КАТЕГОРИИ:
АстрономияБиологияГеографияДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Учение Пифагора про число и гармонию сфер. Проблема бытия и движения в учении элеатов (Парменид, Зенон).Первоосновой всего, с точки зрения Пифагора, является число. Но число есть знак, символ, т.е. оно, в сущности, не вещественно. Оно – лишь начертание. Таким образом, в качестве главного, сущностного начала выделяется идеальный компонент бытия, реальная основа которого – количественная определенность всего сущего. Пифагорийцы придавали числам мистическое значение (10 – священное число). Космос, Вселенная мыслилась ими как единство десяти небесных тел, которые вращаясь, создают музыку сфер – мировую гармонию. Элеаты – философское учение группы единомышленников в 6-м – 5-м веках до нашей эры. Элея – греческая колония на территории южной Италии. Здесь жили крупнейшие её представители. Основателем был Ксенофан Колофонский. Главными представителями были Парменид и Зенон из Элеи, Мелисс Самосский. В центре их интересов – категории бытия, единого, движения. Бытие понимается ими как субстанция, т.е. как то, что всегда существует, никогда не исчезает и составляет основу всего конкретного. Бытие, сущность природы, следует отличать от бывания (конкретных вещей и процессов). Первое – вечно, едино, неподвижно. Мир бывания или явлений, напротив, представляется человеку множественным и подвижным. Тезисы Парменида: «бытие есть, небытия – нет»; бытие едино, неделимо и неподвижно. Проблемой соотношения бытия, движения и покоя занимался Зенон. Его апории (затруднения) были основаны на методе логической аргументации – доказательство от противного. Известны апории Зенона «Стрела», «Дихотомия», «Ахиллес», «Стадион». Основная мысль Зенона состоит в том, что прерывность, множественность, движение характеризует картину мира, как она воспринимается чувствами. Он, как и все элеаты, вводит в науку проблему различения сущности и явления, субстанции и форм её существования. Заслугой элеатов является именно выдвижение проблемы соотношения мышления и бытия, в привлечении теоретических, логических методов к обсуждению этой проблемы.
10.Антропологічна лінія в античній філософіі.Софісти та Сократ. Антропологический период греческой философии весьма краток; это эпоха софистов и Сократа, сменяющая натурфилософию и предваряющая платоновско-аристотелевскую метафизику. Софисты. Софистика выступала против всего, что жило в сознании людей без удостоверения его законности. Софисты были первыми среди философов, кто стал получать гонорары за обучение. Софисты как раз и предлагали свои услуги тем, кто стремился участвовать в политической жизни своего города: обучали грамматике, стилистике, риторике, умению вести полемику, а также давали общее образование. Проблемы познания при этом выходили у софистов на первый план. Исходный принцип, сформулированный Протагором, таков: "Человек есть мера всех вещей: существующих, что они существуют, и несуществующих, что они не существуют". Теории познания софистов ориентируются на индивида. Сократ Основной философский интерес Сократа сосредоточивается на вопросе о том, что такое человек, что такое человеческое сознание. "Познай самого себя" - любимое изречение Сократа. Задача Сократа - обнаружить не только субъективное, но и объективное содержание сознания и доказать, что именно последнее должно быть судьей над первым. В центре внимания у него, как и у софистов, всегда стояли вопросы человеческой жизни, ее назначения и цели, справедливого общественного устройства. Философия понималась Сократом как познание того, что такое добро и зло.
11.Об'єктивний ідеалізм в давньогрецькій філософіі:платонівське вчення "про світ ідей" та "світ речей". Мир идей и мир вещей Платон, также как и элеаты, характеризует бытие как вечное, неизменное, всегда себе тождественное, неделимое, недоступное чувственному восприятию и постигаемое только разумом.Одно из важных положений платоновской онтологии состоит в разделении действительности на два мира: мир идей и мир чувственных вещей. Первичным "истинно существующим" Платон называл мир вечных, неизменных, самостоятельно существующих сущностей - идей. Вторичным, производным от них, он называл все многообразие чувственно воспринимаемого мира. По его учению, отдельные предметы создаются, разрушаются и воспроизводятся потому, что в умопостигаемом мире имеется причина, которая делает вещь именно этой вещью.Противопоставляя идею (сущность) вещам (явлениям), Платон должен был как-то объяснить наличие связи между ними. Однако, Платон не дал однозначного объяснения характера этой связи. В ряде высказываний он говорит, что идеи - это образцы, а прочие вещи подходят к ним и становятся подобиями, так, что сама их причастность к идеям есть ничто иное, как уподобление им. Идеи, с точки зрения Платона, можно рассматривать как цели вещей.
