КАТЕГОРИИ:
АстрономияБиологияГеографияДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
ГЛАВА VII1. [Теперь] я изложу дхармы царя[36], какой образ жизни следует вести царю, каково его происхождение и каков [путь достижения] высшего успеха. 2. Кшатрием, получившим посвящение, как предписано Ведой, должна совершаться, как положено, охрана всего этого [мира]. 3. Ибо, когда люди, не имеющие царя, расселялись во все стороны от страха, владыка создал царя для охраны всего этого [мира]. …6. Как солнце, он жжет глаза и сердце, и никто на земле не может даже смотреть на него… …8. Даже [если] царь – ребенок, он не должен быть презираем [думающими, что он только] человек, так как он – великое божество с телом человека. 9. Огонь сжигает только одного человека, неосторожно приближающегося, огонь же царя сжигает семейство со скотом и накопленным имуществом… …12. Но кто по глупости ненавидит его, несомненно, погибает, ибо царь быстро принимает меры по его гибели. 13. Поэтому пусть [никто] не нарушает дхарму, которую царь установил в пользу желательных для него [людей], и даже дхарму, нежелательную для нежелательных. …15. Из страха перед ним все живые существа – недвижущиеся и движущиеся – служат пользе и не уклоняются от [исполнения] дхармы. 16. Рассмотрев основательно место и время [преступления], возможность и степень сознательности, ему надо накладывать [наказание], как полагается, на людей, живущих неправедно… 18. Наказание правит всеми людьми, наказание же охраняет, наказание бодрствует, когда все спят; мудрые объявили наказание [воплощением] дхармы. 19. Наложенное надлежащим образом после [должного] рассмотрения, оно радует весь народ, наложенное без рассмотрения – губит все. 20. Если бы царь не налагал неустанно наказание на заслуживающих его, более сильные изжарили бы слабых, как рыбу на вертеле, 21. ворона стала бы есть поминальное приношение и собака лизать жертвенную пищу, никто не имел бы собственности (свамья), и произошло бы перемешение высших и низших.[37] 22. Весь мир подчиняется [только] посредством наказания, ибо трудно найти человека чистого; ведь только из страха наказания весь мир служит пользе… 24. Все варны испортились бы, все преграды были бы сокрушены, и произошло бы возмущение всего народа от колебания в [наложении] наказания. 25. Где идет черное, красноглазое наказание, уничтожающее преступников, там подданные не возмущаются, если вождь хорошо наблюдает. 26. Накладывающим его [т.е. наказание] объявили царя – правдивого, поступающего осмотрительно, мудрого, знающего [значение] дхармы, [а также] удовольствия (карна) и богатства (артха). 27. Царь, накладывающий его надлежащим образом, процветает… [но] чувственный, непостоянный и порочный Наказанием же губится…
30. Не может правильно управлять тот, у кого нет друзей, [кто наделен] глупостью, жадностью, необразованностью, приверженностью к мирским утехам. 31. Наказание может быть наложено чистым[38], правдивым, следующим тому, что сказано в шастрах, имеющим хороших помощников и умным. 32. В своей стране надо вести себя правильно, строго наказывать врагов, быть прямым по отношению к верным друзьям, преисполненным терпением к брахманам. …37. Царь, встав утром, пусть почтит брахманов, знатоков тройственного знания (траивидья)[39], мудрых в управлении и поступает по их [советам]… …47. Охота, игра в кости, спанье днём, злословие, женщины, пьянство, пение, музыка, танцы и бесцельное путешествие – группа из десяти [пороков], порождённых желанием. 48. Доносительство, насилие, вероломство, зависть, гневливость, нарушение [прав] собственности (артхадусана) и оскорбление словом и палкой – группа из восьми [пороков], порождённых гневом. 49. Ту жадность, которую все мудрецы определили как корень их обоих, надо старательно преодолевать; обе эти группы происходят от неё. 50. Пьянство, игра в кости, женщина и охота – по порядку [перечисления] – эту четвёрку надо считать наихудшей в группе [пороков], порождённых желанием. 51. Удар палки, брань и нарушение [прав] собственности – эту тройку надо считать наихудшей в группе [пороков], порождённых гневом. 52. В группе из семи, к которой [люди] склонны везде, каждый предшествующий порок благоразумному следует считать более тяжёлым, [чем последующий]. 