КАТЕГОРИИ:
АстрономияБиологияГеографияДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ КУРСАВ современном мире образование признано одной из основных ценностей человека. Педагогическая аксиология рассматривает понятие «образование» в качестве центрального, так как оно влияет на все остальные базовые процессы, происходящие в культуре и обществе. «Образование» трактуется как формирование образа бытия и в его рамках — образа человека. Философский анализ понятия «образование» позволяет выявить его различные аспекты. Во-первых, образование предполагает установление и предписание образца, которому необходимо следовать, а во-вторых — формирование «образа» его субъекта с учетом имеющихся задатков и в максимальной степени соответствующего установленному предписанию. В качестве непременной составляющей образования выделяется нравственное знание, которое И. Г. Песталоцци считал значимым более других, так как оно «в большей мере, чем другие стороны образования, обладает возможностью содействовать общей цели воспитания «формированию истинной человечности». В этом значении понятие «образование» ввел в русскую литературу Н. И. Новиков, расценивавший образование как нравственно облагораживающую деятельность. До второй половины XVIII в. в отечественных педагогических сочинениях и официальных документах употреблялся термин «воспитание»; наряду с понятием «образование» использовался как его эквивалент термин «просвещение». Толковый словарь В.И.Даля раскрывает содержание понятия «просвещение» через категорию «образование» — как научное образование при ясном сознании долга и цели жизни, привнося в его содержание аксиологическую окраску посредством ценностных категорий «долг», «цель жизни». Словарь русского языка С. И. Ожегова определяет содержание категории «образование» как: 1) то, что образовалось из чего-нибудь; 2) обучение, просвещение; совокупность знаний, полученных специальным обучением. В данном случае под образованием скорее понимается информирование, просвещение человека, и в таком толковании образование отделено от воспитания. Ближе к философскому педагогическая трактовка образования как процесса и результата овладения учащимися системой научных знаний и познавательных умений и навыков, формирования на их основе мировоззрения, нравственных и других качеств личности, развития ее творческих сил и способностей. Принято считать, что аксиологическая сущность образования впервые была раскрыта Платоном в «Государстве». Притча о пещере повествует о том, что люди, живущие в ней, воспринимают тени вещей, отбрасываемые находящимся у них за спиной огнем на стены пещеры, как подлинную реальность. Освободившись от оков, узник покидает пещеру и здесь, на поверхности, обретает знание сущего. Пещера у Платона — символ невежества, незнания, яркий свет на поверхности — знание, истина. Переход от незнания к знанию нелегко дается узнику, привыкшему кажущееся принимать за действительное. В пещере люди окружены мнимыми вещами, которые они принимают за истинные. На самом деле действительность вещи открывается узнику вне пещеры. В платоновской притче узник переходит от тьмы к дневному свету и обратно. Изменение обстановки требует изменения человеческой сущности: не только глаза узника привыкают то к свету, то к темноте, но изменяются и представления человека о сущем. И когда узник вновь возвращается в пещеру — от знания он вновь приходит к незнанию. Обратный переход от света к тьме символизирует: всякое знание означает одновременно и незнание тоже. Для того чтобы преодолеть это новое незнание, нужно вновь подняться на поверхность — к свету, символу знания. Управление переходом от незнания к знанию осуществляется посредством другого человека (наставника), задача которого, по мнению Фуко, — снабдить ученика знаниями, отношениями, способностями, которых он не имеет, и сформировать на основе традиций и на примере великих людей модель поведения. Понятие «образование», приобретшее категориальный статус в XVIII в., отмежевалось от понятий «естественное образование» и «горообразование», стало впоследствии связываться с понятием «культура». Образование стало означать «специфический человеческий способ преобразования природных задатков и возможностей». В эпоху Просвещения образование понималось по-разному: как «восхождение к духовности» (И.Г.Гердер); природосообразное развитие личности ребенка (И. Г. Песталоцци); самосовершенствование (Б.Франклин); воспитание в духе нравственности (И.