Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АстрономияБиологияГеографияДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника


ГЛАВА VIII




1. Царь, желая рассмотреть судебные дела (вьявахара), пусть является подготовленным в суд (сабха) вместе с брахманами и опытными советниками.

2. Там, сидя или стоя[53], подняв правую руку[54], в скромной одежде и украшениях, надо рассматривать дела тяжущихся сторон,

3. относящиеся к восемнадцати отделам – по отдельности, ежедневно, посредством умозаключений, [основанных] на обычаях страны и указаниях шастр.

4. Из них первое – неуплата долга, [затем] заклад, продажа чужого, соучастие в [торговом или другом] объединении, неотдача данного,

5. неуплата жалованья, нарушение соглашения, отмена купли-продажи, спор хозяина с пастухом,

6. дхарма в споре о границе, клевета и оскорбление действием, кража, насилие, а также прелюбодеяние,

7. дхарма мужа и жены, раздел наследства, игра в кости и битье о заклад – эти восемнадцать поводов (пада) судебного разбирательства в этом мире.

8. Основываясь на вечной дхарме, надо решать дела людей, спорящих главным образом по этим [восемнадцати] поводам.

9. Но если царь не делает разбора дел лично, тогда следует назначить ученого брахмана для их разбора.

 

10. Тот, придя в высокий суд, окруженный тремя судьями (сабхья), пусть разбирает дела того [царя], сидя или стоя.

11. То место, где сидят три брахмана, знающие Веду, и назначенный царем ученый брахман, называют “судом Брахмы”.

12. Но где… судьи преступление не пресекают, там судьи (сабхасад) поражаются…

13. Или не следует приходить в суд, или должно говорить правильно; человек не говорящий или лгущий является грешником.

…20. По желанию царя толкователем дхармы [может быть] брахман, живущий своим происхождением, [но неученый] или только называющий себя брахманом, [хотя его происхождение неизвестно], но шудра – никогда…

23. Заняв место в суде, [надлежаще] одетый, сосредоточенный, почтив хранителей мира, [царь] может приступить к рассмотрению дел.

24. Зная пользу и вред, особенно дхарму и адхарму[55], надо рассматривать все дела тяжущихся сторон, следуя порядку варн…

 

27. Царю полагается охранять имущество (риктха) ребенка – наследство и прочее, пока он не вернется [из дома гуру] или не выйдет из малолетства.[56]

28. Следует установить опеку для женщин бездетных, лишившихся семьи, для жен[57] и вдов, верных мужьям, и для больных.

29. Добродетельному царю надо наказывать как воров тех родственников, которые захватывают [их имущество] при их жизни.

30. Царю надлежит заставить хранить три года имущество, хозяин которого скрылся; до истечения трех лет – может получить хозяин, после – может забрать царь.

31. Тот, кто скажет: “Это мое”, должен быть проверен согласно правилу; [только] сообщив внешний вид, число и т. д., хозяин (свамин) получает право (артхати) на это имущество.

32. Не знающий правильно место, время, цвет, форму и размер утерянного заслуживает штрафа, равного [по стоимости] тому [утерянному].

33. Затем царь… может взять шестую часть найденного [из] утерянных [вещей], десятую или даже двенадцатую.[58]

34. Утерянное, [а затем] найденное имущество следует оставить на попечение [особых] слуг; кого он при этом обличит как воров, тех надо приказать лишить жизни посредством слона.[59]

35. Если какой-нибудь человек правильно скажет о [найденном] кладе: «Это мое», царь может взять у него шестую или двенадцатую часть.[60]

36. Но говорящий неправду заслуживает штрафа [в размере] восьмой части его имущества, или – с учётом того [найденного] клада – на меньшую часть.[61]

37. Ученый же брахман, найдя [скрытое] ранее сокровище, может взять его даже полностью, так как он властитель всего (сарвасьядхирати).

38. Но если царь найдёт какое-либо старинное сокровище, скрытое в земле, то он, отдав половину дваждырожденным, может половину, может половину поместить в сокровищницу.

39. Царь получает половину старинных кладов и руд, [найденных] в земле, вследствие охраны [страны] и так как он властитель (адхипати) земли.

40. Имущество, похищенное ворами, должно быть возвращаемо царем всем варнам; царь, присваивающий его, принимает [на себя] вину вора.

41. Знающий дхарму, рассмотрев дхармы каст (джати), областей (джанапада), дхармы шрени[62] и семейств (кула), пусть устанавливает дхарму, свойственную им.

…43. Пусть ни сам царь, ни его слуга не побуждают [других] начинать тяжбу и не прекращает ни в коем случае иска (артха), предъявленного другим.

…45. Руководствуясь правилами судопроизводства, надо иметь в виду истину, предмет [иска] (артха), себя самого, свидетеля (саксин), место, время и обстоятельства (рупа).

