КАТЕГОРИИ:
АстрономияБиологияГеографияДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
ГЛАВА IX1. [Теперь] я изложу вечные дхармы для мужа и жены, пребывающих на пути дхармы, – будут ли они вместе или в разлуке. 2 День и ночь женщины должны находиться в зависимости отсвоих мужчин[144], ибо [будучи] приверженными к мирским утехам, они должны быть удерживаемы в их желаниях. 3. Отец охраняет [ее] в детстве, муж охраняет в молодости, сыновья в старости; женщина никогда не пригодна для самостоятельности. 4. Достоин порицания отец, не выдающий в надлежащее время [дочь замуж]; достоин порицания муж, не приходящий [к жене]; достоин порицания сын, не охраняющий мать после смерти [её] мужа. 5. Женщины особенно должны быть оберегаемы от дурных наклонностей, даже от незначительных… …9. С каким [мужчиной] женщина сочетается, такого сына она и рождает, поэтому ради чистоты потомства надо тщательно охранять жену.[145] …11. Надо поручить ей собирание[146] и расходование имущества, [поддержание] чистоты, [исполнение] дхармы[147], приготовление пищи, попечение о домашней утвари.[148] 12. Женщины, [даже] заточённые, [даже охраняемые] людьми, достойными доверия, [всё равно что] неохраняемые; хорошо охраняемы те, которые сами себя охраняют. 13. Пьянство, обращение с дурными людьми, оставление мужа, бродяжничество, спанье [в неположенное время], проживание в другом доме — шесть действий, порочащих женщину. 14. Они не смотрят на красоту, им нет дела до возраста. Они наслаждаются[149] с красивым и безобразным, считая: «[Довольно того, что он] мужчина». 15. Вследствие приверженности к мужчинам, непостоянства и природного бессердечия они в этом мире изменяют мужьям, даже тщательно охраняемые. 16. Зная такую их природу, созданную Праджапати, [всякому] человеку следует предпринимать крайнее старание к их охране. 17. Ману оставил на долю женщин ложе, сиденье, украшение, похоть, гнев, подлость, зловредность характера и дурное поведение. …25. Таким образом, изложена вечно чистая практика людей [в отношениях] мужа и жены. Выслушайте дхармы, относящиеся к детям, приносящие счастье и после смерти и в этом мире. …28. Потомство, священные обряды, услужение, высшее телесное наслаждение, а также достижение неба для предков и для себя[150] – зависят от жён. 32. Сына считают [принадлежащим] мужу. Относительно виновника [рождения] в священных текстах противоречия: некоторые объявляют [им] фактического родителя, другие — владельца поля.[151] 33. Женщина считается воплощением поля, мужчина считается воплощением семени; рождение всех одаренных телом существ [происходит] от соединения поля и семени. …45. Только тот [настоящий] человек, кто [имеет] жену, себя и потомство, и брахманы объявили также: «Каков муж, таковой считается жена». 46. Ни вследствие продажи, ни оставления ее [мужем] жена не освобождается от мужа...[152] …48. Как от коров, кобылиц, верблюдиц, рабынь (даси)[153], буйволиц, коз и овец не производитель получает потомство, [а хозяин]; так [бывает] и с женой другого. 49. Кто, не являясь владельцем поля (aksetrin), [но] имея семена, засевает чужое поле, те никогда не получают плода выращенного урожая.[154] …51. Таким образом, не имеющие поля, бросающие семя на чужом поле, действуют для владельца поля: обладающий семенем не получает плода. 52. Также, при отсутствии соглашения о плоде владельцев поля и семени, результат [принадлежит], очевидно, владельцам поля… 53. Но [что касается] того [поля], которое дано для посева по заключенному соглашению, то владелец семени и владелец поля – оба считаются в этом мире имеющими право на пользование [плодами]. 54. Если на поле кого-нибудь произрастает семя, принесённое водным потоком или ветром, это семя – владельца поля; владелец семени не получает плод. …58. Старший [брат], познавший жену младшего, или младший – жену старшего, кроме крайних обстоятельств, оба становятся изгоями… 59. При [опасности] прекращении линии [рода] женщиной, надлежаще уполномоченной, должно быть приобретено желанное потомство или от деверя, или от [другого какого-либо] сапинды[155] [мужа]. 