Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АстрономияБиологияГеографияДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника


Истина и заблуждение. Разнообразие концепций истины. Истина в медицинском познании.




Истина — это адекватная информация об объекте, получаемая посредством либо чувственного или интеллектуального постижения, либо сообщения о нем и характеризуемая с точки зрения ее достоверности. Таким образом, истина существует как субъективная реальность в ее информационном и ценностном аспектах. Заблуждение — это содержание сознания, не соответствующее реальности, но принимаемое за истинное. Заблуждения тоже отражают объективную действительность, имеют реальный источник. Заблуждения обусловлены и относительной свободой выбора путей познания, сложностью решаемых проблем, стремлением к реализации замыслов в ситуации неполной информации.

Концепций истины :

Аристотель

У Аристотеля истина рассматривается как высшая форма бытия. Человек, постигая истину, приближается к совершенному бытию. Но на этом пути много трудностей. «Исследовать истину в одном отношении трудно, в другом легко». Это видно из того, что никто не в состоянии достичь ее надлежащим образом, но не каждый терпит полную неудачу, а каждый говорит что-то поодиночке, правда, ничего или мало добавляет к истине, но когда всё это складывается, получается заметная величина. что отправной точкой для исследования истины, у него служит положение о необходимости опираться на непреходящее бытие. Разум человека рассматривается, как инструмент постижения истины, в поисках которой, необходимо лишь опираться на формальные законы логики.

2. Кант

Для решения этого вопроса надо обратиться к кантовской теории истины. Вопрос об истине Кант ставит во введение к разделу "Трансцендентальная логика" "Критика чистого разума".

Отвергая всеобщий материальный критерий истины, Кант считал возможным существование частичного материального критерия истины, понимая под "материальным" и "материей", не действительную материю, как объективную реальность, а состояние сознания.

Этот критерий для Канта состоит в соответствии знания "материи", то есть ощущениям и восприятиям, и поскольку последние не могут характеризоваться свойством всеобщности, то и "материальный" критерий может быть лишь частичным.

Отвергая объективную истину, Кант пытается обосновать истину формальную.

Таким образом, Кант делает следующий за Аристотелем шаг. В его учении достаточно убедительно показывается «субъективный характер истины». Поэтому невозможен всеобщий критерий истины. Познание мира осуществляется разумом человека на основе априорных форм рассудка. Процесс постижения истины должен идти по пути исследования законов разума.

Соловьев

Позиция Вл. Соловьева существенным образом отличается от позиции Иммануила Канта по проблеме истины (в силу природы человеческого разума) , то по Вл. Соловьеву, разум не распадается на противоречия. Он служит для завершения и полноты знания, и идеи этого разума даются человеку интуитивно. Идеей всеединства человек приобретает связь со всей вселенной, становясь ее частью, и в то же время, имея ее и в себе.

 

58. Специфика научного познания. Формы организации и развития научного познания: проблема, научный факт, идея, гипотеза, теория.

 

Познание - высшая форма отражения объективной действительности, процесс выработки истинных знаний.

В познании выделяют два уровня: чувственное познание, осуществляется оно с помощью ощущения, восприятия, представления, и рациональное познание, протекающее в понятиях, суждениях, выводах и фиксируемое в теориях. Различают также обыденное, художественное и научное познание, а в рамках последнего - познание природы и познание общества. Различные стороны процесса познания исследуются рядом специальных наук: когнитивной психологией, историей науки, социологией науки и т.п.

Общее учение о познании дает философская теория познания (гносеология).

Вопросы познания занимают центральное место в философии Канта. Обобщая философию британского эмпиризма, он соглашается с тем, что всякое наше познание начинается с опыта. Однако опыт имеет сложную структуру. С одной стороны, опыт является действием предметов на наши органы чувств. Однако смотреть и видеть - разные вещи. Эта разница продиктована трансцендентальным - ключевым понятием Канта. Трансцендентальное - это призма разума, которая открывает и искажает подлинную реальность. Трансцендентальное - это то, что делит реальность на мир в себе (ноуменальный) и мир для нас (феноменальный). К области трансцендентального относятся пространство и время - формы априорного созерцания (трансцендентальная эстетика) категории сознания, оформляющие восприятия (трансцендентальная логика); неразрешимые вопросы (трансцендентальная диалектика), пытаясь ответить на которые мы неизбежно попадаем в область трансцендентальной иллюзии, ибо это знание лежит за пределами возможного опыта (элементы, Бог, свобода, вечность мира). По версии Канта мир ощущений и восприятий является полным хаосом, нагромождением беспорядочных ощущений и событий. Нужно навести в этом хаосе порядок. Этот мир превращается посредством априорных форм, какими являются время и пространство. Время и пространство существуют только в феноменальном мире. Они существуют без опыта и вне опыта. Наложение связей в мире феноменов осуществляется с помощью категорий рассудка. С помощью этих связей познающий превращает хаос в порядок и закономерный движущийся мир.

59. Класифікація методів пізнання.

Метод пізнання - це сукупність процедур, за допомогою яких людина отримує істинне знання про світ, сукупність прийомів та операцій теоретичного і емпіричного пізнання, а також практичного освоєння дійсності.

У цілому методи пізнання слід вважати сукупністю прийомів, способів та знарядь, за допомогою яких вивчають світ, отримують істинне знання про нього.