Фельбигер), однако везде подчеркивалась значимость формирования нравственного образа индивида в процессе образования. Образование как духовное становление человека трактовали Л. Н. Толстой; как «вопрос жизни», развитие человеческого духа — Н. И. Пирогов, считавший главной задачей образования формирование нравственно свободного гражданина, способного к самопознанию, самопожертвованию, вдохновению и сочувствию. О нравственности как самоцели образования говорил русский педагог В. И. Водовозов; образование как общечеловеческую ценность рассматривал П. Ф. Каптерев, считавший его сущностью саморазвития человеческого организма. По Каптереву, не образование является источником саморазвития, а, напротив, «саморазвитие — это та почва, на которой школа только и может существовать». Поэтому образование обязано «подстроиться» под ученика, процесс его саморазвития, и помочь ему сделать это более эффективно, развивая способности, интересы школьника. Значимости духовного саморазвития в процессе образования Каптерев уделял самое пристальное внимание: «Старинный идеал человека — мудрец — обозначал не мыслителя только, а мудреца-практика, умевшего сочетать глубокое понимание жизни людей и знание природы с соответствующей высокой нравственной деятельностью. Мудрец был всеобщий учитель не только словом, но и делом, у него в душе ничто не расходилось, все было согласно: и мысли, и поступки. Это был очень умный, очень добродетельный человек. Образование поэтому признавалось нравственно облагораживающей деятельностью; возрастая духовно под влиянием образования, человек должен делаться не только умнее, но и лучше, добрее». Знание при этом, по его мнению, не утрачивает своей ценности, напротив, серьезное, основательное знание облагораживает человека, «оно приучает его находить свое удовольствие в преследовании целей общечеловеческих, а не личных, эгоистических». Каптерев последовательно отстаивал свою позицию в том, что именно в процессе образования человек, соприкасаясь с «царством вечной истины и красоты, бесстрастной и общечеловеческой», может стать образованным, так как знания окажут благотворное влияние на «чувствование и деятельность». Таким образом, нравственная деятельность человека невозможна без образования, образованный человек — это духовный человек, так как он чувствует и поступает иначе, чем необразованный. Во второй половине 90-х гг. XX столетия в научной литературе можно было встретить различные трактовки понятия «образование». Под ним понимались личностно ориентированная культурная деятельность (Н. Б. Крылова); история и путь становления собственно человеческого в человеке (В.И.Слободчиков); путь овладения материальной и духовной культурой общества, условие ее созидания (С.Газман). Приведенные здесь и ряд других трактовок образования указывают на отказ от понимания его как процесса механической передачи знаний, опыта последующим поколениям, акцентируют внимание на формировании духовности человека в процессе получения знаний. Ориентация на личность прослеживается при определении содержания и сущности образования отечественными и зарубежными педагогами и философами. Выделение нравственного компонента исключает искусственное разделение понятий «образование» и «воспитание», поскольку первое всегда носит воспитывающий характер. Такой подход к пониманию термина «образование» отражен в Законе Российской Федерации «Об образовании», определяющем его как «целенаправленный процесс воспитания и обучения в интересах человека, общества и государства» (ст. 2, п. 1.). Образование выполняет ряд присущих ему специфических функций. В настоящее время одной из наиболее значимых является аксиологическая функция образования. В педагогике значение функции трактуется достаточно широко: от обозначения специфической деятельности до назначения, цели применения. Под аксиологической функцией понимаются такие ценностные свойства образования, которые имеют существенное значение для самой образовательной системы, общества, государства, отдельной личности в настоящее время и сохраняют свою актуальность в будущем. Эти свойства рассматриваются как ценностные в силу того, что их характеристики отражают дальнейшую стратегию развития образования и оказывают существенное влияние на углубление и совершенствование общественных процессов. В настоящее время образование выполняет следующие функции: компенсаторную, позволяющую восполнить по каким-либо причинам недостающее знание; адаптирующую, дающую возможность индивиду приспособиться к постоянно меняющемуся миру, к изменениям в сфере производства; развивающую, позволяющую личности сохранять социальную активность и участвовать в общественных процессах; креативную, предоставляющую возможность развития творческого потенциала личности на всех этапах ее жизнедеятельности; функцию культурного наследования, обеспечивающую приобщение школьников к богатствам