46. Что имеется в практике добродетельных и справедливых дважды рожденных, то, не противоречащее [обычаям] страны, семей и каст, надо устанавливать [в качестве закона].

47. По ходатайству кредитора (уттамарна) о возвращении ценности, [данной] должнику (адхамаджна), надо доказанную ценность заставить передать от должника кредитору (дханика).

48. Какими средствами кредитор может получить свое имущество, теми средствами, принуждая, пусть [царь] заставляет должника уплатить.

49. Дхармой[63], судебным преследованием, хитростью, принуждением (ачарита)[64] и пятым – силой (бала)[65] можно добиваться получения данного [взаймы] имущества.

50. Тот кредитор, который сам возвращает от должника [свое] имущество, не должен быть подвергнут преследованию царем после того, как возвратит свое добро.

51. Отрицающего, [что он брал в долг] имущество, но уличённого [в обмане], надо заставить отдать имущество кредитора и небольшую часть [сверх этого] в виде штрафа в соответствии с возможностями [должника].[66]

52. При запирательстве должника, которому в суде сказано: “Отдай”, – истцу (абхиёктар) полагается указать место или привести [иное] доказательство.

 

53. [Истец], который указывает неправильное место, а, указав, отпирается, кто не замечает противоречивого значения более ранних и более поздних [своих показаний].

54. Кто, объявив доказательство, увиливает, [кто], спрошенный о деле, [ранее] должным образом изложенном, не придерживается твердо [своих показаний].

55. Кто разговаривает со свидетелем в месте, где нельзя разговаривать, кто не желает [отвечать] на поставленный вопрос и удаляется.

56. [Кто], спрошенный: “Говори”, – не говорит, [ранее] сказанное не подтверждает и не знает предшествующее и после дующее, тот лишается имущества, [на которое претендует].

57. Если сказав: “У меня имеются свидетели”, – и спрошенный: “Укажи”, – не указывает, судья по этим причинам объявляет его лишённым [права на иск].

58. Если истец не говорит[67], он должен быть подвергнут телесному наказанию и оштрафован согласно закону; если [ответчик] в течение полутора месяцев не оправдывается, он проигрывает дело.

59. Тот, кто лживо отвергает какой-либо иск или какой-нибудь [лживо] подтверждает, оба они, поступающие вопреки дхарме, должны быть царём принуждены уплатить двойной [по сравнению с суммой иска] штраф.

60. [Ответчик], приведенный истцом, будучи спрошен, и отрицающий [справедливость иска], должен быть изобличён, по крайней мере, тремя свидетелями в присутствии брахмана, назначенного царем.

...62. Домохозяева, имеющие детей, коренные жители (маула), кшатрии, вайшии и шудры, вызванные истцом (артхин), достойны давать показания, а не всякий – кроме крайних обстоятельств.

63. В судебных делах должны допускаться свидетели, достойные доверия, из всех варн, знающие всю дхарму, чуждые жадности, но обладающих противоположными качествами надо избегать.

64. Не должны допускаться [в свидетели] ни заинтересованные в иске, ни родственники, ни соучастник, ни враги, ни [ранее] изобличённые[68], ни поражённые болезнями, ни опороченные.[69]

65. Не может быть допущен в качестве свидетеля ни царь, ни ремесленник[70], ни актер, ни знаток Веды, ни изучающий Веду, ни отрекшийся от мирских уз,

66. ни раб[71], ни осуждаемый людьми, ни дасью[72], ни предающийся недозволенным занятиям, ни старец, ни дитя, ни низкорожденный, ни лишенный какого-либо органа чувств,

67. ни бедствующий, ни пьяный, ни безумный, ни мучимый голодом и жаждой, ни изнуренный усталостью, ни мучимый любовью, ни гневающийся, ни вор (таскара).

68. Пусть дают свидетельские показания относительно женщин – женщины, относительно дважды рожденных – такие же дважды рожденные, честные шудры – относительно шудр, относительно низкорожденных – низкорожденные…

 

70. При отсутствии [надлежащих свидетелей, показание] должно быть дано ребенком, стариком, учеником или даже родственником, рабом (даса) или слугой.

71. Но показание детей, стариков, больных, говорящих при допросе неверно, следует считать ненадежным, так же как [людей] со смятенным рассудком.[73]

72. Во всех случаях насилия, воровства и прелюбодеяния, при оскорблении словом и делом не надо проверять свидетелей [слишком тщательно].[74]

73. При разногласиях [в показаниях] свидетелей царю следует предпочесть [мнение] большинства, при равенстве — наделенных выдающимися качествами, при разногласии между отличными – брахманов.

…75. Свидетель, в благородном суде (арьясамсад) говорящий другое, чем видел и слышал, после смерти низвергается в преисподнюю и лишается неба.

76. Даже если [кто-то], не привлечённый [как свидетель], увидит или услышит что-либо, то, будучи спрошен, пусть говорит так, как видел, как слышал.