Можлива різна класифікація методів пізнання.

По-перше, їх традиційно поділяють на емпіричні й теоретичні. До методів емпіричного пізнання належать: вимірювання, спостереження, експеримент.

До методів теоретичного (раціонального) пізнання відносять дедукцію, аналіз, синтез, метод аксіоматизації, математичного моделювання

По-друге, методи пізнання можна класифікувати за ступенем спільності, за масштабами застосування їх об'єктів. За такою класифікацією ці методи можна розділити на:

- окремо наукові (що застосовуються в окремих науках);

- загальнонаукові (застосовуються в багатьох науках, наприклад, спостереження);

- всезагальні. Це гносеологічні й методологічні настанови, на які орієнтується більшість наук. Історично до цих методів належать метафізичний і діалектичний.

1. Метафізика — філософське вчення про надпочуттєві принципи буття, з притаманним йому способом мислення, який розглядає речі і явища як незмінні й незалежні одне від одного. Метафізичний метод протилежний діалектичному і виходить із кількісного розуміння розвитку, заперечує са­морозвиток, ототожнює пізнання та дійсність, абсолютизує окремі форми, етапи пізнавального процесу.

2.Діалектика — це вчення про найбільш загальні закони розвитку приро­ди, суспільства і мислення, в основі якого лежить універсальний метод мис­лення і дії.

 

 

60. Діалектика як метод пізнання та відповідна теорія. Історичні типи діалектики.

Діалектика — це вчення про найбільш загальні закони розвитку приро­ди, суспільства і мислення, в основі якого лежить універсальний метод мис­лення і дії. Діалектика дає знання найбільше загальних законів розвитку природи, суспільства і мислення, дає змогу охопити світ у його цілісності.

Грецькою «діалектика» означає «вести бесіду», «сперечатися». Першовідкривачем суперечливості та мінливості у світі, що викликало суперечки в його поясненні, був Геракліт. Це він заявляв, що «все тече і все змінюється», «все переходить в свою протилежність»: вологе висихає, гаряче вистигає тощо. В роздумах про світ широко використовували ці суперечності й інші старогрецькі філософи: Зенон, Сократ, Діоген.

Так сформувався перший тип діалектики – діалектика стихійна або наївна.

Цілісно сформував діалектику як окреме вчення німецький філософ Г. Гегель.Це був другий історичний тип діалектики – ідеалістичний. Моделлю гегелівської діалектики була не об’єктивна реальність, а її мисленна форма. При тому в ній панувала надпрородна сила – «світовий дух». Тому процеси реального світу пояснювати було неможливо. Однак Гегель уперше показав світ у цілісності, і як процес невпинних змін, джерелом яких є боротьба протилежностей в самих предметах та явищах. Він також сформулював основні закони та категорії діалектики.

Наступний, третій тип діалектики – матеріалістичний, започаткований марксизмом. К. Маркс пояснював, що не він створив діалектику, а «перевернув її з голови на ноги», використавши для пояснення не замежову силу – світовий дух, як це робив Г. Гегель, а реальні явища земного життя.

Ще Ф. Енгельс поділив її на об’єктивну – взаємозв’язок і розвиток природних і суспільних явищ і суб’єктивну – діалектику мислення суб’єкта пізнання.

Серед своєрідних пояснень діалектики є її четвертий тип діалектики – синергетика, як вчення про саморозвиток надскладних систем. Воно глибше, ніж діалектика до цього часу, пояснює процес випадковостей, ймовірнісний хід подій.

Діалектику часто називають і гнучким мисленням, і теорією розвитку, і навіть, теорією пізнання. Предметом діалектики є всеохоплююче сприйняття світу в усій його різноманітностях, всебічних зв’язках та взаємодіях, у постійних змінах і розвитку.

61. Категорії, закони, принципи діалектики.

Діалектика становить цілісну систему категорій, законів і принципів мислення і діяльності, які відображають єдність і цілісність загальних ха­рактеристик реального світу, що розвивається.

Пізнаючи світ, люди сформулювали велику кількість понять про речі та явища, що наявні в ньому. Найбільш загальні поняття називаються категоріями. Вони відображають найхарактерніші і сутнісні взаємозв’язки і властивості реальної дійсності. У філософії такими категоріями є буття, матерія, рух, простір, час, кількість, якість. Найбільш чітку картину змін у світі явищ та речей, уявлення про їх взаємодії, розвиток та зміни формує за допомогою своїх категорій діалектика. Вони, як усі філософські категорії, є продуктом історичного розвитку пізнавальної та практичної діяльності людей.

Категорії діалектики поділяються на субстанційні, тобто такі, що фіксують загальні властивості світу, але не вказують на їх зв’язок з іншими його властивостями (міра, час, істина), і співвідносні. Останні органічно пов’язані між собою і, з’ясовуючи якусь із них, необхідно враховувати іншу, тому їх ще називають парними. Це такі категорії, як кількість-якість, нове-старе, форма-зміст, сутність-явище, причина-наслідок та інші.

Закони означають глибокі, стійкі, суттєві, повторювальні зв’язки, взаємодії як між речами і явищами світу, так і їх сторонами, властивостями і станами.