мировой культуры и их участие в сохранении, освоении, обогащении культурных ценностей; преобразующую, направленную на педагогизацию всех сфер жизнедеятельности общества. Названные функции включают в себя определенные аксиологические установки, затрагивают ценностные аспекты обучения и воспитания личности, в то же время они не в полной мере раскрывают сущностные характеристики образования, входящие в его аксиологические основания. Рассмотрим эти характеристики. Педагогическая аксиология выделяет в качестве приоритетной аксиологическую функцию образования, которая отражает подходы к его содержанию, организации, управлению с учетом сохранения и укрепления физического, психического здоровья как основополагающих ценностей человека. При этом педагогическая аксиология опирается на философскую концепцию человека. В философии человек представлен неразрывной триадой: тело, душа, дух. «В здоровом теле — здоровый дух», — гласит известная пословица. Понятие «здоровье» содержательно включает в себя биологические, психологические, социальные характеристики, оно является сложной интегративной категорией, обладающей историческим характером. Различают соматическое, психическое, психологическое (нравственное) здоровье человека. Термин «психическое здоровье» объединяет две научные и практические отрасли знания — медицинскую и психологическую и подразумевает наличие взаимосвязи соматического и психического состояний человека. Современная наука разводит понятия «психическое здоровье» и «психологическое здоровье». Термин «психологическое (душевное) здоровье» употребляют при рассмотрении вопросов, связанных с формированием психологически здоровой личности, тогда как «психическое здоровье» в большей степени употребимо в медицине, в частности психопатологии. Педагогическая наука, школьная практика разрабатывают подходы к сохранению и укреплению психологического здоровья школьников: организована работа психологических центров, соответствующих служб в школах, разрабатываются здоровьесберегающие технологии и т.п. Психологически здоровый человек более устойчив к стрессам, открыт для окружающих, толерантен; ему в большей степени свойственны спонтанность, творческая активность. Таким образом, психологически здоровому человеку присущи личностные качества, позволяющие ему успешно адаптироваться, осуществлять самообразование и самовоспитание, добиваться жизненных успехов, находить средства преодоления и разрешения проблем и т. п. Психологическое здоровье школьника, его сохранение и укрепление в образовательном пространстве — задача не только психологической службы, но и всего педагогического коллектива. Решение ее возможно при условии объединения усилий школы, родителей, психологов, социальных работников. Предъявление к ребенку педагогически целесообразных требований, уважение его личности, создание благоприятного микроклимата в школе способствуют сохранению его душевного здоровья. Вспомним слова героя романа Бориса Пастернака — доктора Живаго: «Наша нервная система не простой звук, не выдумка. Она — состоящее из волокон физическое тело. Наша душа занимает место в пространстве и помещается в нас, как зубы во рту. Ее нельзя без конца насиловать безнаказанно». Наряду с телесным и психическим человеку присуще духовное, отличающее его от всех других существ. Духовность понимается как особое эмоционально-нравственное состояние личности, как такое сознание человека, которое ориентировано на высшие ценности — Истину, Красоту, Добро и пытается реализовать их в деятельности и общении. А. Маслоу выделил две составляющие духовного здоровья: стремление человека развить свой потенциал через самоактуализацию и стремление к гуманистическим ценностям. Он считал, что самоактуализирующейся личности присущи следующие качества: принятие других, чувствительность к прекрасному, альтруизм, желание улучшить человека, склонность к творчеству и т.п. Условиями сохранения духовного здоровья являются стремление человека к смыслу, обладание жизненными целями, стремление к самоопределению. По утверждению В.