КАТЕГОРИИ:
АстрономияБиологияГеографияДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
ГЛАВА X1. Три варны дваждырожденных, придерживающиеся своих обязанностей, пусть изучают [Веду], но из них только брахман может обучать [Веде], а не [члены] других двух [варн]: таково решение. …4. Брахманы, кшатрии и вайшии — три варны дваждырожденных, четвертая же – шудры – рожденные один раз, пятой же нет.[199] …12. При смешении варн от шудр и вайшиек, кшатриек и брахманок рождаются [соответственно] айогава, кшаттар и чандала — самый низкий из людей. …24. Смешение варн возникает вследствие нарушения [порядка] варн, вследствие браков, которые не должны были бы заключаться, и отказа от исполнения дел, присущих [каждой варне]. 30. Как шудра порождает от брахманки отверженное существо, так отверженный порождает от женщин четырех варн еще более отверженного. …32. Дасью[200] от женщины айогава порождает сайрандхру, не раба, [но] живущего услужением (дасья), умелого в украшении и обслуживании [или] существующего ловлей животных. …41. Шестеро сыновей[201], рождённые [дваждырожденными от женщин] равного происхождения (сваджати) или следующих варн (анатара), имеют дхарму дваждырожденных; все рождённые от смешанных браков (апдхвансаджа)[202] считаются по дхарме равными шудре. …45. Все эти племена, которые в мире [находятся] вне рожденных из уст, рук, бедер и ступней [Брахмы], говорящие на языке млеччхов и ариев, – все они считаются дасью. 51. Место жительства чандалов и швапачей [должно быть] вне селения, утварь, использованная ими, должна выбрасываться [другими], имуществом их [должны быть только] собаки и ослы. 52. Одеждами – одеяния мертвых, пища [должна им даваться] в разбитой посуде, украшения [их должны быть] из железа, и они должны постоянно кочевать. 53. Человеку, исполняющему дхарму, не следует общаться с ними; их дела [должны решаться] между ними, браки – с подобными им. 54. Их пища должна быть даваема им другими в разбитой посуде; ночью им не полагается бродить по деревням и городам. 55. Днем они, отмеченные по приказу царя знаками, могут входить [туда] для исполнения работ, и пусть уносят трупы [людей], не имеющих родственников, – таков порядок. 56. Им полагается всегда по приказу царя, согласно шастрам, умерщвлять приговоренных к казни; они могут забирать одежды казненных, ложа и украшения. 57. Человека, лишенного варны (варнапета), неизвестного [или] нечистого происхождения, неария, [хотя] по внешнему виду подобного арию, можно узнать по его делам. …63. Ненанесение вреда, правдивость, неприсвоение чужого, чистота и обуздание органов – основную дхарму для четырех варн объявил Ману. …67… рождённый от женщины неарийки и ария может стать арием благодаря качествам [отца]; рождённый же от неария и арийки – неарий. 75. Обучение [Веде], изучение, жертвоприношение для себя, жертвоприношения для других, приношение даров и получение [их] — шесть занятий брахмана.[203] 76. Но из [этих] шести занятий три занятия доставляют средства существования: жертвоприношение для других, обучение и принятие [даров] от чистых людей. 77. Три дхармы брахмана не положены для кшатрия: обучение, жертвоприношение для других и третье – принятие [даров]. 78. Они не существуют также и для вайшиев – таково правило, ибо Ману, владыка тварей, не объявил эти дхармы установленными для этих двух [варн]. 79. Ради средств существования для кшатрия [предписано] ношение меча и стрелы, для вайшия – торговля, [разведение] животных, земледелие, но [их] дхарма – дарение, учение, жертвоприношение. 80. Среди свойственных им занятий наиболее достойны: для брахмана — повторение Веды, кшатрия – охрана [подданных], для вайшия – хозяйственная деятельность. 81. Но если брахман не может существовать своими, только что упомянутыми занятиями, он может жить [исполнением] дхармы кшатрия, ибо тот непосредственно следует за ним. 82. [Если] он не может прожить даже обеими и если возникает [вопрос], как быть, [тогда], занимаясь земледелием и скотоводством, он может жить образом жизни вайшия. 83. Брахман или даже кшатрий, живущий образом жизни вайшия, пусть старательно избегает земледелия, наносящего вред и зависящего от других. …92. [Из-за торговли] мясом, лаком и солью он немедленно становится изгоем, из-за торговли молоком брахман делается в три дня шудрой. …96. Кто, низший по рождению (джати), из жадности живет занятиями высших, того царь, лишив имущества, пусть немедленно изгонит. 97… живущий [исполнением] чужой дхармы немедленно становится изгоем. …112. Брахман, не имеющий, чем жить, может собирать колосья или зёрна с любого [поля]; собирание колосьев лучше получения милостыни, а сбор зёрен предпочитается даже ему. …115. Существует семь законных способов приобретения имущества (витта)[204]: наследование (дая), получение (лабха)[205], покупка (края), завоевание (джая), ростовщичество (прайога), исполнение работы (каринайога), а также получение (пратиграха) [милостыни] от добродетельных. 116. [Имеется] десять средств существования: знание, ремесло, работа за плату, услужение, скотоводство, торговля, земледелие, довольство [малым], милостыня, ростовщичество. 117. Брахману и даже кшатрию не полагается ссужать [деньги] под проценты; но при желании он, конечно, может дать грешнику [ссуду] под небольшой процент[206] для [исполнения] дхармы. …126. Для шудры нет преступления, в результате которого он делается изгоем, он не заслуживает посвящения, у него нет ни прав [исполнять] дхармы [дважды рожденных], ни препятствий к этому. …129. Шудра не должен накапливать богатства (дхана), даже имея возможность [сделать это], так как шудра, приобретая богатство, притесняет (бадхате) брахманов.[207] …131… Такова в дхармашастре Ману, изложенной Бхригу, десятая глава.
|