77. Один бескорыстный мужчина может быть свидетелем, а также другие [многие мужчины], не отягощенные пороками, но не женщины, [хотя бы и] честные, даже если их много, – вследствие непостоянства женского ума.

…87. [Судья], очистившись, пусть в присутствии богов[75] и брахманов утром испросит правильное показание у очистившихся дважды рожденных, обращенных лицом к северу или к востоку.

88. Брахмана следует спрашивать: “Скажи!”; кшатрия – “Скажи правду”; вайшия – [объявляя ему, что лжесвидетельство столь же преступно, как кража] коров, зерна и золота; шудру – [угрожая ему] наказанием, как за всякое преступление, лишающее касты.

…93. Кто дает ложное свидетельское показание, тот, обнаженный, бритый, чашей собирая милостыню, страдая от голода и жажды, идет к дому врага.

…102. К брахманам, пасущим скот, занимающимся торговлей, а также к [брахманам] – ремесленникам, актерам, слугам и ростовщикам надо относиться, как к шудрам.

…109. При отсутствии свидетелей в тяжбах (артха) между двумя спорящими сторонами [судья], не знающий точно истину, может заставить открыть [её] даже клятвой.

113. Надо заставить клясться брахмана [своей] правдивостью, кшатрия – колесницами и оружием, вайшия – коровами, зерном и золотом, шудру – всеми тяжкими преступлениями.

114. Или следует заставить [обвиняемого] взять огонь, погрузиться в воду или же прикоснуться к головам жены и сыновей в отдельности.

115. Тот, кого пылающий огонь не обжигает, кого вода не заставляет подняться вверх и [с кем] вскоре не случится несчастье, должен считаться чистым в клятве.

…117. В каком бы споре ни было сделано ложное показание, надо решение отменить, а исполнение считать не исполненным.

118. Показание, [данное] из жадности, по глупости, из страха, дружбы, любви, гнева, невежества и беспечности, считается неверным.

 

119. Виды наказания для того, кто дает ложное показание по одной из этих причин, я изложу в должном порядке.

120. [Тот, кто лжесвидетельствовал] из жадности, должен быть оштрафован тысячью [пан], из глупости – низшим штрафом, из страха – двойным средним штрафом, из дружбы – учетверенным низшим,

121. из любви – удесятиренным низшим, из гнева – двойным высшим, из невежества — двумя полными сотнями [пан] и из беспечности – сотней.

…123. Виновных в лжесвидетельстве членов трёх варн[76] справедливому царю надо, оштрафовав, изгнать; брахмана – только изгнать.

124. Ману, происшедший от самосущего, назвал десять объектов наказания, но брахман может удалиться невредимым.

125. [Эти объекты]: органы деторождения, чрево, язык, обе руки и пятое – обе ноги, [а также] глаз, нос, оба уха, имущество и туловище.

126. Узнав причину, а также место и время по правде и рассмотрев состояние [виновного] и [суть] преступления, надо накладывать наказание на тех, которые должны быть наказаны…

 

129. Сначала следует сделать замечание, после него – выговор, третьим [идет] штраф, [и только] после этого высшее – телесное наказание.

130. Но если он (царь) не может удержать их даже телесным наказанием, тогда следует применить к ним все это – четыре [вида наказаний] вместе.

…138. Двести пятьдесят пан считаются первым штрафом, пять[сот] должно считать средним, тысяча – высшим.

139. Если [в суде] признано, что долг следует вернуть, [должник] обязан [уплатить в виде штрафа] пять со ста; если он отрицает [и его обличат] – вдвое…

140. Ростовщик (вардхусика) может получать процент (вриддхи), увеличивающий богатство, установленный Васиштхой[77] – брать восьмидесятую часть со ста в месяц.[78]

141. Или… может брать два со ста [в месяц]…

142. Ровно два, три, четыре и пять процентов со ста в месяц полагается брать соответственно порядку варн.

143. Но если залог (адхи) приносит прибыль, не полагается получать процента за ссуду[79]; отдача и продажа [такого] залога не может иметь место, [даже при] хранении в течение длительного времени.

144. Залог нельзя использовать против воли [должника]; использующий [его так] – теряет процент или обязан удовлетворить [должника уплатой] стоимости; иначе он будет [считаться] похитителем залога.

145. Ни залог, ни вклад не теряются с течением времени; они оба подлежат возвращению, хотя бы долго оставались [у принявшего на хранение].

146. [Предметы], используемые с согласия [должника] – корова, верблюд, верховая лошадь и [животное], приученное к работе – никогда не пропадают для него.

147. Если собственник (дханин) поблизости молча наблюдает, как что-либо[80] используется другими в течение десяти лет, он не имеет права получить это [обратно].

148. Если [собственность] того, [кто] не слабоумен и совершеннолетен, использовалась с [его] ведома[81], она согласно обычаю (вьявахара) потеряна для него; пользователь имеет право (архати) на это имущество.