Франкла, человек может осуществить себя лишь в той мере, в какой ему удается осуществить смысл, находимый им во внешнем мире. Смысл всегда соответствует конкретной ситуации, возможность его осуществления уникальна, человек, который может ее реализовать, всегда неповторим. Задачей образования является формирование у ребенка способности к нахождению смысла жизни. Аксиологическая функция образования предполагает разработку ценностных подходов к организации, содержанию, управлению образованием с учетом сохранения и укрепления не только физического, психического, психологического, но и душевного здоровья. Специфика социокультурной ситуации, особенности самого феномена здоровья позволяют придать понятию «здоровье» статус категории педагогической аксиологии и поставить задачу формирования у школьников ценностного отношения к здоровью и ценностного поведения как формы участия в сохранении собственного здоровья и соучастия с другими с этой же Целью. В настоящее время здоровье как ценность личной жизни обретает новый смысл в связи с изменившимся характером экономических, социальных процессов. Жизнь становится все жестче по отношению к индивиду. Здоровье является в прямом смысле богатством, а угроза его потери в условиях конкуренции наиболее страшна. Здоровье осознается как важнейшая ценность и смысл жизни человека. Исследования показали, что 78,2 % взрослого населения ряда городов России в иерархии жизненных ценностей указали здоровье. В то же время многочисленные публикации приведенные в них данные говорят об увеличении количества школьников с хроническими заболеваниями в процессе их обучения. Современное образование призвано разрешить возникшее противоречие между требованиями современного общества, руководствующегося гуманистическими приоритетами, с одной стороны, и теоретической неразработанностью условий, обеспечивающих сохранение и укрепление здоровья школьников в период их обучения, — с другой. Реализация аксиологической функции образования предполагает глубокий, всесторонний анализ воздействия учебно-воспитательного процесса на физическое, психическое, психологическое, духовное здоровье школьника. Исторически сложились различные научные представления о воспитании и подходы к воспитательному процессу, сущность которого заключается в следующем: внешнее (объективное) становится достоянием внутреннего (субъективного), переводится в область сознания человека с тем, чтобы найти свое выражение в результатах дальнейшего поведения и деятельности. Под воспитанием в отечественной педагогике понимается процесс социального взаимодействия педагога и воспитуемого, их развивающихся отношений. Исходя из сущности воспитательного процесса определены методы воспитания как способы взаимосвязанной деятельности воспитателей и воспитуемых. К ним относят методы: формирования сознания личности (беседа, лекция, диспут и др.); организации деятельности и поведения (приучение, упражнение, поручение и др.); стимулирования деятельности и поведения (поощрение, наказание и др.); контроля, самоконтроля и самооценки поведения и деятельности (педагогическое наблюдение, опрос, анализ результатов деятельности и поведения и др.). Сущность, содержание, методы определяются целью воспитания, которая отражает идеальный результат воспитательного процесса; определяет характер воспитательного воздействия; условия, в которых оно осуществляется; средства, способствующие достижению максимального воспитательного эффекта. Основанием цели воспитания являются ценности. Например, российский философ А.Ф.Лосев выделил различные варианты трактовки воспитания эпохи Античности, в зависимости от их ценностной основы: аристократический, олимпийский, мещанский, политический, интеллигентско-софистический, философский. Названные варианты воспитания он рассматривает с позиций классического понимания калакогатии (прекрасноблагости). Если в аристократическом варианте она обусловлена сословно-родовой принадлежностью, то ценностями олимпийского воспитания являются физическое, эстетическое развитие, внешняя красота, творчество. В мещанском воспитании ценятся предпринимательская активность, ответственность, деловые качества; в политическом — умение защищать интересы своего сословия. Для ценностных оснований софистического и философского воспитания характерны стремление к познанию мира и себя в нем, постижение мудрости. Исследователями выявлены десятки современных концепций воспитания. Анализ показал, что в большинстве из них оно рассматривается как целенаправленный процесс управления, формирования, организации воспитательного воздействия с акцентом на создании оптимальных условий для развития и саморазвития воспитуемого как целостной личности. Исходя из этого, определяются наиболее эффективные формы воспитания: творческие объединения, студии, конкурсы, интеллектуальные игры, устные выпуски журналов, сюжетно-ролевые и деловые игры, организация диспутов и т. п. В последнее десятилетие появился ряд работ, в которых «воспитание» трактуется как формирование отношения человека к окружающим людям, самому себе, в целом к миру. В целом под воспитанием (в философском осмыслении) понимается «целенаправленный процесс перевода накопленной человечеством культуры в индивидуальную форму существования, когда объективное становится содержанием