60. Уполномоченный, умастившись коровьим маслом, пусть ночью молча произведёт от вдовы[156] одного сына, но другого – ни в коем случае. 61. Умудрённые в этих делах считают [допустимым] для [таких] женщин рождение второго наряду с первым… 62. Но когда цель поручения в отношении вдовы достигнута согласно правилам, им обоим[157] полагается вести себя по отношению друг к другу, как отец (гуру) и сноха. 63. Те оба уполномоченные, которые, пренебрегая правилом, действуют из похоти, впадают в грех, как обесчестившие ложе снохи или гуру. 64. Женщина-вдова не должна быть вручаема дваждырожденными другому [мужу], так как вручающие другому могут нарушить вечную дхарму. 65. В священных текстах, касающихся брака, поручение нигде не упоминается[158], а в правилах, касающихся брака, не сказано о браке вдовы. …69. Если [будущий] муж девушки умирает, когда сговор состоялся, на ней полагается жениться деверю согласно следующему правилу: 70. как предписано, сочетавшись с ней, одетой в белую одежду и соблюдающей обет чистоты, следует приближаться к ней однажды в благоприятное для зачатия время.
71. Благоразумный, выдав дочь за кого-нибудь, пусть не выдает опять, ибо тот, кто [уже] выдав, выдает опять, совершает [грех, равный] лжи в отношении человека. 72. Даже взяв девушку законным образом[159], он может бросить ее, порицаемую, больную, обесчещенную или отданную ему [обманом]. 73. Но если кто-нибудь выдает девушку с пороком, не предупредив [о нем, то новобрачный] может отменить этот [договор] с тем злоумышленником, выдавшим девушку. 74. Мужу, занятому делами, следует отлучаться в дальние края, обеспечив жену средствами существования, ибо даже добродетельная жена, мучимая недостатком средств существования, ибо даже добродетельная жена, мучимая недостатком средств существования, может согрешить. 75. Если [муж] уехал, обеспечив [жену] средствами существования, ей полагается проживать, держа себя в строгости[160], но если он уехал, не обеспечив [её], она может существовать непредосудительными ремёслами.[161] 76. Муж, уехавший ради исполнения дхармы[162], должен быть ожидаем восемь лет; ради знания[163] или славы – шесть; ради любви[164] – три года.[165] 77. Мужу полагается терпеть ненавидящую [его] жену год, но по [прошествии] года, отобрав дар[166], он может прекратить сожительство с ней.
78. Та, которая выказывает неуважение [к мужу], преданному [какой-либо дурной] страсти, к пьянице или больному, должна быть удалена на три месяца [и] лишена украшений и утвари. 79. Но для ненавидящей безумного, изгоя, импотента, бесплодного и пораженного ужасной болезнью не полагается ни удаление, ни лишение имущества. 80. Приверженная к пьянству, ко [всему] дурному, противоречащая, больная, злобная или расточительная является жена, при которой может быть всегда взята другая.[167] 81. Если жена не рожает детей, может быть взята другая на восьмом году, если рожает детей мертвыми — на десятом, если рожает [только] девочек — на одиннадцатом, но если говорит грубо – немедленно.[168] 82. Но, если больная [жена] ласкова и наделена добродетелью, может быть взята другая [только] с её согласия: она никогда не должна быть презираема. 83. Если жена, когда взята другая, разгневанная, уходит из дому, она должна быть немедленно заточена или изгнана[169] в присутствии родственников. 84. Та, которая, хотя ей было запрещено, пьёт опьяняющие напитки, хотя бы на празднествах, или посещает зрелища и сборища, должна быть оштрафована шестью кришналами. 85. Если дважды рожденные берут жен из своей и других [варн], то старшинство, почет и жилое помещение для них должны соответствовать порядку варн. …88. Согласно правилу, дочь, даже не достигшую [совершеннолетия], надо выдавать жениху из хорошей семьи, красивому. …90. Девушке, достигшей зрелости, полагается ждать три года, но после этого времени она может сама выбирать мужа, равного себе. …92. Девушке, самой выбравшей себе мужа, не полагается брать с собой украшения, полученные от отца, матери или братьев; если она их уносит, это будет воровство. 