149. Залог, граница земли (сима), имущество детей, вклад, открытый[82] или запечатанный[83], женщины[84], собственность (сва) царя и имущество знатока Веды не потеряны вследствие пользования [другими].

150. Кто, неразумный, использует залог без разрешения хозяина, тот как вознаграждение за его использование должен уступить половинный процент.

151. Процент по денежной ссуде[85] (кусидавриддхи) [и долг], внесенные вместе, не [могут] превышать удвоенной [суммы долга][86]; для зерна, плодов, шерсти и вьючных животных – не [могут] превышать упятеренной.

152. Добавочный [процент] к установленному обычаем (анусара), противоречащий [закону], не действителен; это объявили ростовщичеством; [заимодавец] имеет право на пять со ста.[87]

153. Не полагается брать процент ни более года, ни неодобренного (адраста), ни сложного процента (чакраварддхи), ни периодического процента (калаварддхи)[88] – ни установленного (карита)[89], ни телесного (кайика)[90].

154. Кто, не будучи в состоянии уплатить долг [в условленный срок], желает опять заключить сделку (крия), тот, уплатив долговой процент, может возобновить договор.

155. Если [должник] возобновляет [договор], не уплатив деньги, он должен дать[91] столько, сколько составляет [возросший] процент.

156. Согласившийся на вознаграждение за перевозку при точно установленном месте и сроке [доставки] и нарушивши [условия относительно] места и срока не получает вознаграждения.

157. Какую цену установят знающие морские путешествия и понимающие толк в месте, сроке и товаре, та в этом случае [и считается законной] при оплате.

158. Человеку, который поручился здесь за явку [в суд] кого-либо[92] и не обеспечил его явки, полагается возместить долг из своего добра.

159. [Долг отца] из-за поручительства, из-за легкомысленного дарения[93], из-за проигрыша, из-за пьянства, остаток штрафа или пошлины сын платить не обязан.

160. Это только что упомянутое [выше][94] правило применяется к поручительству при явке [в суд]. Если гарантировавший уплату[95] умер, надо заставить уплатить даже наследников.

…162. Если поручитель получал деньги с того, за кого он поручился, достаточные для уплаты, то пусть уплатит [наследник поручителя], получивший их: таково правило.

163. Договор (вьявахара), заключенный пьяным, безумным, страдающим [от болезни и т. д.], рабом (адхьядхина)[96], ребенком, старым, а также неуполномоченным, – недействителен.

164. Соглашение (бхаса), даже будучи подкрепленным [письменными документами, дачей залога и т. д.], не является истинным, если оно заключено в нарушение дхармы, принятой в деловых отношениях.

165. Обманный залог или продажу, обманный дар или принятие [его] – все, где виден обман, надо отменить.

166. Если должник (грахитар) умер, а расход произведён для его семьи, [долг] должен быть уплачен родственниками (бандху), даже разделившимися, из [принадлежащей им] собственности (сва).

167. Если даже раб (адхьядхина)[97] заключает договор для пользы семейства, то старшему [в доме], живущему в своей стране или вне ее, не[98] полагается отказываться от него.[99]

168. Данное по принуждению, используемое насилием, а также написанное по принуждению – все дела, совершенные по принуждению, Ману объявил недействительными.

…176. Тот, кто жалуется царю на кредитора, добивающегося [уплаты долга] по произволу[100], должен быть принуждаем царем уплатить четвертую часть [долга в качестве штрафа] и сумму долга тому [кредитору].

177. Должнику полагается исполнить для кредитора равное [долгу] даже работой, [если он] равного или низшего происхождения (джати), но если более высокого, он может отдавать постепенно.[101]

…179. Разумному следует вручать вклад [человеку] родовитому (куладжа), хорошего поведения, знающему дхарму, правдивому, имеющему много родственников, богатому (дханин), почтенному (арья)[102].

180.В каком виде человек вручает какую-либо вещь в руки другого, в том же виде она должна быть получена [обратно собственником]; как вручено, так [должно быть и] возвращено.

…189. Если [вклад] украден ворами, унесен водой или сожжен огнем, [принявший вклад] может ничего не возвращать, если он из [вклада] ничего не взял.

…191. Тот, кто не возвращает вклад, и тот, кто требует [его], не вручив, – оба они должны быть наказаны как воры, и принуждены заплатить штраф, равный [стоимости предмета, удержанного или потребованного].

192. Царю полагается заставить уплатить штраф, равный [вкладу, как] присваивающего открытый вклад, так, равным образом, и присваивающего запечатанный вклад.

193. Тот, кто обманом присваивает имущество другого, должен быть публично наказан разными [видами] телесного наказания вместе с соучастниками.

…197. Кто продаёт собственность другого, не будучи собственником (а-свамин) и без согласия собственника, того вора, [даже] мнящего себя не вором, не следует допускать к даче свидетельских показаний.

