Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АстрономияБиологияГеографияДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника


Классы ! открытое общество




Рис. 30. Исторические типы стратификации.

В связи с этим следует различать понятия «закры­тое общество» и «открытое общество» не только в со­циологическом, но и в политологическомсмысле.

В политологическом смысле закрытое общество-это такое общество, где перемещение индивидов или информации из одной страны в другую исключено или существенно ограничено. В социологическом смысле закрытое общество — это такое общество, где переме­щение индивидов из одной страты в другую исключе­но или существенно ограничено. Таким образом, в первом случае речь идет о странах, а во втором — о стратах. Соответственно открытым обществом счита­ется то, где перемещения индивидов и информации ничем не ограничиваются.

Подобное разграничение крайне важно, и вот по­чему. СССР являлся в свое время открытым обществом в социологическом смысле и закрытым в политичес­ком. Действительно, в нем, по мнению зарубежных социологов, существовала очень интенсивная верти­кальная мобильность (по этому показателю с советс­ким обществом могло сравниться только американское). Но одновременно над обществом висел так называе­мый железный занавес, ограничивавший или вовсе запрещавший выезд людей за границу и проникнове­ние объективной информации о положении дел в зару­бежных странах.

Стратификация, т. е. неравенство в доходах, влас­ти, престиже и образовании, возникла вместе с зарож­дением человеческого общества. В зачаточной форме она обнаружена уже в простом (первобытном) обще­стве. С появлением раннего государства — восточной деспотии — стратификация ужесточается, а по мере развития европейского общества, либерализации нра­вов стратификация смягчается. Сословный строй сво­боднее кастового и рабства, а пришедший на смену сословному классовый строй стал еще более либераль­ным.

Рабство исторически первая система социаль­ной стратификации. Рабство возникло в глубокой древ­ности в Египте, Вавилоне, Китае, Греции, Риме и сохра­нилось в ряде регионов практически до настоящего времени. Оно существовало в США еще в XIX веке. Рабство — экономическая, социальная и юридическая

форма закрепощения людей, граничащая с полным бесправием и крайней степенью неравенства. Оно ис­торически эволюционировало. Примитивная форма, или патриархальное рабство, и развитая форма, или класси­ческое рабство, существенно различаются. В первом случае раб обладал всеми правами младшего члена семьи: жил в одном доме с хозяевами, участвовал в общественной жизни, вступал в брак со свободными, наследовал имущество хозяина. Его запрещалось уби­вать. На зрелой стадии раба окончательно закабалили: он жил в отдельном помещении, ни в чем не участво­вал, ничего не наследовал, в брак не вступал и семьи не имел. Его разрешалось убивать. Он не владел соб­ственностью, но сам считался собственностью хозяи­на («говорящим орудием»).

Как и рабство, кастовый строй характеризует зак­рытое общество и жесткую стратификацию. Он не такой древний, как рабовладельческий строй, и менее распространенный. Если через рабство прошли прак­тически все страны, разумеется, в разной степени, то касты обнаружены только в Индии и отчасти в Афри­ке. Индия — классический пример кастового общества. Оно возникло на развалинах рабовладельческого в первые века новой эры.

Кастой называют социальную группу (страту), членством в которой человек обязан исключительно рождению. Он не может перейти из одной касты в другую при жизни. Для этого ему надо родиться еще раз. Кастовое положение человека закреплено индус­ской религией (понятно теперь, почему касты мало распространены). Согласно ее канонам, люди прожи­вают больше, чем одну жизнь. Каждый человек попа­дает в соответствующую касту в зависимости оттого, каким было его поведение в предшествующей жизни. Если плохим, то после очередного рождения он дол­жен попасть в низшую касту, и наоборот.

Всего в Индии 4 основных касты: брахманы (свя­щенники), кшатрии (воины), вайшии (купцы), шудры (рабочие и крестьяне) — и около 5 тысяч неосновных каст и подкаст. Особо стоят неприкасаемые (отвержен­ные) — они не входят ни в какую касту и занимают самую низшую позицию. В ходе индустриализации касты заменяются классами. Индийский город все больше становится классовым, а деревня, в которой проживает 7/10 населения, остается кастовой.