93. Взявший [в жёны] девушку, достигшую зрелости, может не платить отцу вознаграждения… 94. Тридцатилетний мужчина пусть берёт нравящуюся ему двенадцатилетнюю девушку, двадцатичетырёхлетний – восьмилетнюю, когда же исполнение дхармы терпит ущерб – немедленно.[170] …98. Даже шудре, выдающему дочь [замуж], не следует получать вознаграждения, ибо получающий вознаграждение совершает продажу дочери. 99. Ни древние, ни теперешние добродетельные люди никогда не поступали так, чтобы [девушка], обещанная одному, отдавалась замуж другому. 100. Никогда, даже в прежние существования, мы не слышали такого [дела, как] тайная продажа девушки с установленной ценой (мулья), называемой вознаграждением. 101. “Взаимную верность надо сохранять до смерти” – это дòлжно считать [выраженной] вкратце высшей дхармой мужа и жены. 102. Мужчина и женщина, совершившие [брачные] обряды, пусть всегда стараются о том, чтобы не нарушать верность и не быть разлучёнными. 103… выслушайте дхарму о наследстве. 104. По смерти отца и матери братья, собравшись, могут разделить поровну отцовскую собственность; при них, живущих, они неправомочны.[171] 105. [Или] отцовское имущество полностью может забрать старший брат; остальным следует жить при нём, как при отце. …108. Пусть старший [брат] охраняет младших братьев, как отец, а те ведут себя по отношению к старшему брату, как сыновья. …112. Для старшего [полагается в наследстве] двадцатая часть как добавочная (уддхара) и лучшая часть имущества, для среднего – половина [этого], для младшего – четверть.[172] 113. [Если] и старший, и младший получают [свои части] как сказано, [то] другие [братья] между старшим и младшим – [каждый из] них – получают среднюю [долю] имущества. 114. Из всех вещей разного рода старшему полагается получить лучшую [из них] и [даже единственную], которая особенно хороша, и лучшее [животное] из десяти. 115… старшему должно быть дано что-нибудь как доказательство почтения. 116. Если добавочная часть таким образом вычтена, [остальное] следует разделить на равные части, но если вычета добавочной части не было, распределение частей собственности (сва) среди них [должно быть] таким: 117. старший сын получает на одну часть больше[173], затем рождённый после него – полторы, младшие – каждый по части: такова установленная дхарма. 118. Но девушкам[–сестрам] братья пусть дадут из своих частей каждый четвёртую часть его доли; отказывающиеся пусть будут изгоями. …127. Не имеющий сына может сделать дочь путрикой[174] согласно следующему правилу. [Надо заявить её мужу]: “Тот потомок, который будет у неё, пусть исполняет поминальные обряды для меня”. …131. Какое бы ни было отдельное имущество матери – это доля только [незамужней] дочери. Пусть только сын дочери [–путрики] получает всё имущество [деда по материнской линии], не имеющего сыновей. …134. Но если после того, как дочь была объявлена путрикой, [у ее отца] рождается сын, тогда раздел [наследства] должен быть равным, ибо для женщины нет права первородства. 135. Если дочь–путрика случайно умирает, не оставив сына, тогда имущество, не колеблясь, может получить муж этой путрики. …141. [Если есть] у кого-либо подаренный (даттрирна) сын, наделённый всеми хорошими качествами, именно ему, даже принятому из другого рода (готра), полагается получить всю собственность (риктха). 142. Усыновленный сын не может никогда брать [прежнее] родовое имя и собственность своего действительного родителя; пинда следует за родовым именем и собственностью; поминальный обряд для отдающего [своего ребенка в приемные сыновья] пропадает. …145. Сын, рожденный от уполномоченной, может получить [наследство] как родной сын, ибо в соответствии с дхармой семя и плод [принадлежат] владельцу поля. 148… это правило, относительно раздела наследства среди родившихся от равных женщин[175]; выслушайте [закон] об имеющих одного отца и произошедших от многих различных женщин.