198. Если [он] – родственник, то он должен быть оштрафован на шестьсот [пан]; [если] не родственник [и] не может представить оправданий, то он навлекает на себя вину воровства.

199. Дар или продажа, произведенные несобственником, должны быть признаны недействительными согласно правилу судопроизводства.

200. Где пользование (самбхога) очевидно, но не видно права на владение (агама), там право на владение [должно быть] доказательством [собственности] – [а] не пользование: таково правило.[103]

201. Кто получает какую-либо вещь при продаже ее в присутствии свидетелей, тот получает вещь честно и по закону покупкой.

202. Если подлинный [продавец] не может быть представлен, [покупатель], будучи оправдан публичной продажей, отпускается царём без наказания, [а прежний собственник], лишившийся вещи, получает [её обратно].

203. Не должно продавать [товара], смешанного с другим, ни плохого качества, ни недостаточного [по весу], ни неимеющегося в наличии, ни скрытого.[104]

204. Если, после того, как жениху показана одна девушка, ему дана другая, он может жениться на них обеих за одну цену: так сказал Ману.

205. Кто выдаёт [девушку замуж], предварительно объявив [её] недостатки, будет ли она безумной, прокажённой или потерявшей девственность, тот не подлежит наказанию.

…212. Если кем-нибудь деньги были даны для [исполнения] дхармы[105] кому-нибудь, просившему их, а потом они использовались не по назначению, дарение не считается таковым.[106]

213. Но если [получатель] вследствие гордости или жадности отказывается возвратить их, он должен быть принуждён царём уплатить суварну как искупление за воровство.

214. Таким образом, о невозвращении данного изложено полностью согласно дхарме; теперь я расскажу о неуплате жалованья (ветана).

215. Наемный работник (бхарта), который, не будучи больным, из наглости не исполняет установленную работу, должен быть оштрафован на восемь кришнал, и его жалованье не должно быть уплачено ему.

216. Но если он болен и если, выздоровев, исполняет [работу], как ранее было условлено, он может получить жалованье даже [по прошествии] очень долгого времени.

217. Больной он или здоровый, [но] если установленную работу он не сделал, жалованье ему не должно выдаваться, даже за работу [только] немного не законченную.

218. ...Теперь я изложу дхарму относительно нарушителей договора (самая).

219. Человека, который, заключив скрепленное клятвой соглашение (самвид) с общиной (сангха), с деревней или округом, нарушает [его] из жадности, царю следует изгнать из страны.

220. Схватив нарушителя соглашения, надо заставить его уплатить… [штраф].

…222. Если кто-нибудь в этом мире, купив или продав что-либо, раскаивается в этом, он может отдать или получить вещь в продолжение десяти дней.

223. Но по прошествии десяти дней он не может ни отдать, ни потребовать вернуть; получающий и отдающий [по истечении десяти дней] должны быть оштрафованы царём на шестьсот [пан].

224. Кто выдаёт девушку, имеющую недостатки (досавати), не уведомив об этом, того пусть сам царь оштрафует на девяносто шесть пан.

225. Но тот человек, который по злобе скажет про девушку: “Она не девушка”, – [и] не докажет её вины, подлежит штрафу в сто [пан].

226. Брачные мантры установлены только для девушек, но нигде среди людей для недевушек, так как они лишены законных обрядов…

…229. [Теперь] я изложу, как должно, в соответствии с дхармой [правила решения] спора между хозяевами (свамин) и пастухами при пренебрежительном отношении к скоту.

230. Днем ответственность за сохранность [скота лежит] на пастухе, ночью – на хозяине, [если скот находится] в его доме; если иначе[107] – ответственность [полностью] лежит на пастухе.

…232. [Животное] вследствие отсутствия заботы со стороны пастуха, утерянное, поражённое червями, загрызенное собаками, умершее в яме [при падении], полагается возмещать именно пастухам.

233. Пастух не обязан возмещать уведенное ворами, если он поднимал тревогу и если он объявит хозяину время и место.

…235. Если козы и овцы окружены волками, но пастух не идёт [к ним на помощь], и волк, напав, умертвит какую-нибудь, вина за это [ложиться] на пастуха.

236. Но если какую-нибудь из этих [овец и коз], пасущихся стадом в лесу[108], волк, неожиданно бросившись, умертвит, то в этом случае пастух не виноват.

237. Со всех сторон деревни надо иметь пространство общей земли (парихара) в сто дханус[109], или в три броска палки, у города – втрое больше.

238. Если скотина потравит здесь неогороженный хлеб, царь в этом случае пусть не наказывает пастухов.

239. [Владельцу поля] надо устроить здесь изгородь… [чтобы не могли пробраться животные].

240. [Если скот], сопровождаемый пастухом, [причиняет вред] на огороженном поле, [расположенном] около дороги или же вблизи селения, [пастух] должен быть оштрафован; скот, не сопровождаемый пастухом, пусть отгоняет [владелец участка].

