КАТЕГОРИИ:
АстрономияБиологияГеографияДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Философия К. Маркса и Ф. ЭнгельсаК. Маркс и Ф. Энгельс – выдающиеся политические деятели XIX века, пережившие сложную духовную революцию: от религиозного миросозерцания детства через увлечение гегелевской философией и учением Л. Фейербаха к выработке философии диалектического материализма и революционной коммунистической теории. Примыкая в начале 40-х годов к левым гегельянцам, они участвовали в полемике между правыми и левыми гегельянцами. В целом позиция Маркса и Энгельса по отношению к философии Гегеля можно описать как позиция критического наследования. Они восприняли диалектику Гегеля, решительно отбросив реакционные политические выводы из его учения. Если для Гегеля диалектика есть, прежде всего, учение о развитии мирового духа и его реализации в истории и культуре человечества, то для К. Маркса и Ф. Энгельса – это учение о развитии природы общества, т.е. прежде всего – объективная материалистическая диалектика. Маркс высоко ценил гегелевский принцип движения мысли «от абстрактного к конкретному», положенный в основу «Капитала». Энгельс стремился материалистически переработать диалектику Гегеля в своих произведениях «Анти-Дюринг» и «Диалектика природы». Три основных закона диалектики Энгельс рассматривал как законы природы, общества мышления. Объективная диалектика, согласно Ф. Энгельсу, отражается в мышлении человека как способность мыслить диалектически, субъективная диалектика. Под влияние трудов Л. Фейербаха К. Маркс и Ф. Энгельс отходят от идеализма, переходя на позиции философского материализма. Проблема человека интересует их уже не только в абстрактно-теоретическом плане, но и как реальная проблема жизни людей в условиях общества XIX века. Учение Маркса и Энгельса отражало социальные противоречия своего времени, было проникнуто идеями гуманизма, глубоким сочувствием к трудящимся классам. 31. Пошук нових орієнтирів в філософії. Позитивізм О.Конта Главная идея Огюста Конта-время философии в старом понимании прошлого. Конт определяет основные задачи науки: открытие законов природы и на их основе-объяснение и предвидение. Вопрос о причинах он относит к числу неразрешимых метафизических. Но философия все же. по Конту, не должна отмереть. Она должна ставить перед собой новые задачи. Вместо поисков «субстанции», «первоначала» - задачу интеграции, обобщения результатов часнтонаучного знания. Конт указывает, что в связи с продолжающейся специализацией наук возникает опасность утраты целого. Конт, по сути дела, наметил серьезную программу научной философии. которая с необходимостью требовала использования синтетической (обобщающей) мощи человеческого ума. Такая ориентация философии несколько расходилась с исходным требованием Конта к науке — не выходить за пределы явлений Если подойти к анализу задач философии, как их понимал Конт, с позиции современного состояния науки, то следует отметить его научную прозорливость. Задачи, указанные в пункте втором и третьем, практически реализовывались в математической логике, кибернетике, науковедении. Контом была предложена собственная классификация наук, в которой науки располагались по принципу: от общего и точного знания к более сложному и потому — менее точному. В ряд основных по Конту входят, математика (включая теоретическую механику), астрономия, физика, химия, биология, социология. Конт унаследовал от XVIII века веру в прогресс и человеческий разум, эволюция которого, по Конту, определяет все социальное развитие .Признавая эгоизм одним из свойств человеческой натуры, Конт надеялся на утверждение в обществе со временем принципов альтруизма Он выступал против классовой борьбы, за гармонию в отношениях различных классов. Он надеялся, что его идеи найдут отклик и у рабочих, и у правителей. В конечном счете. Конт стал рассматривать свое учение как новую религию. Ее основными чертами должны быть обожествление человечества, воспитание людей в духе признания их общности, в духе альтруизма. Конт мечтал об объединении народов во всемирную федерацию .В то время идеи Конта воспринимались левыми силами как реакционные. Шопенгауэр строит умозрительную концепцию мира, отталкиваясь от своего понимания человека. Нам. людям, прежде всего, известны мы сами, наши представления, наше тело Тело проявляет себя в актах желания, хотения, т. е. в воле. Тело, по Шопенгауэру, не что иное, как объективированная воля. Далее следует тезис, что все явления надо рассматривать по аналогии с телом, поскольку кроме представления и воли ничто больше нам неизвестно и для нас немыслимо Он приходит к признанию воли как всеобщей основы природы. Воля трактуется философом как неразумное, животное стремление, как бессознательная сила.