53. [При сравнении] порока и смерти порок считается худшим; порочный идёт в преисподнюю, умерший непорочный идёт на небо. 54. Надо назначить семь или восемь сановников, наследственных, знатоков шастр, храбрых, опытных в военном деле, родовитых, испытанных. 55. Даже дело, которое легко исполнимо, с трудом исполнимо одним; тем более [сложно управлять], особенно без помощников, весьма процветающим царством. 56. Вместе с ними следует постоянно обдумывать обычные [дела], мир (самдхи), войну (виграха), [четыре предмета, называемые] стхана[40] 57. Узнав мнение каждого из них – в отдельности или совместно, следует самому выбирать при исполнении дел полезное для себя. 58. Но с отличнейшим из всех них учёным брахманом пусть царь держит самый важный совет относительно шести форм политики.[41] 59. Надо всегда с полным доверием сообщать ему обо всех делах; обдумав с ним, пусть затем исполняет [любое] мероприятие. 60. Надо назначить также других служащих (арнатья) — честных, умных, твердых, собирающих богатства надлежащим образом хорошо испытанных. …70. Надо жить, выбрав крепость, окруженную на расстоянии выстрела из лука пустым пространством, имеющую земляные укрепления, защищенную водой или деревьями, людьми[42] или горами. …80. Ежегодный налог (бали)[43] следует изымать через верных [слуг]; надо относиться с полным уважением к обычаям, [существующим] в народе[44], [и] поступать с людьми как отец. 81. В разные места следует назначать разных опытных надзирателей; пусть они за него наблюдают за всеми работами, исполняемыми людьми… 87. Царь, охраняющий народ, будучи вызван [на бой врагом] равным, более сильным или более слабым, исполняя дхарму кшатрия, пусть не уклоняется от битвы. 88. Храбрость в битвах, защита народа, почитание брахманов – лучшее средство для царей достичь блаженства… …96. Кто [лично] захватывает [в бою] колесницу, лошадь, слона, зонтик, деньги, зерно, скот, женщин[45], всякое [прочее] добро и недрагоценный металл – это его. 97. Пусть [воины] отдадут лучшую долю царю: так сказано в Веде; не захваченное в отдельности должно быть царём распределено между всеми воинами… 111. Царь, который по недоразумению беспечно мучает свою страну, немедленно лишается вместе с родственниками страны жизни. 112. Как от мучения тела гибнут жизни людей, так от мучения страны гибнут жизни царей. 113. Пусть при управлении страной всегда исполняет следующее правило; ибо царь, имеющий правильно управляемую страну, растит благополучие. 114. Подчинение страны следует обеспечивать, поместив отряд [воинов] посреди двух [деревень], трех, пяти, а также сотен деревень. 115. Следует назначить старосту (адхипати) для [каждой] деревни, управителя (пати) десяти деревень, управителя (иша) двадцати и ста, а также управителя тысячи. 116. Деревенский староста (грамика) пусть сам сообщает должным образом о преступлениях, совершённых в деревне, управителю (иша) десятью деревнями, управитель десятью – управителю двадцатью; 117. управитель двадцатью пусть всё это сообщает управителю сотни, а управитель сотни деревень – лично управителю (пати) тысячи. 118. Что должно быть даваемо царю жителями деревни ежедневно — пища, питье, топливо и т.д., пусть собирает деревенский староста. 119. Управитель десятью пусть пользуется (бхунджита) одной кулой,[46] управитель двадцатью – пятью кулами, управитель (адхьякса) над сотней деревень – деревней, управитель тысячи – городом. 120. За их действиями в деревнях, а также за частными делами пусть наблюдает особый сановник (сачива) царя – верный и неутомимый. 121. В каждом городе надо назначить одного [градоначальника], думающего обо всех делах, высокого по положению, грозного на вид… 122. Пусть он всегда посещает всех тех [служащих] сам; поведение их в сельских местностях, пусть проверяет должным образом посредством соглядатаев. 123. Ведь слуги царя, назначенные для охраны [народа], бывают большей частью порочными, стремящимися к захвату чужой собственности; от них нужно защищать этот народ. 124. Пусть царь, забрав имущества тех [служащих], которые по злонамеренности вымогают деньги (артха) у тяжущихся, отправит их в изгнание… …127. Рассмотрев [цены при] покупке и продаже, длину пути, [издержки на] пищу, приправу и охрану имущества, пусть царь заставит торговцев платить налог (кара).