[176] …152. …знающий дхарму может разделить всю собственность (риктхаджата) на десять частей и произвести законный раздел в соответствии с таким правилом: 153. [сыну] брахману полагается получить четыре части, сыну кшатрийки – три части, сыну вайшийки – две части, сыну шудрянки – одну часть. …155. Сын шудрянки от брахмана, кшатрия или вайшия не получает наследства; его имущество будет то, что даст его отец. 156. Всем сыновьям дважды рожденных, которые рождены от жен одной варны, надо делить [наследство] поровну, дав старшему добавочную часть. 157. Для шудры полагается жена той же варны, не другой; рождённым от неё полагается получать равные части, даже если бы было сто сыновей. …179. Если у шудры есть сын от рабыни (даси) или рабыни раба (дасадаси), он, признанный [отцом], может получить часть [наследства]; такова установленная дхарма. …182. Если между братьями, происшедшими от одного [отца], один имеет сына, Ману объявил их всех благодаря этому сыну имеющими сыновей. …185. Не братья, не родители, [а] сыновья получают собственность отца; собственность (риктха) бездетного [сына] получает отец, а также братья. …189. Имущество [умершего] брахмана никогда не должно забираться царем: таково правило; но [имущество людей] других варн при отсутствии всех [наследников][177] царь может забирать. 194. Считается шесть видов собственности женщины (stridhana): данная при [брачном] огне, данная при свадебном шествии, данная в знак любви, полученная от брата матери и отца. 195. То имущество, которое дано после брака родственниками и которое дано из любви мужем, пусть принадлежит потомству, [даже] если бы та [жена] умерла при жизни мужа. 196. Считается, что имущество [женщины, вышедшей замуж] по обрядам брахма, дайва, арша, гандхарва или праджапатья, [принадлежит] только мужу, если она умирает без потомства. 197. Но какое бы имущество ни было дано ей при бракосочетании по обряду асура и по другим, [достойным порицания обрядам], оно считается [принадлежащим ее] матери и отцу, если она умрет бездетной. 198. Всякое имущество (витта), данное когда-либо отцом жене, может забрать дочь [жены–] брахманки, ли пусть оно принадлежит [её] потомству.[178] 199. Женщинам нельзя откладывать про запас [что-либо] из семейного [имущества], общего для многих, или даже из своего имущества без согласия мужа. 200. Украшения, которые могли быть носимы женщинами при жизни своих мужей, наследникам делить нельзя; делящие – впадают в грех (патати). 201. Не имеют права на долю кастраты и изгои, слепые и глухие от рождения, безумные, слабоумные, немые и различные калеки. 207. Если один из братьев, могущий [содержать себя] своим трудом, не желает [своей доли] имущества, он должен быть выделен, получив что-либо из своей доли на содержание. 208. Что приобретено трудом одного из братьев без ущерба для отцовского имущества, то, приобретённое его старанием, он может, если не желает, не отдавать. …213. Старший [брат], который по жадности обманывает младших, пусть будет не старшим, лишённым доли, и должен быть наказан царями. 214. Все братья, занимающиеся безнравственными делами, недостойны [доли] имущества, и старшему нельзя делать [что-либо] лично принадлежащим, не дав [доли] младшим. …217. Матери полагается получать наследство бездетного сына; в случае смерти матери пусть имущество получает мать отца. 218. И если после раздела всяких долгов и имущества, [произведённого] согласно правилу, окажется [ещё] что-либо, это следует делить поровну. …220. Это вам изложены по порядку [правила] о разделе и правило действий [относительно] сыновей, рожденных от жены, и т. д. Узнайте [теперь] дхарму об игре. 221. Игру[179] и битьё об заклад[180] царю надо устранять из страны; оба этих порока – причины разрушения царства для государей. 