241. [При потраве] на других полях [за каждую голову] скота должно заплатить штраф в одну пану с четвертью; [стоимость испорченного] урожая должна быть возмещена владельцу поля (кшетрака) во всех случаях: таково установленное правило.

…245. Если возник спор двух деревень о границе, определять границу следует... когда пограничные знаки отчетливо видны.

246. Полагается помещать по границам деревья…

247. кустарники, различные породы бамбука…; при таких мерах граница не уничтожается.

248. Пруды, колодцы, водоемы, каналы должны быть устроены на общих границах, равно как и храмы.

249. Видя в мире постоянную вражду людей из-за незнания границ, надо заставить сделать и другие тайные пограничные знаки.

…252. [Руководствуясь] этими знаками, давностью пользования (пурвабхукти) и – всегда – течением воды, царю следует определять границу при споре двух [сторон].

…254. Свидетели [в споре о] границе должны быть допрошены о пограничных знаках в присутствии большого числа поселян и обеих спорящих сторон[110]…

262. При решении относительно межевых знаков (сету) для границ полей, колодцев, прудов, сада и дома должно быть узнано мнение соседей (саманта).[111]

263. Если соседи говорят ложно, когда люди спорят из-за межевого знака, каждый из них должен быть подвергнут царем среднему наказанию.

264. Присваивающий посредством запугивания дом, пруд, сад или поле должен быть оштрафован пятьюстами [пан]; если [он присвоил] по неведению — штраф двести [пан].

265. Если граница неопределима, пусть царь, знающий дхарму, для их блага сам назначит землю – таково правило.

266. Таким образом, дхарма относительно определения границ объявлена полностью;

теперь я объявлю решение [дел] об оскорблении словом.

267. Кшатрий, обругав брахмана, подлежит штрафу в сотню [пан]; вайший – в две с половиной [сотни пан]; но шудра подлежит телесному наказанию.

268. При оскорблении кшатрия брахман должен быть оштрафован пятьюдесятью [панами], вайшия – двадцатью пятью, шудры – штрафом в двенадцать пан.

269. При проступке дваждырожденных по отношению к членам той же варны – двенадцать [пан]…

270. Рожденный один раз (экаджати)[112], поносящий ужасной бранью дваждырожденного, заслуживает отрезания языка, ведь он – самого низкого происхождения.

271. В рот оскорбительно отзывающегося об их имени и происхождении (джати) должен быть воткнут железный раскалённый стержень длиной в двенадцать пальцев.

272. В уста и уши надменно поучающего брахманов их дхарме пусть царь прикажет влить кипящее масло.

…274. Называющий [другого] кривым, хромым или иным подобным [словом], даже если это соответствует действительности, должен быть принуждён уплатить штраф, по меньшей мере, в каршапану.

275. Оскорбляющий мать, отца, жену, брата, сына, гуру и не уступающий дорогу гуру должен быть оштрафован на сотню [пан]…

278. ...Теперь я изложу решение относительно оскорбления действием.

279. Тот член, каким человек низший[113] ударит высшего [из трёх высших варн], – именно он [этот член] у него должен быть отрезан – таково предписание Ману.

280. Подняв руку или палку, он заслуживает отрезания руки; лягнувший в гневе ногой заслуживает отрезания ноги.

281. Низший, пытающийся занять место рядом с высшим, должен быть изгнан с клеймом на бедре; зад его надо заставить отрезать.

282. У плюнувшего по наглости [на высших] надо приказать вырезать обе губы, у облившего мочой – детородный член, у испортившего воздух – задний проход.

283. У хватающегося за волосы, ноги, бороду, шею, промежность надо заставить отрезать обе руки.

284. Оцарапавший кожу и вызвавший появление крови должен быть оштрафован на сотню [пан], повредивший мясо – на шесть нишка, сломавший кость должен быть изгнан.

…286. Когда нанесен удар с целью [причинения] повреждения людям и животным, надо накладывать штраф, соответствующий размеру повреждения.

287.При повреждении [какого-либо] члена с поранением и кровотечением [нанёсший повреждение] должен быть принуждён уплатить издержки за лечение или весь штраф [царю].[114]

288. Кто портит имущество кого-либо намеренно или даже ненамеренно, тому полагается возместить [ущерб] – внести царю [штраф], равный [ущербу].

[статьи 289-298 устанавливают различные штрафы за повреждение чужого имущества]

299. Жена, сын, раб (даса), ученик и родной брат, совершившие проступок, могут быть биты веревкой или бамбуковой палкой.

300. но [только] по задней части…

301. ...Теперь я сообщу правило при определении наказания вору.

302. Пусть царь проявляет крайнее старание в обуздании воров; от обуздания воров его слава возрастает и страна процветает.

…310. Царю надо тщательно обуздывать беззаконных тремя мерами – заточением, заковыванием в цепи и различными видами телесных повреждений.