субъективного, т. е. переводится в область сознания конкретных людей, чтобы потом соответственно отразиться в их мыслях, поведении, чувствах»'. В более узком, педагогическом смысле «воспитание» трактуется как передача старшими и активное усвоение новыми поколениями социального опыта (знаний, практических умений и навыков, способов творческой деятельности, социальных и духовных отношений), а также как целенаправленный организованный процесс формирования у личности ценных качеств; как социальное взаимодействие педагога и воспитуемого, при котором происходит обмен ценностями, идеалами, жизненными позициями и смыслами, в результате чего порождаются новые ценности и смыслы. Необходимо отличать воспитание от стихийной социализации. Одним из основных отличий является то, что в основе воспитания лежит социальное действие, предполагающее осмысление возможных вариантов ответных поведенческих реакций людей, на которых направлено воспитательное воздействие. Воспитание и социализация взаимосвязаны, но характер этой связи изменялся в процессе развития человеческого общества. На более ранних этапах его развития воспитание было слито с социализацией: то и другое осуществлялось в процессе участия детей в жизнедеятельности взрослых и было направлено на освоение практического опыта. Исследователи этого периода отмечают наличие гуманного отношения к ребенку — даже такой вид наказания как топнуть ногой на совершившего проступок, не поощрялся и не поддерживался общественным мнением. В классовом обществе воспитание стало отделяться от социализации, носить сословный характер и быть привилегией детей господствующих сословий. Основной целью воспитания стало развитие тех задатков, способностей, личностных качеств ребенка, которые позволяли обеспечить ему жизненный успех. Ценность воспитания по мере развития человеческого общества возрастала, оно стало охватывать различные возрастные группы и разные социальные слои населения. Воспитание становилось ценностью общества, государства, личности. Выделяют пять уровней реализации воспитательного процесса: социетарный — трансляция культуры, передаваемой от поколения к поколению; институциональный — осуществление воспитательного воздействия государственными организациями; социально-психологический — организация воспитания различными социальными общностями (ассоциации, кооперации, корпорации и т.п.); межличностный, когда воспитание осуществляется в процессе межличностного взаимодействия; интраперсональный, т.е. самовоспитание, в процессе которого субъект одновременно является и объектом воспитания. Понятие «воспитание» многомерно, оно включает в себя различные аспекты, виды воспитания (школьное, общественное, религиозное, семейное и т.д.). Воспитание выполняет различные аксиологические функции. трансляцию культуры; сохранение своеобразия национальных традиций в условиях глобализации, унифицирующей культурное многообразие; обеспечение стабильности общественной жизни путем передачи моральных норм, нравственных ценностей; социализацию человека, его адаптацию к постоянно изменяющейся социальной ситуации. В последнее десятилетие в зарубежной философской, психологической, педагогической литературе можно встретить понятие «школьная социализация». Это процесс, в ходе которого «индивиды становятся членами человеческого сообщества или тех или иных социальных структур. В качестве предмета социализации является то, каким образом индивиды усваивают или не усваивают ценности, традиции и перспективы тех или иных субкультур». В рамках понятия школьной социализации выделяют два концептуальных подхода: «первый из них акцентирует внимание на адаптации и принятии индивидом социальных требований; второй — на развитии индивида как самоопределяющегося, отличного от других человеческого существа». Процесс школьной социализации может быть открытым или скрытым. В качестве форм социального подкрепления называются похвала, расширение прав ученика и представление ему привилегий, порицание и ограничение прав и т.