Закон взаємного переходу кількісних і якісних змін. Він пояснює, яким чином усі процеси і явища набувають нових характеристик та властивостей. Його зміст стає зрозумілим завдяки таким категоріям, як якість, кількість, властивість, міра, стрибок.

Закон єдності і боротьби протилежностей. Він вказує на рушійні сили і джерело змін та розвитку. Провідними категоріями, що пояснюють його зміст, є діалектична протилежність, суперечність, тотожність, відмінність, саморух.

Закон заперечення. Він розкриває спрямування розвитку, і його головними категоріями є заперечення, старе, нове, спадкоємність. Заперечення – це переборювання, витискування старого новим. Старим стає те, що не відповідає потребам розвитку, гальмує його, а нове – навпаки. При тому для заміни старого новим характерна спадкоємність – відтворення на більш високому рівні характерних рис та елементів структури вихідного ступеня розвитку.

Принципи :

1. Принцип цілісності буття. Пізнаючи той чи інший об’єкт, варто уявляти його і як ціле, і як частину ще більшого цілого, тобто як відповідну частку буття. Світ цілісний, єдиний. І незалежно від того, яким є те, що пізнається: матеріальне, духовне чи соціальне, воно лише крупинка безмежного Космосу і пов’язане своїм існуванням з безліччю інших явищ і процесів. Це і є принцип цілісності буття.

2. Принцип розвитку та універсальності змін, тобто зрозуміння світу таким, що постійно ускладнюється і наповнюється новими структурами та більш розгорненими станами своїх утворень. Сучасні наукові дослідження вказують на безперервні зміни в літо-, гідро-, атмо- і біосферах. Постійно ускладнюється і соціальне життя людей та їх знання про світ.

3. Принцип універсальності зв’язку . Він випливає з цілісності буття і взаємодії всіх явищ природи і людського життя, його індивідуальної, соціальної та духовної сфер. Зв’язок є взаємодією, взаємозалежністю, взаємовпливом усіх без виключення явищ, предметів та процесів. Це означає, що жоден об’єкт у мікро-, макро-, мега- чи мета-світах не існує сам по собі, без зв’язку з іншими об’єктами.

62. Синергетика, як метод пізнання систем, що самоорганізуються

62.

Основное понятие синергетики — определение структуры как состояния, возникающего в результате многовариантного и неоднозначного поведения таких многоэлементных структур или многофакторных сред, которые не деградируют к стандартному для замкнутых систем усреднению термодинамического типа, а развиваются вследствие открытости, притока энергии извне, нелинейности внутренних процессов, появления особых режимов с обострением и наличия более одного устойчивого состояния. В обозначенных системах неприменимы ни второе начало термодинамики, ни теорема Пригожина о минимуме скорости производстваэнтропии, что может привести к образованию новых структур и систем, в том числе и более сложных, чем исходные. В отдельных случаях образование новых структур имеет регулярный, волновой характер, и тогда они называются автоволновыми процессами (по аналогии с автоколебаниями).

Феномен появления структур часто трактуется синергетикой как всеобщий механизм повсеместно наблюдаемого в природе направления эволюции: от элементарного и примитивного — к сложносоставному и более совершенному. С мировоззренческой точки зрения синергетику иногда позиционируют как «глобальный эволюционизм» или «универсальную теорию эволюции», дающую единую основу для описания механизмов возникновения любых новаций, подобно тому, как некогда кибернетикаопределялась, как «универсальная теория управления», одинаково пригодная для описания любых операций регулирования и оптимизации: в природе, в технике, в обществе и т. д. Однако время показало, что всеобщий кибернетический подход оправдал далеко не все возлагавшиеся на него надежды. Аналогичным образом, и расширительное толкование применимости методов синергетики также подвергается критике.

 

 

Синергетика объясняет процесс самоорганизации в сложных системах следующим образом:

1. Система должна быть открытой. Закрытая система в соответствии с законами термодинамики должна в конечном итоге прийти к состоянию с максимальнойэнтропией и прекратить любые эволюции.

2. Открытая система должна быть достаточно далека от точки термодинамического равновесия. В точке равновесия сколь угодно сложная система обладает максимальной энтропией и не способна к какой-либо самоорганизации. В положении, близком к равновесию и без достаточного притока энергии извне, любая система со временем ещё более приблизится к равновесию и перестанет изменять своё состояние.

3. Фундаментальным принципом самоорганизации служит возникновение нового порядка и усложнение систем через флуктуации (случайные отклонения) состояний их элементов и подсистем. Такие флуктуации обычно подавляются во всех динамически стабильных и адаптивных системах за счёт отрицательных обратных связей, обеспечивающих сохранение структуры и близкого к равновесию состояния системы. Но в более сложных открытых системах, благодаря притоку энергии извне и усилению неравновесности, отклонения со временем возрастают, накапливаются, вызывают эффект коллективного поведения элементов и подсистем и, в конце концов, приводят к «расшатыванию» прежнего порядка и через относительно кратковременное хаотическое состояние системы приводят либо к разрушению прежней структуры, либо к возникновению нового порядка. Поскольку флуктуации носят случайный характер, то состояние системы после бифуркации обусловлено действием суммы случайных факторов.

