КАТЕГОРИИ:
АстрономияБиологияГеографияДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
ГЛАВА IV…11. Ради средств к существованию ни в коем случае не следует вести себя, как обычные люди; надо вести жизнь брахмана – прямую, честную, чистую… 17. Надо отвергать всякое богатство, мешающее изучению им Веды, но изучать как полагается; ведь это ему [обеспечивает] достижение цели. 18. В этом мире следует жить, приводя платье, речь и мышление в соответствие с возрастом, родом деятельности, богатством, священным знанием и родовитостью… …29. Пусть ни один гость не пребывает в его доме [доме дваждырожденного], не будучи почтённым, как только возможно, сиденьем, пищей, ложем, водой или кореньями и плодами. …61. Не следует проживать в стране шудр (шудрараджья)[26], в обитаемой людьми нечестивыми, в завоеванной еретиками[27], в изобилующей людьми низкорожденными.[28] …87. Кто принимает дары от царя жадного, действующего вопреки предписаниям шастр, тот последовательно идет в двадцать один ад... …138. Надо говорить правду, говорить приятное, не следует говорить неприятную правду, не следует говорить приятную ложь – такова вечная дхарма. …159. Надо тщательно избегать всякого дела, зависящего от чужой воли, но что зависит от своей воли, надо исполнять ревностно… …118. Нужно знать, что когда разбойники нападают на деревню… …133. Пусть [дваждырожденный] не обнаруживает особого внимания ни к врагу, ни к другу врага, ни к бессовестному вору, ни к жене другого: 134. ведь среди людей неизвестно ничего столь же вредящего долголетию, как для мужчины в этом мире такое ухаживание за чужой женой… 164. Нельзя поднимать палку на другого, разгневанный пусть не бьет его; иначе [обстоит дело] в отношении сына или ученика: их он может бить ради исправления. 165. Дважды рожденный, [даже] только пригрозив брахману убить его, сто лет пребывает в аду Тамисра. …167. Человек, пролив по недоразумению кровь несражающегося брахмана, подвергается после смерти величайшему мучению… …173. Если [наказание падает] не на самого [преступника, то] на сыновей, если не на сыновей, [то] на внуков; но совершенная дхарма не остается без последствий для совершающего [её]. …188. Неучёный, принимающий в дар золото, землю (бхуми)[29], лошадь, коровье масло, становится прахом, как дерево… …202. Присваивающий повозку, ложе, сиденье, колодец, сад, дом другого, не данные [ему добровольно], принимает на себя четвёртую часть греха… 253. Испольщик (ардхика), друг семьи, пастух (гопала), раб (даса), цирюльник – они среди шудр те, чью пищу можно есть, также и тот, кто нанимается. 254. Пусть [последний] объявляет о себе, что он собой представляет, какого рода работу желает исполнять и где может быть использован. 255. Кто говорит добродетельным людям о себе противное истине, тот в этом мире самый крайний злодей; он – вор, обкрадывающий самого себя. 256. Все вещи определяются словом, имеют основанием слово, произошли от слова; кто же нечестен в речи, тот нечестен во всем. …260… Такова в дхармашастре Ману, изложенной Бхригу, четвёртая глава.
|