…314. Вор должен бежать к царю с распущенными волосами и объявить о той краже, [говоря]: «Это сделал я, накажи меня!»

…316. Будет ли вор наказан или прощен, он освобождается от [вины] воровства, но царь, не наказав его, принимает на себя вину воровства.

322. [Для крадущего] более пятидесяти [пан] полагается отсечение рук; в остальных случаях надо накладывать штраф, одиннадцатикратный первоначальной стоимости похищенного.

323. При похищении родовитых людей, и особенно женщин, а также лучших драгоценных камней [преступник] заслуживает смертной казни.

…325. [При похищении] коров, принадлежащих брахману, при прокалывании ноздрей бесплодной коровы[115], при похищении [мелких] животных [преступник] немедленно должен быть лишен половины ноги.

…332. Деяние, которое совершено в присутствии [собственника] и сопровождалось насилием – грабеж (sahasa), если [оно совершено] в его отсутствие – кража (steya), [даже если] она после совершения и отрицается.

…334. Пусть царь для предупреждения [повторения преступления] отнимает у вора именно ту часть тела, которой он действует против людей…

337. Но вина шудры при краже больше в 8 раз, вайшия — в 16, кшатрия — в 32.

338. Брахмана — в шестьдесят четыре, или полностью в сто раз, или вдвое более, чем шестьдесят четыре, [соответственно] пониманию [каждым из них сущности] добра и зла.

339. [Собирание] кореньев и плодов от деревьев, дров для огня, травы для корма коров – Ману объявил не воровством…

341. Дваждырожденный путник, лишенный средств существования, берущий с чужого поля два стебля сахарного тростника или два [съедобных] корня, не должен платить штраф.

342. Привязывающий [скотину, принадлежащую другим], не находящуюся на привязи, освобождающий привязанную, уводящий раба (даса), лошадь или повозку становится виновным в воровстве…

…345. Человек, совершивший насилие, должен считаться худшим злодеем, чем ругатель, вор и ударивший палкой…

 

349. Убивающий, защищая самого себя, при охране жертвенных даров, при защите женщин и брахмана по закону не совершает греха.

350. Можно убивать, не колеблясь, нападающего убийцу – [даже] гуру, ребенка, престарелого или брахмана, весьма ученого в Веде.

351. Убийство убийцы – открытое или тайное – никогда не является для убивающего грехом; в этом случае бешенство нападает на бешенство.

352. Людей, домогающихся чужих жён, царю следует изгонять, подвергнув наказаниям, внушающим трепет[116]…

 

356. Кто любезничает с чужой женой [в уединенных местах], где берут воду, в лесу, в роще или при слиянии рек, должен считаться виновным в прелюбодеянии.

357. Услужливость, заигрывание, прикосновение к украшениям и одеждам, а также совместное сидение на ложе – все [это] считается прелюбодеянием.

358. Если кто прикасается к женщине не в [надлежащем] месте[117] или разрешает ей прикасаться к себе – все [совершенное] по обоюдному согласию считается прелюбодеянием.

359. Небрахман, виновный в прелюбодеянии, заслуживает смертной казни: жены [всех] четырех варн всегда должны быть охраняемы.

…363. Заводящий разговор в уединённом месте с такими женщинами, со служанками, зависящими от одного [хозяина][118], или с отшельницами должен быть присуждён уплатить некоторый штраф.

364. Кто обесчестит девушку против ее воли, тот немедленно подлежит телесному наказанию: но человек, обесчестивший с её согласия, не подлежит телесному наказанию, если он равен ей.

365. Девушку, сошедшуюся с [мужчиной], высшим [по происхождению], не надо заставлять платить ничего[119], но имевшую связь с низшим надо заставлять жить заточённой в доме.[120]

366. Низший, сошедшийся с высшей, заслуживает телесного наказания; сошедшемуся с равной полагается уплатить брачное вознаграждение, если отец согласен.

367. Но если какой-нибудь человек нагло обесчестит девушку, два его пальца должны быть отрезаны, и он заслуживает штрафа в шестьсот [пан].

368. Равный, обесчестивший девушку, не подлежит отрезанию пальцев, но должен быть принуждён уплатить двести [пан] для недопущения повторения [преступления].

369. Для девушки, которая растлит другую девушку, полагается штраф в двести [пан], пусть она уплатит двойное брачное вознаграждение, а также получит десять розог.

370. А женщина, которая растлит девушку, заслуживает обрития головы, отрезания двух пальцев, а также того, чтобы её провезли на осле.

371. Если женщина, обнаглевшая вследствие знатности родственников и [своего] превосходства[121], изменяет своему мужу, пусть царь прикажет затравить ее собаками на многолюдном месте.

372. Мужчину-преступника пусть прикажет сжечь на раскаленном железном ложе; пусть подбрасывает под него дрова, пока не сгорит злодей.