12.Онтологія Аристотеля.Логічна система філософа. Аристотель - ученик Платона. Центральная категория учения Аристотеля - "эйдос" (заимствована у Платона с дополнениями). У каждой вещи есть своя идея. Идея вещи находится внутри самой же вещи. У Аристотеля идея не оторвана от вещи, а у Платона - да. Материя - потенциальная возможность возникновения многообразия вещей. Материя инертна. Чтобы вещь стала действительна, ей нужно придать форму (эйдос). Форма - это сущность вещи. Каждая вещь имеет причину происхождения и целевое предназначение Что важнее - материя или форма? На первый взгляд кажется, что материя важнее формы, но Аристотель не согласен с этим. Ведь только благодаря форме индивид становится тем, чем он является. Значит, форма есть главная причина бытия. Причины вещей (любая вещь обязана своим существованием четырем причинам) 1. материальная (из чего), 2. формальная (форма, сущность вещи), 3. деятельная (мастер, то, что приводит в движение и обуславливает изменения), 4. целевая (ради чего, во имя чего совершается действие). Итак, по Аристотелю, единичное бытие есть синтез материи и формы. Материя - это возможность бытия, а форма есть осуществление этой возможности, акт. Аристотель считал материю вечной, несотворимой и неуничтожимой. Материя не может возникнуть из ничего. Не может, так же, увеличиться или уменьшиться в своем количестве. Но сама по себе материя инертна, пассивна. Она содержит лишь возможность возникновения многообразия вещей. Чтобы эту возможность превратить в действительность надо придать материи соответствующую форму. Под формой А. подразумевал активный творческий фактор, благодаря которому вещь становится действительной.. Для того чтобы из материи возникли разнообразные вещи, необходим гончар - Бог, перводвигатель.Бог умственно совершенен, он источник всякого движения, неподвижен, не имеет истории, значит, вечен. Бог Аристотеля бесстрастен, он не принимает участия в делах людей. Бог - великолепный ум. ЛОГИЧЕСКАЯ СИСТЕМА АРИСТОТЕЛЯ Логика Аристотеля есть главным образом логика терминов, поэтому определение природы понятия и отношений между понятиями были предметом его внимания. Особенно важным для Аристотеля было выяснение свойств общего. В учении Аристотеля общее определяется как то, что относится ко многим предметам в силу их природы. Аристотель классифицирует предложения, разделяя их на четыре группы. одну из них составляют утвердительные и отрицательные предложения ( в первой понятия соединяются, а во второй отделяются друг от друга ). Вторую группу составляют истинные и ложные предложения. Для логики Аристотеля различение истинных и ложных предложений фундаментально. Истинными предложениями он называет те, в которых утверждается соединение понятий таково, каково соединение их предметов в действительности. Ложными называются те предложения, в которых либо соединяется то, что разделено в действительности, либо разъединяется то, что в действительности соединено. Третье основание для классификации предложений определяется характером их общности. То, что высказывается в предложении может относиться к одному предмету или их множеству.Четвертое основание для классификации предложений - способность их быть высказываниями о возможности, действительности и необходимости.
13.Порівняльний аналіз атомістичних концепцій епікура та демокрита. В учении Демокрита можно выделить следующие основные положения: • весь материальный мир состоит из атомов; • атом — мельчайшая частица, "первокирпичик" всего сущего; • атом неделим (данное положение было опровергнуто наукой только в наши дни); • атомы имеют различную величину (от мельчайших до крупных), различную форму (круглые, продолговатые, кривые, "с крючками" и т. д.); • между атомами существует пространство, заполненное пустотой; • атомы находятся в вечном движении; • существует круговорот атомов: вещи, живые организмы существуют, распадаются, после чего из этих же атомов возникают новые живые организмы и предметы материального мира; • атомы невозможно "увидеть" путем чувственного познания. По Эпикуру во вселенной существуют только тела, находящиеся в пространстве. Они непосредственно воспринимаются чувствами, а наличие пустого пространства между телами следует из того, что иначе было бы невозможно движение. Эпикур выдвинул идею, резко отличающуюся от трактовки атомов Демокритом. Эта идея об «отклонении» атомов, когда атомы движутся в «связанном потоке». По Демокриту, мир образуется вследствие взаимного «удара» и «отскакивания» атомов. Но уже просто тяжесть атомов противоречит концепции Эпикура и не позволяет объяснить самостоятельность каждого атома. Эпикур решает вопрос так; он наделяет атомы способностью самопроизвольного отклонения , которое он рассматривает по аналогии с внутренним волевым актом человека. Получается, что атомам присуща «свобода воли», которая и определяет «непременное отклонение». Поэтому атомы способны описывать разные кривые, начинают касаться и задевать друг друга, сплетаться и расплетаться, в результате чего возникает мир.