п. Основной задачей школьной социализации, как и воспитания, является мотивация социального действия в соответствии с ценностным контекстом и ценностными установками общества. Меняется общество, его ценностные ориентиры — изменяется и парадигма воспитания. Если в 20-е гг. оно отражало совокупность представлений о всестороннем развитии личности, ассоциировалось с идеями об идейно-политическом, нравственном, трудовом, эстетическом воспитании, то затем, по мере развития теории и практики, уже связывалось с идеей системности, комплексного подхода, а в настоящее время изменились многие представления о воспитании и воспитанности человека. В новой парадигме ключевыми понятиями стали «воспитательный коллектив», «воспитательная система», «воспитательная среда», «воспитательное пространство». Воспитательный коллектив является условием развития личности ребенка. Он не подчиняет и не подавляет личность, а предъявляет к ней целесообразные требования, являясь открытым сообществом равноправных личностей. Воспитательная система создается также для личностного развития ребенка, и этой цели подчинен характер деятельности всех субъектов воспитательного процесса. Совокупность компонентов, образующих структуру данной системы, изменчива и подвижна, характер взаимосвязи нестабилен, содержание вариативно. Воспитательная среда представляет совокупность существующих внешних условий, влияний, возможностей, способствующих воспитанию личности. Структурными единицами воспитательной среды являются: • пространственно-предметное окружение (ландшафты, архитектурные сооружения, внутришкольный дизайн и т.п.); • субъектное окружение (социальные общности, субкультура, национальные особенности субъектов, поливозрастные группы и т.д.); • психологические факторы (особенности взаимодействия субъектов, характер и направленность деятельности, стиль преподавания, стиль общения и т.д.). Воспитательное пространство — это специально созданные условия, способствующие формированию ценностного сознания, Ценностного отношения, ценностного поведения школьника. В основании ценностной природы воспитания лежит понимание уникального духовного мира личности. Многие философы древности считали воспитание вторым рождением человека, которое необходимо ему, чтобы выйти из первобытно-животного состояния и стать духовным существом, способным оставить на всем, что он делает, «печать всеобщего». Воспитание как духовно-нравственное становление личности рассматривается педагогической аксиологией в качестве цели-идеала, цели-стратегии, достижение которой означает наличие ценностного сознания, ценностного отношения, ценностного поведения личности. Установлено, что на актуальное поведение личности влияет не только прошлое, настоящее, но и будущее, т.е. то, что, возможно, будет происходить во внешней среде и во внутреннем состоянии человека. Способность человека предвидеть будущее позволяет поддерживать поведение ожиданиями или прогнозируемыми последствиями, осуществлять целенаправленное поведение, регулировать его как посредством внешних подкреплений, так и при помощи самоподкрепления длительный промежуток времени. При этом социальные источники поведения имеют особое значение, так как человек постоянно находится под влиянием социальных воздействий. Также и знание «что такое хорошо и что такое плохо» приходит к человеку в процессе усвоения общественных норм и ценностей. Если хорошие поступки вознаграждаются обществом, а плохие порицаются, личность формирует желаемое поведение. Исторически сложившийся опыт показывает, что информация, формирующая сознание, не оказывает эффективного влияния на поведение человека. Между просвещением и изменением поведения существует глубокий разрыв. Поиск современными отечественными и зарубежными педагогами, психологами, философами преодоления данного разрыва отражает значимость в воспитании ценностного сознания, отношения, поведения личности в их взаимосвязи и единстве. Особый интерес в связи с этим представляет концепция формирования воспитательного пространства жизнедеятельности человека, находящегося в системе непрерывного образования. Воспитание в нем осуществляется совместными усилиями его субъектов в процессе целенаправленной деятельности и общения. Воспитательное пространство представляет собой пространство культуры, основанной на традициях и новаторстве. Традиции — это база для творчества, накопленный поколениями ценностный опыт. Новаторство — преобразование, выход на новый уровень. Организационная культура проявляется через следующие основные элементы: • внутренние ценности, как реальные, так и декларируемые, • традиции, ритуалы, способствующие поддержанию определенного эмоционального настроя субъектов воспитательного пространства; • правила и нормы поведения, которые формулируются, выполняются, контролируются всеми или подавляющим большинством субъектов воспитательного пространства; • стиль управления, отвечающий ценностным представлениям • микроклимат, характер взаимоотношений (на основе свободного выбора, взаимоподдержки, соподчинения, признания прав других и т.