373. На виновного, [однажды и опять] обвиненного в течение года, — штраф двойной...

374. Шудра, сожительствующий с [женщиной] дваждырожденных варн – охраняемою[122] или неохраняемою – лишается: если с неохраняемою – детородного члена и всего имущества, если с охраняемою – всего, [даже жизни].

375. Вайший должен быть оштрафован[123] на всё [принадлежащее ему] имущество после заточения на год; кшатрий должен быть оштрафован на тысячу [пан] и обрит с мочой.[124]

376. Но если вайший или кшатрий имеют связь с неохраняемой брахманкой, вайшия надо оштрафовать пятьюстами [пан], а кшатрия – тысячью.

377. Но если они оба согрешили с охраняемой брахманкой, они должны быть наказаны как шудра[125], или сожжены на огне из сухой травы.

378. Брахман, сошедшийся с охраняемой брахманкой против её воли, должен быть оштрафован на тысячу; сошедшийся с добровольно согласившейся — на пять сотен (пан).

379. Для брахмана полагается обритие [головы вместо] смертной казни; для других же варн смертная казнь может применяться.

380. Никогда нельзя убивать брахмана, даже погрязшего во всяческих пороках; надо изгнать его из страны со всем его имуществом без [телесных] повреждений.

381. На земле нет поступка, более несоответствующего дхарме, чем убийство брахмана, поэтому царю не следует даже помышлять о его убийстве.

382. Если вайший сходится с охраняемой кшатрийкой или кшатрий с [охраняемой] вайшийкой, они оба подлежат наказанию, как в случае с неохраняемой брахманкой.

…389. Ни мать, ни отец, ни жена, ни сын не должны быть покидаемы; покидающий их, если они не изгои (патита)[126], должен быть оштрафован на шесть сотен [пан].

399. Царю следует конфисковать все имущество [купца], из жадности вывозящего [из страны] товары, [торговля которыми] объявлена [монополией] царя[127], а также запрещенные к вывозу.

400. Избегающий таможни, покупающий и продающий не в должное время[128], говорящий ложно при исчислении [стоимости товара] должен быть принуждён уплатить восьмикратную [стоимость] ущерба (атьяя), [который он мог этим причинить].

401. Определив места прибытия и отправления, время хранения, прибыль (варддхи) и издержки (кшая), следует назначать покупную и продажную [цену] для всех товаров.

402. Каждый раз по прохождении пяти ночей или двух недель царю надо в присутствии их[129] устанавливать цены.

403. Надо, чтобы весы и меры были всегда хорошо помечены, а проверять их полагается через каждые шесть месяцев…

408. Все, что испорчено на судне по вине перевозчиков, должно быть возвращено перевозчиками, [каждым] согласно его доле.

409. Таким образом, объявлено решение судебного дела, [относящегося к] путешествующим на судне, при небрежности перевозчиков на воде; при [несчастье, происшедшем] по воле богов[130], штраф не полагается.

410. Следует побуждать вайшия заниматься торговлей, ростовщичеством, земледелием, а также скотоводством; шудру – услужением (дасья) дваждырожденным.

411. Если брахман содержит из милости кшатрия или вайшия, нуждающихся в средствах для поддержания жизни[131], то он может заставлять их исполнять работы, свойственные их [положению].[132]

412. Брахман, …принуждающий из жадности… дваждырожденных вопреки их желанию к [унижающему их] услужению (дасья)[133], должен быть оштрафован царём на шестьсот [пан].[134]

413. Но шудру, купленного[135] или некупленного[136], он может заставлять исполнять [такого рода] услужение (дасья), ибо тот был создан Самосущим для услужения брахману.

414. Шудра, даже отпущенный хозяином[137], не освобождается от обязанности услужения; ведь оно врождено[138] для него…

415. Захваченный под знаменем (дхваджахарта)[139], раб за содержание (бхакта-даса), рожденный в доме (грахаджа)[140], купленный (крита), подаренный (датрирна), доставшийся по наследству (паитрика), и раб в силу наказания (данда-даса)[141] – таковы семь разрядов рабов.

416. Жена, сын и раб (даса) — трое считаются не имеющими собственности (адхана); чьи они, того и имущество (дхана), которое они приобретают.[142]

417. Брахман может уверенно присваивать имущество шудры [раба], ибо у него нет никакой собственности, ведь он тот, имущество которого забирается хозяином.[143]

418. Надо ревностно побуждать вайшиев и шудр исполнять присущие им дела, так как они, избегая присущих им дел, потрясают этот мир.

…420. …

Такова в дхармашастре Ману, изложенной Бхригу, восьмая глава.


Поделиться:

Дата добавления: 2015-01-01; просмотров: 142; Мы поможем в написании вашей работы!; Нарушение авторских прав





lektsii.com - Лекции.Ком - 2014-2024 год. (0.011 сек.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав
Главная страница Случайная страница Контакты