4. Самоорганизация, имеющая своим исходом образование через этап хаоса нового порядка или новых структур, может произойти лишь в системах достаточного уровня сложности, обладающих определённым количеством взаимодействующих между собой элементов, имеющих некоторые критические параметры связи и относительно высокие значения вероятностей своих флуктуаций. В противном случае эффекты от синергетического взаимодействия будут недостаточны для появления коллективного поведения элементов системы и тем самым возникновения самоорганизации. Недостаточно сложные системы не способны ни к спонтанной адаптации ни, тем более, к развитию и при получении извне чрезмерного количества энергии теряют свою структуру и необратимо разрушаются.

5. Этап самоорганизации наступает только в случае преобладания положительных обратных связей, действующих в открытой системе, над отрицательными обратными связями. Функционирование динамически стабильных, неэволюционирующих, но адаптивных систем — а это и гомеостаз в живых организмах и автоматические устройства — основывается на получении обратных сигналов от рецепторов или датчиков относительно положения системы и последующей корректировки этого положения к исходному состоянию исполнительными механизмами. В самоорганизующейся, в эволюционирующей системе возникшие изменения не устраняются, а накапливаются и усиливаются вследствие общей положительной реактивности системы, что может привести к возникновению нового порядка и новых структур, образованных из элементов прежней, разрушенной системы. Таковы, к примеру, механизмы фазовых переходов вещества или образования новых социальных формаций.

6. Самоорганизация в сложных системах, переходы от одних структур к другим, возникновение новых уровней организации материи сопровождаются нарушением симметрии. При описании эволюционных процессов необходимо отказаться от симметрии времени, характерной для полностью детерминированных и обратимых процессов в классической механике. Самоорганизация в сложных и открытых — диссипативных системах, к которым относится и жизнь, и разум, приводят к необратимому разрушению старых и к возникновению новых структур и систем, что наряду с явлением неубывания энтропии в закрытых системахобуславливает наличие «стрелы времени» в Природе.

 

 

63. Історія як процес розвитку людства. Проблема сенсу історії

Философия истории анализирует проблемы смысла и цели существования общества, его генезиса, судеб и перспектив, направленности движущих сил и возможных закономерностей его развития.

Хотя сам термин “философия истории” принадлежит французскому просветителю Ф.Вольтеру, вопрос о существовании общих законов исторического развития впервые поставил немецкий просветитель Гердер в работе “Идеи к философии истории человечества”(1784). Он же выдвинул идею о единстве исторического процесса, в который вовлекаются все народы, в конечном счете, приходя к единому общечеловеческому будущему.

В общем, философия истории отвечает на вопрос об объективных закономерностях и духовно-нравственном смысле исторического процесса, о путях реализации человеческих сущностных сил в истории, о возможностях обретения общечеловеческого единства. Но она не описывает логику нашего исторического бытия, наше будущее безотносительно представлениям о чаемом и должном, о желательном ходе событий и их счастливом финале.

Философия истории в эпический период греческой мысли была ни чем иным, как философией вечного возвращения. Полисное время углубило эту концепцию, разработало ее в деталях и превратило в философию периодических мировых пожаров у Гераклита и Эмпедокла. Это уже была не столько философия вечного возвращения, сколько философия материального развития человеческой истории от первобытных времен до тогдашней современности, включая идею бесконечного развития. Недостаточность такой концепции и стали восполнять Платон и Аристотель, опять признавшие слитность времени и вечности. Здесь вновь водворился на свое прежнее место чувственно воспринимаемый космос, а философия истории стала проявлять себя по преимуществу как диалектика внутрикосмического душепереселения и душевоплощения.

В трудах Платона все души каждое тысячелетие по закону необходимости должны сами выбирать свою собственную жизнь на последующее тысячелетие. Перед своим воплощением в новую земную жизнь души испивают воду Леты, т.е. реки забвения, и тут же забывают все то, что они сами для себя выбрали. Та реальная человеческая история, которую мыслит Платон, обязательно есть слияние свободы и необходимости. Человек совершенно свободен во всех своих поступках и во всех своих исторических деяниях, но вся эта человеческая свобода необходимым образом ограничена, основана на природе всякого действующего человека.

Таким образом, мы должны сказать, что у этого философа зрелой античной классики оказались вполне осознанными и идея целостности исторического процесса, и идея его определенной смысловой направленности, и та диалектика свободы и необходимости, без которой вообще трудно представить законченную философию истории. В утопическом государстве Платона все настолько вечно, прекрасно и незыблемо, что здесь уже прекращается живая история и ход времени.

Философия истории Аристотеля сводится к тому, что время оказывается подвижным образом вечности, так же и свою политию он мыслит как некоего рода образ вечности. Полития есть основанная на родовой общине и рабовладении общность людей, которые вознамерились создать и всегда поддерживать закономерную и физиологически определенную автаркию в целях приобщения к вечности во всех своих поступках, мыслях, во всей своей жизненной целеустремленности, т.е. Аристотель выступает продолжателем идеи Платона.

Философия истории Средневековья, можно сказать, была полностью основана на идее Божественного провидения. Бог выступал первопричиной всякого движения и всех процессов. История в концепции Августина (IV в.н.э.) рассматривается как длительный, целенаправленный процесс "спасения" человечества, обретения им утраченного единства с богом.