п.). В социально-системно-синергетической концепции воспитания акцент делается на гуманистическом характере взаимоотношений ученика и воспитанника, способствующем преодолению барьеров в общении и повышающем эффективность воспитательного воздействия. При построении открытого образовательного пространства используются воспитательные возможности социального окружения школы (государственные, общественные организации, родители, учащиеся, интеллектуально-творческая среда региона, города, района), учитываются интересы и потребности школьников, их стремление быть участниками в различных видах творческой деятельности (музыкальная, театральная, искусствоведческая и т.п.). Участие школьников в процессах, событиях, происходящих за стенами школы, посредством создания открытого образовательного пространства позволяет преодолеть отчуждение учеников от школы, родителей, социальной деятельности. В зарубежных теориях личности выделяются тренинги самоэффективности, научение через наблюдение за поведением других людей, моделирование. Под моделированием понимается процесс воспроизводства ценностного поведения, обучение которому происходит путем наблюдения за поведением других людей: модели Демонстрируют поведенческие действия в определенных ситуациях, при необходимости человеку оказывается помощь в выполнении моделируемых действий. Данный метод эффективен в повышении убежденности личности в своей поведенческой компетенции. Психологи Ангер и Левин сформулировали методы нравственного воспитания, «ориентированные на любовь». По их мнению, Угроза лишения родительской любви, расположения значимого для Ребенка лица эффективна как фактор нравственного воспитания, так как она порождает у него стыд, угрызения совести. Наказание, напротив, вызывает его гнев, упрямство, раздражение, ненависть — формы асоциального поведения. Опыт духовно-нравственного воспитания формируется у ребенка, окруженного в семье заботой и любовью родителей. Нравственные переживания возникают у него тогда, когда он понимает причинно-следственную связь между своим проступком и угрозой лишения родительской любви. Это становится сигналом к тому, что его поведение препятствует нормальному взаимодействию с любимым человеком. В разных подходах к воспитанию, имеющих различные теоретические основания, подчеркивается значимость эмоционального воздействия как педагогического явления. Эмоции, которые переживают ученики, способствуют переходу знания в убеждение, получаемая информация приобретает личностный смысл, формируется ценностное отношение школьника к действительности, так как «то, для чего открыто сердце, не может составить тайны и для разума» (Л.Фейербах). Важнейшая общественная функция эмоциональных структур обусловлена также тем, что они представляют собой форму ценностного освоения мира, фактор внутренней детерминации отношения и поведения личности.
Семинарские занятия Занятие 1. Основные аксиологические проблемы и их развитие в зарубежной педагогике 1. Аксиологические проблемы в античной философии и педагогике 2. Аксиологические проблемы эпохи средневековья 3. Асиологические идеи Я.А. Коменского и Ф.А. Дистервега 4. Современные позиции зарубежной педагогической аксиологии. Литература Гусинский Э.Н., Турчанинова Ю.И. Введение в философию образовавния. М.: Логос, 2001. Сластенин В.А., Чижаков Г.И. Введение в педагогическую аксиологию. М.: Академия, 2003. Сластенин В.А., Исаев И.Ф.. Шиянов Е.Н. Педагогика. М.: Академия, 2002. Гинецинский В. И. Основы теоретической педагогики. — СПб., 1992. Исаев И. Ф., Ситникова М. И. Творческая самореализация учителя: Культурологический подход. — Белгород; М., 1999. Колесников Л. Ф., Турченко В. И., Борисова Л. Г. Эффективность образования. — М., 1991. Котова И. Б., Шиянов Е. Н. Философские основания современной педагогики. — Ростов-на-Дону, 1994. Лихачев Б. Т. Введение в теорию воспитательных ценностей. — Самара, 1998.
Занятие 2. Генезис аксиологических проблем в отечественной философии и педагогике 1. Идея ценности в трудах Л.Ф. Магницкого, В.Н. Татищева, М.В. Ломоносова 2. Ценностные подходы к человеку в отечественной философской мысли 18 -19 в.в. (Н.М. Карамзин, В.А. Жуковский, В.Ф. Одоевский, В.С. Соловьев, Л.Н. Толстой и др.). 3. Идея ценности в философских трудах ХХ века (К.Э. Циолковский, В.А. Василенко, А.Г. Здравомыслов. В.А. Ядов и др.). 4. Современные позиции отечественной педагогической аксиологии Литература 1. Гусинский Э.Н., Турчанинова Ю.И. Введение в философию образовавния. М.: Логос, 2001. 2. Сластенин В.А., Чижаков Г.И. Введение в педагогическую аксиологию. М.: Академия, 2003. 3. Сластенин В.А., Исаев И.Ф.. Шиянов Е.Н. Педагогика. М.: Академия, 2002. 4. Колесников Л. Ф., Турченко В. И., Борисова Л. Г. Эффективность образования. — М., 1991. 5. Котова И. Б., Шиянов Е. Н. Философские основания современной педагогики. — Ростов-на-Дону, 1994. Лихачев Б. Т. Введение в теорию воспитательных ценностей. — Самара, 1998.
Занятие 3.