222. Игра и битьё об заклад – это открытая кража; царю надо всегда заботиться об искоренении их обоих. 223. Что совершается при посредстве неодушевлённых [вещей], то у людей называется игрой; что совершается при посредстве одушевлённых, то признаётся битьём об заклад. 224. Царю надо применять телесные наказания к тем, кто участвует в игре или в битье об заклад или устраивает [то или другое], а [также] шудр, носящих отличительные знаки дваждырожденных[181]. 225. Игроков, бродячих актеров, жестоких людей, [а также] принадлежащих к еретическим сектам, преданных пороку, шинкарей следует немедленно изгонять из города. 226. Они – скрытые воры… …229. Кшатрий, вайший и шудра, не могущие уплатить штраф, освобождаются от долга работой, брахману полагается отдавать [долг] постепенно. 230. Женщин, детей, безумных, бедных, беспомощных и больных царь может приказывать наказать розгой, расщеплёнными стеблями бамбука, верёвкой и прочими [предметами подобного рода]. 231. Тех служащих (ниюкта), назначенных для разбора дел, которые, будучи распаляемы жаром богатства, вредят делам просителей, царю надо лишать собственности. 232. Составляющих ложные приказы, подкупающих его советников, убивающих женщин, детей и стариков, а также служащих его врагам царю следует казнить. …235. Убийца брахмана (брахмахан), пьяница, вор, осквернитель ложа гуру – они все вместе и каждый в отдельности должны считаться людьми, совершившими великий грех (маха-патакин). 236. Для этих четырёх, не совершивших искупление, надо определить законное наказание – телесное и денежное. 237 На осквернителя ложа гуру должно быть наложено[182] [клеймо, изображающее] женский орган, на пьяницу – знак продавца спиртного[183], на вора – знак собачьей ноги, на убийцу брахмана – знак трупа без головы. 238. Они – с которыми никто не должен есть, приносить жертвы, читать [священные тексты], вступать в брак – пусть бродят по земле, презренные, лишённые всякой дхармы. 239. Так, заклеймённые должны быть покинуты родственниками по отцу и матери и лишены сострадания и привета: таково предписание Ману. 240. Но [людям] первых варн, исполнившим покаяние как предписано, пусть царь не ставит клеймо на лбу, но они должны быть принуждены уплатить царю высший штраф. 241. При преступлениях [подобного рода] на брахмана должно быть наложено среднее наказание или он должен быть изгнан из страны, [но] с деньгами и пожитками. 242. Прочие, совершающие эти преступления ненамеренно, заслуживают лишения всей собственности; но [совершающие] намеренно – [и] изгнания.[184] …248. Но низкорожденного[185], намеренно притесняющего (бадхарнана) брахманов[186], надо наказать средствами, причиняющими телесные повреждения и вызывающими страх. …250. Таким образом, [наставление о] решении споров между двумя спорящими сторонами, [распределенных] в восемнадцати отделах[187], подробно изложено. …254. Если царь, не наказывая воров, взимает налог, его страна приходит в расстройство, и он лишается, неба. …256. Царю… надо различать разные виды воров (таскара), похищающих чужое имущество – открытых и скрытых. 257. Из них открытые воры (ванчака) – живущие разного рода торговлей[188]; скрытые же воры – воры, живущие в лесу, и прочие. 258. Взяточников, вымогателей, обманщиков, а также игроков, гадателей вместе с лжесвятыми (бхадра) и хиромантами, 259. недостойно поступающих высокопоставленных служащих (махаматра), лекарей, занятых в художественных ремеслах[189], умных женщин, продающих себя, 260. одних открытых, а других, действующих скрытно, [как и] неариев, носящих отличительные знаки ариев, надо считать терниями в народе. 261. Обнаружив их при помощи верных тайных [людей], следующих тем же занятиям, и подстрекая (протсахья) с помощью шпионов разного рода, надо приводить их к повиновению. 262. Обнародовав на основании фактов их преступления и совершенные каждым деяния, царю следует надлежаще наказать их в соответствии с сущностью преступления. 