К.Маркс и Ф.Энгельс предложили концепцию материалистического понимания истории. В рамках этой концепции решающее значение в осмыслении общественной жизни придается экономическим и социокультурным моментам, прежде всего, материальному производству и производственно-экономическим общественным отношением.

Фридрих Ницше: “Что жизнь нуждается в услугах истории, это должно быть понятно с той же ясностью, как и другое положение – что избыток истории вредит жизни. История принадлежит живущему в трояком отношении: как существу деятельному и стремящемуся, как существу охраняющему и почитающему и, наконец, как существу страждущему и нуждающемуся в освобождении. Этой тройственности отношений соответствует тройственность родов истории, поскольку можно различать монументальный, антикварный и критический род истории… Монументальное воззрение на прошлое, т.е. изучение того, что является классическим и редким в прежних эпохах, полезно тем, что человек научается понимать что-то великое, которое некогда существовало, во всяком случае, хоть раз возможно и что оно может стать возможным когда-нибудь еще раз… история принадлежит тому, кто охраняет и почитает прошлое, кто с верностью обращает свой взор туда, откуда он появился, где он стал тем, что он есть.… Само прошлое подвергается искажению, пока история призвана служить жизни и пока она подчинена власти жизненных инстинктов… Избыток истории подорвал пластическую силу жизни, она не способна пользоваться прошлым как здоровой пищей… Мы больны историей”.

Философия истории – это изучение взаимосвязи исторического бытия как универсального всечеловеческого опыта через призму внутреннего опыта человека, внутренней динамики человеческой души.

Основной вопрос философии истории – это вопрос о человеческом смысле истории, вопрос о внешнем и внутреннем достоинстве человека в потоке времени.

История в своей целостности и конкретных проявлениях имеет некоторое всеобщее содержание. Это содержание состоит в том, что исторический опыт и историческое время не даны человеку как нечто внешнее, не даны в отрыве от его внутренней жизни, в отрыве от его личности. Объективные процессы истории в значительной мере опосредованы человеческой личностью, ибо проходят через его внутренний мир, внутренний опыт, внутренние конфликты. В этом смысле история персоналистична. История всецело не подчиняется человеческому произволу, но развиваясь через человека, она имеет человеческое лицо. Выбрасывая из истории глубинное, внутреннее содержание личности, мы, тем самым, рискуем выбросить из нее все наиболее существенное.

Исходя из выше сказанного, великие мыслители понимали смысл и цели истории по-разному, но все они хотели увидеть в чем-то этот смысл. Иными словами, философия истории содержит вненаучную посылку, связанную с человеческой потребностью иметь гарантированную историю. Сами представления об источниках этих гарантий менялись: Божественное провидение, логика просвещения (рационализация сознания и поведения), исторический и научно-технический прогресс, экономический рост – все это суть превращенные формы мифа гарантированной истории. Гарантия конечного счастливого итога истории покупалась ценой отказа от свободы.

Сегодня в области философско-исторического мышления мы наблюдаем ту же диалектику гарантии и свободы. Коммунистическое государство давало определенные социальные гарантии людям, но лишало их свободы выбора. Потом люди получили свободу выбора, но ценой утраты социальных гарантий. В философии истории действует та же дилемма:

либо та или иная глобальная историческая концепция обещает нам гарантированную историю – ценой исключения альтернатив, а значит и свободы исторического выбора;

либо она открывает имеющиеся в истории альтернативы, а вместе с ним и нашу свободу идти в том или ином направлении, но ценой риска ошибок, противоречий и срывов.

Именно этим переходом от гарантированной к рисковой, богатой альтернативами истории, характеризуется современное историческое сознание. Именно присутствие человека в истории не в качестве пассивного продукта среды и обстоятельств, а в качестве субъекта, действующего в горизонте негарантированного и непредопределенного будущего, делает исторический процесс многовариантным и нелинейным. Как пишет французский историк Л.Февр, история “перестает быть надсмотрщицей над рабами, стремящейся к одной убийственной мечте: диктовать живым свою волю, будто бы переданную ей мертвыми”. Вместо того, чтобы быть догматическим пророчеством о единственно возможном будущем, она объединяет две разные формы знания, одна из которых связанна с открытием новых возможностей человека в истории, другая – с открытием новых опасностей. Первый тип знания может быть назван проспективным, или проективным, второй – предостерегающим.

 

 

64.Поняття культури. Культура і цивілізація. Культура лікаря.