14.Стоицизм. фаталістична тенденція вченнястойків. Основателем данной философской школы считается Зенон Китайский (не путать с Зеноном Энейским, автором так называемых "апорий" — парадоксов). Основная идея философской школы стоиков — освобождение от влияния внешнего мира. Идеалом стоиков выступает мудрец, поднявшийся над суетой окружающей жизни, освободившийся от влияния внешнего мира благодаря своей просвещенности, знанию, добродетели и бесстрастию (апатии), автаркии (самодостаточности). К характерным чертам стоической философии также относятся: • призыв к жизни в согласии с природой и Мировым Космическим Разумом (Логосом); • признание добродетели высшим благом, а порока — единственным злом; • определение добродетели как знания о добре и зле и следования добру; • призыв к добродетели как постоянному состоянию души и моральному ориентиру; • признание официальных законов и государственной власти лишь в том случае, если они добродетельны; • неучастие в жизни государства (самоотстранение), игнорирование законов, традиционной философии и культуры, если они служат злу; • оправдание самоубийства, если оно совершено в знак протеста против несправедливости, зла и пороков и невозможности делать добро; • восхищение богатством, здоровьем, красотой, восприятие лучших достижений мировой культуры; • высокий эстетизм в мыслях и поступках; • осуждение бедности, болезней, нищеты, бродяжничества, попрошайничества, человеческих пороков; • признание стремления к счастью высшей целью человека. Стоики считали, что путь к блаженству в беспристрастии. Они уделили пристальное внимание анализу страстей, требуя их подчинения разуму. Страсти делились при этом на четыре вида: печаль, страх, вожделение и удовольствие.
15. Епоха пізнього еллінізму. Філософські джерела виникнення християнства. В самой философии на первый план выступает этическая проблематика, онтологическая же отступает на второй план. Можно сказать, что эллинистические философы – в меньшей степени философы, в большей степени мудрецы (учителя жизни). Их в первую очередь волнует вопрос, как человеку поступать, как ему построить свою жизнь и как ему в этой жизни быть счастливым. Во вторую очередь вопросы – связанные с устройством мироздания. Философская школа Филона Александрийского дала христианству идею богочеловека, посредника между небом и землей. Повлияла на христианство и школа римского философа Сенеки, рассматривающего земную жизнь лишь как преддверие к «новому рождению» в потустороннем мире, и учение гностиков – религиозно-философское направление, считавшее материю греховным началом и искавшее пути спасения души. Можно указать также на этическое направление греческой философии, берущее начало с Сократа, провозгласившего вопреки тогдашним воззрениям, что добродетель есть единственный источник и залог счастья На вероучение и культ христианства оказали влияние и древнеегипетский культ Осириса и Исиды с его идеями загробного суда и воскрешения, а также культ древнеперсидского божества Митры с его символами и мифом о том, что бог добровольно принес себя в жертву.
16. Релігійний фаталізм та спроби його подолання. Вчення Августина Аврелія то Боеція. Фатализм - представление о неотвратимой предопределенности событий в мире. Мир есть сильнее человека, поэтому человек подчиняется господствующим в мире силам. Существует два вида таких сил - сила неотвратимости причинно-следственных связей и сила природных стихий.Поэтому вероучения фатализма сводится к формуле: человеческая жизнь определяется господствующим в мире законом причинности или мировых стихий. Августин отстаивал наличие у человека испорченной природы вследствие первородного греха. Первородный грех он понимал как потерю благодати и искажение свободной воли. Августин подчеркивал, что каждый человек, согласно провидению, идет по пути к Богу, но не всякий это осознает. Вернуться к Богу – значит вновь обрести божественную благодать, сверхспособности, проявляющиеся в милосердии и прощении, бескорыстии и добросердечии, любви и заботе. Августин считал, что сам человек несет ответственность за свои поступки, которые укрепляют либо Град земной (мир Зла), либо Град Божий (мир Добра). Битва между двумя мирами – это битва между Добром и Злом в окружающем мире и в душе самого человека. Боэций пытался решить проблему совмещения свободы воли с промыслом Бога. С одной стороны, если Бог всё предвидит, то свободы воли не существует. С другой — свобода человека, его воля всё-таки существует, а это подрывает способность Бога проникать во мрак будущего. Это видимое противоречие Боэций объясняет тем, что знание Богом наших будущих действий, их предвидение, не является необходимой причиной самих этих действий. Боэций наставляет читателя, чтобы тот уклонялся от зла, своё сердце устремлял к добродетели, а ум — к истине.