263. Ведь, кроме наказания, ничем невозможно обуздать преступления злонамеренных воров, тайно бродящих по земле. …270. Пусть справедливый царь не велит казнить вора, [если у него] не [найдено] краденого; [пойманного] с краденым [и] с [воровским] инструментом (упакарана) пусть велит казнить не колеблясь. 271. Даже тех, которые в деревнях дают пищу ворам и дают место [для укрытия их] снаряжения (бханда), надо велеть казнить. 272. Назначенных для охраны в областях и получивших указание соседей (саманта), [но] бездействующих при нападении [грабителей], надо немедленно наказывать, как воров. …274. Не спешащие как только можно [быстро на помощь] при ограблении деревни, разрушении плотины, при ограблении на дороге должны быть изгнаны [с разрешением взять] пожитки. 275. Похищающих казну у царя, упорно противодействующих [исполнению его приказов] царю надо карать различными наказаниями, равно как и поощряющих врагов. 276. Царю следует, отрубив обе руки, посадить на острый кол тех воров, которые совершают кражу ночью, сделав пролом [в стене дома]. 277. При первой краже надо велеть отрезать у вора[190] два пальца, при второй – руку и ногу, при третьей он заслуживает смертной казни.[191] 278. Дающих [ворам] огонь, пищу, оружие, приют, укрывателей краденого государю следует наказывать как воров.[192] 279. Разрушившего [плотину] пруда (тадага) надо умертвить в воде[193], или простой казнью[194], или же пусть тот восстановит [разрушенное] и должен быть принужден уплатить высокий штраф.[195] 280. Взламывающих царский склад, арсенал или храм, крадущих слонов, лошадей или колесницы надо казнить без промедления. …285. Портящий мост [и такие эмблемы, как] флаг, шест или изображения, пусть это все исправит и уплатит пятьсот [пан]. …288. Все тюрьмы (бандхана) надо помещать вблизи главной улицы, где [все] могут видеть страдающих и обезображенных преступников (папакарин). 289. Ломающего [городскую] стену (пракара), засыпающего рвы (парикха), ломающего [городские] ворота надо немедленного изгнать. 290. За всякие заклинания, за наговоры на кореньях, за колдовство всякого рода – в случае неуспеха – штраф в двести [пан]. 291. Продающих несеменное зерно [как семенное], выкапывающий семя [уже посеянное], а также уничтожающий межевой знак (марьяда) заслуживает обезображивающего телесного наказания. …293. За кражу земледельческих орудий, оружия, лекарственных трав царю надо определить наказание, установив время [совершения преступления] и цель. 294. Государь (свамин), советник (аматья), город (пура), страна (раштра), казна, войско, а также союзник – эти семь элементов [составляют то, что] считается царством без изъянов. 295. [Если налицо] великое бедствие, надо знать, что из тех семи элементов царства по порядку каждое предшествующее важнее [последующих]. …322. Без брахмана не преуспевает кшатрий, без кшатрия не процветает брахман; брахман и кшатрий, объединившись, процветают в этом мире и в ином. …325… правило деятельности по порядку для вайшиев и шудр. 326. Вайшию, получившему посвящение, вступившему в брак, надо всегда быть занятым хозяйственной деятельностью[196] и, особенно, разведением скота. …329. [Вайшию] следует знать соответствующую цену драгоценных камней, жемчуга, кораллов, металлов, тканей, благовоний и соков. 330. Ему надо быть знатоком посева семян, хорошего и дурного [качества] земли; ему следует знать полностью пользование мер и весов, 331. достоинства и недостатки изделий, выгоды и невыгоды [разных] стран, [вероятный] доход (лабха) и убыток (алабха) от товаров и искусство выращивания скота. 332. Надо знать, [каким должно быть] жалование (бхарти) слугам (бхартья), различные языки людей, способы сохранения имущества и [ведение дел] по покупке (края) и продаже (викрая). …335. [Шудра] чистый, послушный высшим [варнам], мягкий в речи, свободный от гордости, всегда прибегающий к покровительству[197] брахмана…[198] 336… Такова в дхармашастре Ману, изложенной Бхригу, девятая глава.
|