128. Рассудив, царю надо в стране всегда так устанавливать налоги, чтобы пользовался плодом и царь, и исполняющий работы. 129. Как мало-помалу поглощает пищу пиявка, теленок и пчела, так мало-помалу царем должен быть получаем от страны ежегодный налог. 130. Царём может быть взята пятидесятая часть скота и золота, а также восьмая, шестая или же двенадцатая часть зерна (дханья). 131. Он может также взимать шестую часть древесины, мяса, мёда, коровьего масла, благовоний, лекарственных трав, соков, цветов, кореньев и плодов, 132. листьев, зелени, трав, шкур и плетёных изделий, глиняных сосудов и всего, сделанного из камня. 133. Царь, даже погибая, пусть не взимает налога с знатока Веды; не должен умереть от голода знаток Веды, живущий в его стране. …137. Пусть царь ежегодно заставляет простой народ (притхакджана), живущий в стране [самостоятельным] промыслом (вьявахара), платить нечто, называемое налогом (кара) 138. Царь может заставить выполнять работу один [день] каждый месяц ремесленников всех специальностей и шудр, живущих своим трудом… 140. Рассматривая дела, царю следует быть строгим и добрым, ибо царь строгий и добрый весьма уважается. 141. Устав от рассмотрения дел людей, пусть назначит на то место главного из сановников, знающих дхарму – ученого, обузданного, родовитого.[47] 142. Устроив, таким образом, все свои дела, пусть он ревностно и заботливо охраняет этих подданных. 143. Тот царь мёртвый, [а] не живой, который вместе со слугами видит, как взывающих [о помощи] подданных враги угоняют из страны, [и не принимает мер к их защите]. 144. Высшая дхарма кшатрия — охрана подданных, ибо царь, вкушающий перечищенные плоды[48], [тем самым] принимает на себя обязательство по исполнению дхармы. 145. Встав в последнюю часть ночи… пусть входит в красивый зал собрания (сабха). 146. Оставаясь там, удовлетворив всех подданных, пусть отпустит [их], а отпустив всех подданных, может совещаться с советниками (мантрин). …149. На время совещания надо удалить слабоумных, немых, слепых, глухих, животных[49], слишком старых людей, женщин, млеччхов[50], больных и увечных. 150. [Такие] презираемые [люди], равно как животные и особенно женщины, нарушают тайну; поэтому в этом случае надо быть осторожным. 151. В полдень или в полночь, отдохнув, освободившись от усталости, пусть размышляет вместе с ними [т.е. советниками] или же один… …153. об отправлении послов, о завершении [начатых] дел, о поведении [обитателей] женской половины дворца, о деятельности шпионов (пранидхи). 154. [Надо поразмыслить] тщательно о всех восьми видах деятельности[51] и пяти разрядах [шпионов][52], о преданности и неверности, а также поведении круга [пограничных владетелей]… …226… Такова в дхармашастре Ману, изложенной Бхригу, седьмая глава.
|