Существует множество определений понятия культуры. Первоначально термин«культура» обозначал обработку и уход за землей. Наиболее философским является определение культуры как системы исторически развивающихся внебиологических программ человеческой жизнедеятельности, обеспечивающих воспроизводство и изменение социальной жизни во всех основных проявлениях, сферы свободной самореализации личности. Впервые культура становится предметом философского изучения в рамках философии Просвещения. Она выражает здесь степень развитости разумного начала, опредмечиваясь в ходе истории в религии, морали, праве, искусстве, науке, философии. При этом многообразие форм культуры располагалось в определенной исторической последовательности. Представители философии жизни сформировали идею об исторической самобытности и локальности культур, отказались от представлений о единой линии культурного развития человеческого рода, оппозиция «природа – культура» сменилась на оппозицию «цивилизация – культура» (О. Шпенглер). Это противопоставление было связано с критикой западной техногенной цивилизации и массовой культуры. Культура как органическое, творческое духовное начало противопоставляется цивилизации как утилитарному, техногенному, материальному. Культура при этом сводится к высшим областям духовного творчества, а цивилизация – к системе различных технологий, повышающих материальное благосостояние людей. В современной философии можно выделить два основных подхода к осмыслению культуры. С точки зрения аксиологического подхода культура – это система ценностей, сложная иерархия идеалов и смыслов, значимая для конкретного общественного организма. Сторонники этого подхода обращают особое внимание на творческий и личностный аспекты культуры, рассматривая ее как меру гуманизации общества и человека. С точки зрения деятельностного подхода культура – специфический способ человеческой жизнедеятельности. Как способ регуляции, сохранения и развития общества культура включает в себя не только духовную, но и предметную деятельность. Акцентируется не столько культура личности, сколько культура всего общества. Близкой к деятельностному подходу является семиотическая интерпретация культуры Ю. М. Лотмана. Культура рассматривается им как система информационных кодов, закрепляющая жизненный социальный опыт, а также средства его фиксации. Культура как сложно организованный и развивающийся набор таких семиотических систем транслирует программы поведения, общения и деятельности. Культура как система разнообразных традиций, образцов поведения, норм и результатов деятельности, постоянное воспроизведение которых делает человека человеком, обладающим языком, сознанием, искусством, современной индустрией, наукой, представляет абсолютную ценность, задающую главные ориентиры всем сферам человеческой деятельности. Культура передается от поколения к поколению и является формой социального наследования, сохраняющей для будущего наш социальный опыт. Основным для философии культуры является вопрос о существовании культурных универсалий, задающих целостный обобщенный образ человеческого мира.

Культура – важный фактор регуляции хозяйственной деятельности, социальных отношений и политики, но она не растворяется в этих сферах деятельности. Переход от одного хозяйственного уклада или социально-экономического строя к другому осуществляется через взаимодействие факторов, которые способствуют или препятствуют, стимулируют или блокируют действие других компонентов социальной регуляции. Выделяют функции культуры в соответствии со структурой духовного производства:

1) поддержание преемственности (традиции);

2) норматизация;

3) оценочная функция;

4) целеполагающая;

5) познавательная;

6) смыслообразование (сигнификативная).

Однако следует учитывать, что каждый элемент и компонент культуры может выполнять разные функции, а вместе с тем далеко не все важные функции вошли в это перечисление.

В структуре духовного производства следует выделить следующие основные функции:

1) производство новых знаний, норм, ценностей, ориентаций и значений;

2) накопление, хранение и распространение знаний, норм, ценностей и значений;

3) воспроизводство духовного процесса через поддержание его преемственности;

4) коммуникативная функция, обеспечивающая знаковое взаимодействие между субъектами деятельности, их дифференциацию и единство;

5) социализация общества через создание структуры отношений, опосредованных культурными компонентами;

6) как дополнительная форма социализации выделяется рекреативная, или игровая, культура, действующая в отведенной для нее сфере.

 

2.Нередко понятие «культура» и «цивилизация» трактуют­ся как синонимы. Это не совсем так, хотя в чем-то значение этих понятий пересекается. Чаще всего под цивилизацией понимается совокупность материальных и духовных дос­тижений общества в его историческом развитии и только материальная культура.

 

Слово «цивилизация» происходит от латинского «civilis», что означает гражданский, общественный, государственный. В XVII — XVIII веках «цивилизованность» определялась как противоположность «дикости». В XIX веке под цивилизаци­ей стали понимать не только исторический процесс, но и ужедостигнутое состояние общества, как степень социального прогресса, следующую за дикостью и варварством. Наиболее развитой цивилизацией являлся тип общества, сложив­шийся к тому времени в европейских странах.


Со временем понятие цивилизации стали отличать от культуры. В обиходе цивилизацией стали называть совокупность матери­альных и социальных благ, доставляемых человеку развитием общественного производства. Появилась тенденция проти­вопоставлять культуру и цивилизацию, рассматривать их как противоположности (О.Шпенглер, Г.Маркузе). С этой точки зрения культура является внутренним духовным содержани­ем цивилизации, а сама цивилизация — лишь внешняя мате­риальная оболочка культуры.

 

Однозначного определения цивилизации нет, т.к. разные ис­следователи вкладывают в этот термин разный смысл. Одни уче­ные отождествляют понятия цивилизации и культуры, другие рассматривают цивилизацию как специфическое культурное образование, третьи — разводят понятия культуры и цивилиза­ции.

 

В унитарном смысле цивилизацию рассматривают как идеал прогрессивного развития человечества в целом. Если цивилизацию трактуют как определенную историческую ста­дию развития, то выделяют аграрную, индустриальную, ин­формационную цивилизации.

 

В локально-историческом смысле цивилизациями называют уникальные исторические образования, ограниченные пространственно-временными рамками, (например, античная, арабская, китайская, египет­ская цивилизация и др.). Последняя точка зрения разработа­на такими исследователями какН.Данилевский, О.Шпенглер, А.Тойнби. Последний разработал теорию «локальных циви­лизаций», которых насчитывается более 20. Кроме названных, это две православных цивилизации (русская и византийская), иранская, индийская, две дальневосточных, сирийская, минойская, шумерская, хеттская, вавилонская, андская, мекси­канская, юкатанская, майя и др.