17. Дискусія про природу та універсалій. Универсалиями в средние века называли общие понятия. Дискуссия включала в себя решение вопроса об отношении общего и отдельного. Существует ли общее в реальности? В средние века складывались 2 позиции в решении этой проблемы. Реалисты утверждают, что универсали реальны и существуют или до вещей, как идеи Бога(крайний реализм) или в вещах(умеренный реализм) Номиналисты учили, что реально существуют лишь отдельные , единичные вещи. Общее – это лишь слова. Универсалии (общеее) существует лишь после вещей. Одни носителем общего считали только слово, другие – умеренные реалисты – носителем общего считали понятия (концептуализм)
18 Філософія Фоми Аквінського та її продовження в неотомізмі. Фома Аквинский считал недостаточным онтологическое доказательство существования Бога (то есть "очевидное" доказательство существование Бога, выводимое из существования его творения — окружающего мира, как считал Августин Блаженный). Фома выдвигает пять собственных доказательств существования Бога: • движение: все, что движется, движимо кем-то (чем-то) другим — следовательно, есть первичный двигатель всего — Бог; • причина: все, что существует, имеет причину — следовательно, есть первопричина всего — Бог; • возможность и необходимость: для всего материального невозможно вечное бытие, т.е. вещи могут быть, а могут и не быть. Поэтому «необходимо положить некую необходимую сущность, не имеющую внешней причины своей необходимости.Это есть Бог» • степени совершенства: все, что существует, имеет различные степени качеств (лучше, хуже, больше, меньше и т. д.) — следовательно, должно существовать высшее совершенство — Бог; - • цель: все в окружающем мире имеет какую-либо цель, направляется к цели, имеет смысл - значит, существует какое-то разумное начало, которое направляет все к цели, придает смысл всему, - Бог. Согласно Фоме: • все состоит из материи и формы (идеи); • суть любой вещи — единство формы и материи; • форма (идея) является определяющим началом, а материя есть лишь вместилище различных форм; • форма (идея) есть одновременно цель возникновения вещи; • идея (форма) любой вещи троична: существует в Божественном разуме, в самой вещи, в восприятии (памяти) человека. Исследуя проблему познания, Фома Аквинский приходит к следующим выводам: • откровение и разум (вера и знание) - не одно и то же (как считал Августин Блаженный), а различные понятия; • вера и разум одновременно участвуют в процессе познания; • вера и разум дают истинное знание; • если человеческий разум противоречит вере, то он дает неистинное знание; • все в мире делится на то, что можно познать рационально (разумом), и то, что разумом непознаваемо; • разумом можно познать факт существования Бога, единство Бога, бессмертие человеческой души и др.; • не поддаются рациональному (разумному) познанию проблемы сотворения мира, первородного греха, троичность Бога, а следовательно, могут быть познаны через Божественное откровение; Историческое значение философии Фомы Аквинского (прежде всего для католической Церкви) в том, что им были: • даны пять доказательств существования Бога; • систематизирована схоластика; • закреплено разделение эссенции и экзистенции (сущности и существования), что доказывало всемогущество Бога и полную зависимость от Него, Его воли всего сущего; • доказаны (с точки зрения католиков) правильность, преимущество идеализма над материализмом, существование Божественных идей, которые предшествуют вещи: господство идеи над материей (а следовательно, Бога над окружающим миром); • выдвинута идея об истинности знания, полученного разумом только в случае соответствия разума вере; • вычленены сферы бытия, которые могут быть познаны только через откровение; • разделены философия и теология, причем философия поставлена в подчиненное положение по отношению к теологии; • логически доказан ряд положений теологии и схоластики. В настоящее время получил распространение неотомизм — философско-религиозное учение, основанное на идеях Фомы Аквинского.
|