Вопросы к зачету по предмету «Педагогическая аксиология» Преподаватель К.п.н., доцент Челышева И.В. Вопросы и задания 1.Предмет, цели и задачи педагогической аксиологии 2. Природа ценностей в основных аксиологических направлениях 3. Различие ценностных подходов к самосовершенствованию и самоактуализации личности в восточных и западных теориях личностного роста. 1.Сущность и содержание педагогической аксиологии как отрасли педагогической науки. 2.Характеристика доминантных, нормативных, стимулирующих, сопутствующих ценностей образования. 3.Принципы логико-структурного построения педагогической аксиологии 4. Ценностное сознание: сущность, характеристика. 5. Ценностное отношение и его место в педагогической аксиологии. 6. Ценностное поведение и его роль в подготовке и деятельности педагога-психолога. 7. Характеристика ценностных аспектов образования 8. Характеристика ценностных аспектов воспитания. 9.Основные подходы к определению методов воспитания, формирующих у школьников ценностное сознание, отношение, поведение. 10.Направленность ценностных ориентации школьников различных возрастных групп.
Рекомендуемая литература Бахтин М. М. К философии поступка // Философия и социология науки и техники. — М., 1986. Бондаревская Е. В. Воспитание как возрождение Гражданина, Человека Культуры и Нравственности: (Исходные посылки поиска подхода к воспитанию). — Ростов-н/Д, 1993. Дробницкий О. Г. Человек, его отношение к окружающему миру и проблема ценности. — М., 1966. Дьюи Д. Введение в философию воспитания. — М., 1921. Зимняя И. А., Боденко Б.Н., Морозова НА. Воспитание — проблема современного образования в России (состояние, пути решения). — М., 1999. Изард К.Э. Психология эмоций. — СПб., 2000. Каган М. С. Философская теория ценности. — СПб., 1997. Лихачев Б. Т. Философия воспитания. — М., 1995. Мясищев В. Н. Сознание как единство отражения действительности и отношения к ней человека // Психология сознания: Тексты / Под ред. Л.В.Куликова. - СПб., 2001. Никандров Н.Д. Россия: ценности общества на рубеже XXI в. — М., 1997. Никандров Н.Д. Россия: социализация и воспитание на рубеже тысячелетий. — М., 2000. Первин Л., Джон О. Психология личности: Теории и исследования: Пер. с англ. — М., 2001. Равкин З.И. Конструктивно-генетическое исследование ценностей образования — одно из направлений развития современной отечественной педагогической теории // Образование: Идеалы и ценности. — М., 1995. Розов Н. С. Философия гуманитарного образования: Ценностные основания. — М., 1993. Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии: В 2 т. — М., 1989. Сластенин В. А., Шиянов Е.Н. Гуманистическая парадигма образования как основа формирования отечественной стратегии профессиональной подготовки учителя // Национальные ценности образования: История и современность. — М., 1996. Тугаринов В. П. О ценностях жизни и культуры. — Л., 1960. Франкл В. Человек в поисках смысла. — М., 1990. Чижакова Г. И. Лекции по педагогической аксиологии. — Красноярск, 1999. Штайнер Р. Духовно-душевные основы педагогики / Пер. с нем. Д. Виноградова. — М., 1997.
Г. Используя первую или вторую интерполяционную формулу Ньютона, вычислить значения функции при данных значениях аргумента:
Х1 = 0,1511 Х2 = 0,7250 Х3 = 0,1430 Х4 = 0,80
h = xi-xi-1 = 0,05
Запишем первый интерполяционный многочлен Ньютона для интерполирования вперед при равноотстоящих узлах:
h)= i = 0,1,2,…,10.
Запишем второй интерполяционный многочлен Ньютона для интерполирования назад при равноотстоящих узлах:
h)= Процесс вычислений сведем в таблицу, в которой каждая последующая конечная разность получается путем вычитания в предыдущей колонке верхней строки их нижней.
Переменные t равны: t1 = 0,022 t2 = -0,14 t3 = -0,5 t4 = 1 Распишем подробно первую интерполяционную формулу:
h)=
Распишем подробно вторую интерполяционную формулу:
h)=
Используя первую или вторую интерполяционную формулу вычислим значения функции при данных значениях аргумента:
ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ КУРСА «ФИЛОСОФИЯ И МЕТОДОЛОГИЯ НАУКИ»,
|