Формой стратификации, предшествующей клас­сам, являются сословия. В феодальных обществах, ко­торые существовали в Европе с IV по XIV век, люди разделялись на сословия. Сословие — социальная группа, обладающая закрепленными обычаем или юридическим законом и передаваемыми по наслед­ству правами и обязанностями. Для сословной систе­мы, включающей несколько страт, характерна иерар­хия, выраженная в неравенстве их положения и привилегий. Классическим образцом сословной орга­низации являлась Европа, где на рубеже XIV—XV веков общество делилось на высшие сословия (дво­рянство и духовенство) и непривилегированное тре­тье сословие (ремесленники, купцы, крестьяне). А в X—XIII веках главных сословий было три: духовен­ство, дворянство и крестьянство. В России со второй половины XVIII века утвердилось сословное деление на дворянство, духовенство, купечество, крестьянство и мещанство (средние городские слои). Сословия основывались на земельной собственности.

Права и обязанности каждого сословия определя­лись юридическим законом и освящались религиозной доктриной. Членство в сословии определялось наслед­ством. Социальные барьеры между сословиями были достаточно жесткими, поэтому социальная мобильность существовала не столько между, сколько внутри сосло­вий. Каждое сословие включало множество слоев, ран­гов, уровней, профессий, чинов. Так, государственной| службой могли заниматься лишь дворяне. Аристокра­тия считалась воинским сословием (рыцарством).

Чем выше в общественной иерархии стояло сосло­вие, тем выше был его статус. В противоположность кастам, межсословные браки вполне допускались, до­пускалась и индивидуальная мобильность. Простой человек мог стать рыцарем, купив у правителя специ­альное разрешение. Купцы за деньги приобретали дворянские титулы. В качестве пережитка подобная практика частично сохранилась и в современной Ан­глии.

Характерная черта сословий — наличие соци­альных символов и знаков: титулов, мундиров, орденов, званий. Классы и касты не имели государственных отличительных знаков, хотя выделялись одеждой, украшениями, нормами и правилами поведения, ритуалом обращения. В феодальном обществе государство присваивало отличительные символы главному сосло­вию — дворянству.

Титулы установленные законом словесные обозначения служебного и сословно-родового поло­жения их обладателей, кратко определявшие право­вой статус. В России в XIX веке существовали такие титулы, как генерал, статский советник, камергер, граф, флигель-адъютант, статс-секретарь, превосхо­дительство и светлость. Стержнем системы титулов выступал чин — ранг каждого государственного слу­жащего (военного, штатского или придворного). До Петра I понятие «чин» обозначало любую должность, почетное звание, общественное положение человека. В 1722 г. Петр I учредил новую систему званий, изве­стную как «Табель о рангах». Каждый род государ­ственной службы — воинская, штатская и придвор­ная— делился на 14 рангов, или классов. Класс обозначал ранг должности, который получил назва­ние классного чина. За его обладателем закрепилось наименование «чиновник».

К государственной службе допускалось лишь дво­рянство — поместное и служилое. То и другое явля­лось потомственным: дворянское звание передавалось жене, детям и дальним потомкам по мужской линии. Дворянский статус обычно оформлялся в виде родо­словия, родового герба, портретов предков, предания, титулов и орденов. Так в сознании постепенно фор­мировались чувство преемственности поколений, гор­дость за свой род и желание сохранить его доброе имя. В совокупности они составляли понятие «дворянской чести», важной составляющей которой являлось ува­жение и доверие окружающих к незапятнанному имени. Благородное происхождение потомственного дворянина определялось заслугами его рода перед Отечеством.

Принадлежность социальному слою в рабовладель­ческом, кастовым и сословно-феодальном обществах фиксировалась официально — правовыми либо рели­гиозными нормами. В классовом обществе дело обстоит иначе: никакие правовые документы не регламен­тируют место индивида в социальной структуре. Каж­дый человек волен переходить, при наличии способно­стей, образования или доходов, из одного класса в другой.

 


Поделиться:

Дата добавления: 2015-01-05; просмотров: 145; Мы поможем в написании вашей работы!; Нарушение авторских прав





lektsii.com - Лекции.Ком - 2014-2024 год. (0.008 сек.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав
Главная страница Случайная страница Контакты