Поделиться:

Дата добавления: 2015-01-01; просмотров: 172; Мы поможем в написании вашей работы!; Нарушение авторских прав





lektsii.com - Лекции.Ком - 2014-2024 год. (0.006 сек.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав
Главная страница Случайная страница Контакты