 

В рамках противопоставления понятий «культура» и «ци­вилизация» последняя определяется (поО.Шпенглеру) как со­вокупность технико-механических элементов, как заключи­тельный этап развития любой культуры. Для этого этапа харак­терен высокий уровень научных и технических достижений, и в то же время, упадок искусства и литературы. Так, Н.А.Бердяев писал о цивилизации как «смерти духа культуры».

 

Из всего многообразия подходов к изучению культуры и цивилизации можно сделать вывод, чтопонятие цивилизации может означать:

 

• исторический процесс совершенствования жизни об­щества (Гольбах);

 

• образ жизни общества после выхода из первобытного состояния (Морган);

 

• утилитарно-техническую сторону общества, противостоящую культуре как сфере духовности и творчества (Зиммель);

 

• завершающую фазу эволюции какого-либо типа куль­туры, смерть культуры (Шпенглер);

 

• любой отдельный (локальный) социокультурный мир (Тойнби);

 

• наиболее широкую социокультурную общность, кото­рая достигла самого высокого уровня культурного развития человека (Хантингтон).

 

Вывод:Цивилизация предполагает усвоенность образов поведе­ния, ценностей, норм и т.д

Культура же представляет собой способ освоения достижений. Цивилизация, в свою очередь, - это реализация определенного типа общества в конкретных исторических обстоятельствах, а культура — отношение к этому типу общества на основе различных духовно-нравственных критериев.

 

Различие культуры и цивилизации, несмотря на их про­тиворечия, носит не абсолютный, а относительный характер.

3.
Философия и медицина одинаково древние по своему происхождению феномены культуры. Идеи объединения философского и медицинского знания ради постижения тайны жизни и тайны человека претворялись в трудах самых известных философов, медиков, естествоиспытателей на всем протяжении истории культуры.

Идеи объединения философского и медицинского знания ради постижения тайны жизни и тайны человека претворялись в трудах самых известных философов, медиков и естествоиспытателей.

Медицина нуждается в укреплении связей с философией как живительной средой духовного обитания и дальнейшего развития предметно-понятийного мышления. Классик немецкой философии Л.Фейербах назвал медицину «колыбелью материалистической философии». Взаимосвязь медицины и философии началась давно, с момента появления первых явных признаков абстрактного мышления в лечебном деле, и продолжается в наши дни.

Все базовые теории современной медицины, так или иначе, связаны с философией медицины, определяющей фундаментальные постулаты и позиции общих теоретических систем. Так, современные философские исследования (философская антропология, философия сознания, социальная философия) лежат в основе:

- медицинской теории адаптивного реагирования (теория адаптации - общебиологическая теория медицины, однако медицина имеет дело не только с биологическими адаптациями, но и с адаптацией социальной, т.е. приспособлением человека к общественной жизни),

теории детерминизма (причинной обусловленности и связи патологических процессов, происходящих в организме),

-теории нормальной (оптимальной) саморегуляции и теории общей патологии.

Философскими основами клинической медицины становится так называемая «философия врачевания», т.е. теория постановки диагноза, лечения, реабилитации и т.д., выстроенная в соответствии с пониманием сущности человека как психо-био-социального существа. В качестве философской основы профилактической медицины можно рассматривать исследования в области теории гигиены как оптимального состояния человека и окружающей среды. Философская теория ценностей составляет философский фундамент врачебной этики, деонтологии, клинической практики.

Современная философия выступает в качестве методологического фундамента медицинского знания, что призвано объединить разрозненные частные исследования и системно применить их к изучению качественно своеобразной живой системы - человека. На первый план в деятельности современного врача выступает диалектический метод, поскольку только он обеспечивает комплексный, системный подход к вопросам болезни, её лечения, профилактики, проведения реабилитационного периода.

Диалектический подход основывается на целостном системном мышлении, которое объединяет, а не расчленяет противоположности, а так же учитывает взаимосвязь общего и локального (еще древние врачи заметили, что организм целостен, и если в нем нарушен какой-либо элемент (часть), то в определенной степени изменяется и весь организм, нарушается его жизнедеятельность как целостной системы.).

Философия и медицина связаны между собой издавна: первая представляет собой наиболее отвлечённое от всех частностей знание; вторая - знание наиболее практичное, целью которого выступает сохранение жизни и здоровья людей. Философствуют мысленно, в голове. Путь философии от мыслей к поступкам проследить очень трудно. А для медика не меньше, если не больше знаний важны умения применить их к организму данного пациента. Тем не менее, философов всегда интересовал человек, природные и социальные условия его жизни и деятельности, которые во многом и обеспечиваются медициной. Со своей стороны врачи в разные исторические эпохи вдохновлялись представлениями о природе, социуме и человеке высказанными философами. Тут возникает тема культурно-исторической связи философии и медицины.

Изучение философии является одобренным многовековым опытом человечества, формирование основы системного мышления. Философия дает врачам понимание процесса познания, его сущности, принципов организации и его методов. Тем самым врач получает возможность обоснования изучения и решения вопросов медицинской теории и практики.

Кроме того, она открывает наиболее целесообразные пути медицинского исследования, анализа и оценки происходящих событий, поскольку помогает учесть влияние различных факторов на ход болезни в организме человека. Она учит врача рассматривать все явления, процессы в их развитии, непрерывном изменении и неразрывными связями с конкретными условиями.