32.Волюнтаризм Шопенгауера і Ніцше Этическая теория Шопенгауэра — пронизана пессимизмом. Жизнь трагічна. В человеке воля проявляет себя как желание, стремление. Но желания в принципе ненасыщаемы. Стремление к удовольствию увлекает человека в бесконечную круговерть, в "колесо бытия". Страдание и скука — удел человека. Шопенгауэр принял тезис буддизма: "Жизнь есть страдание" Ф.Ницше испытал сильное влия ние Шопенгауэра, эстетических идей и искусства Рихарда Вагнера. Он біл против рационализма в жизни. Жизнь есть игра стихийных сил,в рней проявляется воля к власти т.е. к самоутверждению в жизни. Наибольшую известность приобрели произведения Ницше «Так говорил Заратустра», «По ту сторону добра и зла» в которых выражена идея нигилизма. Ницше провозгласил необходимость переоценки всех ценностей". т. е. отказа от традиционных, моральных принципов и необходимость выработки новой морали Его не удовлетворяло противоречие между высокими принципами христианства и реальной моральной практикой, в которой зги принципы попирались. Ницше пессимистически представлял себе будущее человечества, предвидел неизбежность войн и революций в следующем веке Корень зтого — в самом человеке, природа которого несовершенна. Ведь человек может доходить, по Ницше, до настоящего озверения. Появилась идея "преодоления человека", перехода к сверхчеловеку .В « Заратустре» Ницше откровенно пишет, что нынешний человек — это стыд н позор, и его надо преодолеть. Человек есть мост, а не цель, промежуточное звено между животным и сверхчеловеком. 33. Екзистенціалізм. Вчення Гайдеггера, Камю,Сарта Название "экзистенциализм'' означает "философия существования". В этой философии речь идет о существовании человека, о его нравстенно-емоциальном бытии. Экзистенция — это глубинные основы существования человека, это не столько его природное бытие, сколько часто скрытые от него самого внутренние структуры личности, определяющие ее смысловые, ценностные ориентиры. «Существовать значит быть в настроении» ведущий тезис экзистенциализма. Различают религиозный экзистенциализм (К. Ясперс. Г Марсель. И Бердяев. Л Шестов) и атеистический (А Камю. Ж Сартр. М Хайдеггер). Имеется определенное различие между французским и немецким экзистенциализмом Общее — анализ существования человека. стремление, отправляясь от этого зналиэа. понять бытие в целом. Экзистенциалисты выделяют ряд особенностей человеческого существовании. Их можно называть категориями экзистенциалистской философии. Прежде всего, существование всегда персонально Это — "мое", “твое", “его" существование. Философы подчеркивают личностный характер существования челонека. необходимость видеть в каждом личность. Оно (существование) — временно. Но временность следует понимать, прежде всего, как психологическое переживание времени. Только человек (люди вообще) зиаст о своей смертности, о конечности своего бытия и выстраивает свою жизнь по оси времени (животное не имеет такого сознания) Отсюда следует, что наше существование есть проект Человек рисует перед собой картины своего будущего, ориентируется на него Таким образом, к человеку следует подходить скорее с точки зрения категории «возможность», чем с позиции действительности. Тема смерти занимает занимает большое место в философии экзистенциалистов. Смерть — не конец дороги, а возможность, которая у каждого за плечами. Со смертностью связана и такая характеристика экзистенции как страх. Он коренится в самой смертности человека. Но следует различать житейский страх (боязнь чего-то, например, неудач и др.) и более глубокий экзистенциальный страх. Последний обусловлен не только смертностью человека, но и его свободой. Она понимается не в политическом, не в экономическом смысле, а именно как сущностная психолого этнческая характеристика человека. Человек свободен в том смысле, что он избирает свой жизненный путь, принимает то или иное решение в каждом конкретном случае, занимает ту или иную нравственную позицию. Свобода реализуется в выборе. Когда приходится делать нравственный выбор (т. е. в пользу "добра' или “зла"), человек оказывается в “пограничной ситуации", в состоянии внутреннего напряжения, переживания. Свобода, таким образом, связана с ответственностью. Отсюда и страх как чувство, ( вязанное со свободой, с необходимостью принимать решение. "Мы прокляты нашей свободой". — писал Сартр. Свобода в философии экзистенциализма понимается как абсолютная В любой ситуации человек не лишен этой свободы.Фундаментальной характеристикой экзистенции является также переживание вины, особенно острое, когда сделан неправильный выбор Экзистенциалисты, разъясняя состояние виновности, часто ссылаются на романы Ф. Достоевского. Во многих пьесах Сартра раскрывается трагичность “виновного сознания".В экзистенциализме звучит мысль о высоком статусе человека в мироздании “Человек существо метафизическое, он не может существовать. не посвящая свою жизнь чему-то безусловному’ В религиозном обществе безусловное понимается как “жизнь в боге', как осмысление земной жизни в качестве ступени к жизни вечной. Экзистенциалисты отрицают наличие в истории каких-либо законов. Отрицают идею безусловного прогресса в истории. Именно вера в прогресс, по их мнению, разоружила европейцев, и они не смогли предотвратить войну. История — пишут философы — это вовсе не наша общая задача, это — наша судьба, это "общность вместе вынесенного" Нет никаких гегелевских законов истории. Она может "повернуть" вспять к варварству, к человеконенавистничеству. Но и тогда, когда обнаружится "абсурдность" истории, человек не должен утратить качество быть человеком. Человек должен действовать всегда по-человечески, даже в перспективе "заката истории", как если бы он “верил", что наступят лучшие времена. Внутренняя убежденность личности, сознание своего человеческого предназначения первичны по отношению к истории, к миру в целом, который, если мыслить его без Бога, абсурден, безличен и равнодушен к нам Эта философия в период оккупации, несмотря на присущий ей пессимизм, оправдывала право человека на протест. Тысячи французов вступали в движение сопротивления. Таким образом, экзистенциализм, выявивший особое место человека в мироздании.
|