Всё это способствует формированию и развитию культуры мышления врача. Философия и медицина: современное взаимодействие.

Задача философии медицины, конечно, не сводится к тому, чтобы просто приводить те или иные положения диалектики в связи с медицинским знанием, её главная цель - учить студентов, врачей-клиницистов применять диалектику к анализу конкретных естественнонаучных и клинических факторов, а затем от знаний переходить к умению применять диалектику на практике. Врач, не владеющий диалектическим методом, каким бы хорошим специалистом он не был, не сможет правильно оценить взаимопересекающиеся и противоречивые патологические процессы в организме и в лучшем случае интуитивно сможет прийти к правильным выводам - правильно поставить диагноз и назначить лечение.

 

 

65.Поняття глобальных проблем современности

В решении сложных задач, на помощь человеку всегда при-ходила наука, которая помогала со временем преодолевать их. Однако, если какие-либо конкретные проблемы могут быть исследованы отдельной наукой, то глобальные проблемы в целом представляют собой сложную систему, охватывающую человека, общество и природу в их многообразных взаимосвязей и взаимозависимостей, что делает их изучение невозможным отдельными науками, рамки которых слишком узкие, чтобы видеть ту или иную проблему - объект их исследования - в контексте других глобальных проблем. А поэтому, независимо от того, какие конкретные задачи решает та или иная наука в решении глобальных проблем, необходимым условием является философский взгляд, философское осмысление как причин возникновения, обострения, так и основных предпосылок решения глобальных проблем современности. Без такого широкого, выходил бы за рамки конкретной дисциплины целостного взгляда на проблемы, стоящие перед человечеством, в котором были бы отражены также все последующие достижения в различных областях знания, невозможны ни фундаментальные открытия, ни развитие науки вообще, ни тем более эффективное решение глобальных противоречий современности. При этом главная функция философии в том, чтобы формировать мировоззрение и тем самым оказывать непосредственное влияние на процессы выработки и практических решений. Следовательно, ее задача не в том, чтобы непосредственно рассматривать естественнонаучные или технические аспекты глобальных проблем, а в том, чтобы обеспечить мировоззренческую, методологическую, культурологическую и этическую основу соответствующих решений со стороны этих наук. Опираясь на достижения конкретных наук в этой области, философские исследования отвлекается от отдельного и рассматривает глобальные проблемы лишь в той мере, в которой они обусловливают друг друга. Иными словами, философский подход предполагает рассмотрение глобальных проблем в их единстве, целостности и взаимосвязи с точки зрения их общественной значимости и социальной обусловленности. Такое исследование предполагает прежде всего выявление сущности глобальных проблем, так как установление их истинной природы и генезиса во многом определяет пути их дальнейшего научного и практического решения. Выделяя специфику философского осмысления глобальных проблем современности, можно выделить следующие важнейшие, характерные только для данной формы познания особенности:

1. Формируя мировоззрение, философия задает определенные ценностные установки, которые в значительной степени определяют направленность человеческой деятельности, а в соответствии и ее результаты.

2. Обобщая данные отдельных наук и теории, которые возникают в их недрах, философия дает таким образом интегрированный взгляд на глобальные про-блемы современности.

3. Философия объясняет общественные явления и процессы в историческом контексте,формируя таким образом наиболее общие законы развития об-щества и природы. Поэтому в исследованиях глобальных проблем нацеливает на понимание их как закономерного явления и органически связанных с общественным прогрессом. Поэтому возникновение глобальных проблем рассматривается как ре-зультат объективного процесса противоречивого развития истории.

4. С философских позиций можно увидеть общую тенденцию развития глобальных проблем современности, динамику их взаимодействия и взаемоо-бумовленисть, в которой они находятся.

5. Выполняя культурологическую функцию, философия дает возможность развивать культуру человеческого мышления, а также знакомиться с культурой отдельных народов, в которой формируются определенные ценности, которые направляют человека на определенную деятельность. Без этого ни одна из проблем, стоящих перед человечеством, не может быть решена.

6. Результатом целостного видения естественно-исторического процесса и диалектического подхода к его толкованию есть возможность более четкой ориен-нтации в стремительно растущем потоке информации по глобальным проблемам современности.

7. Философия ставит вопрос о смысле жизни человека, смерти и без-смерти, перед лицом угрозы глобальных проблем приобретает особую актуальность, поскольку предоставляет человеку духовной поддержки, которую ничем нельзя заменить. Ведь с будущим человек связывает все свои желания и надежды, а потому она хочет знать, насколько ее субъективные ожидания "вписываются" в реальные перспективы будущего. И, наконец, еще одной важной методологической функцией фило-софии является разработка целого ряда категорий, имеющих непосредственную связь с современными актуальными проблемами человечества и которые играют большую роль в осмыслении и понимании объективных тенденций мирового развития: "при -рода "," культура "," общество "," цивилизация "," НТР "," общественный прогресс "и другие.

 

 


Поделиться:

Дата добавления: 2015-01-01; просмотров: 165; Мы поможем в написании вашей работы!; Нарушение авторских прав





lektsii.com - Лекции.Ком - 2014-2024 год. (0.006 сек.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав
Главная страница Случайная страница Контакты