КАТЕГОРИИ:
АстрономияБиологияГеографияДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Источник прав человека находится либо в божественном промысле, либо в человеческой природе (с момента рождения).Ее преимущества, достоинства: 1. Утверждает идею естественных, неотъемлемых прав человека. 2. Различает право и закон, естественное и позитивное право. 3. Отмечает, что закон может быть неправовым. 4. Сыграла большую роль в критике феодализма, послужив теоретической базой революций VII-VIII вв. Недостатки: 1. Такое понимание права снижает его формально-юридическое свойство. Представление о справедливости различно. 2. Такое понимание права связано не столько с правом, сколько с правосознанием.
Позитивистская теория оппозиционна естественно-правовой. Позитивистская теория основывается на позитивизме. Основные положения позитивизма: 1. В отличие от естественно-правовой доктрины позитивизм отождествляет право и закон, изданный государственной властью. Позитивизм жестко разграничивает право и мораль. Источник прав человека в законодательстве. Предметом изучения права должны быть только положительные нормы, записанные в законах, а не некие абстрактные принципы добра и справедливости. Таким образом, позитивизм отрицает естественное право и понимает под явлением права только юридические акты - результаты правотворческой деятельности государства.
В рамках позитивистского понимания сложилось несколько самостоятельных, отличных друг от друга концепций права: нормативизм, психологическая, социологическая, историческая школы права. Крайнее проявление формализма в теории права – нормативизм. Данная теория наиболее логически завершенную форму получила в XX в. Представители: Рудольф Штаммлер, Павел Иванович Новгородцев, Ганс Кельзен и др. Основные идеи: 1. исходным, в частности для концепции Кельзена, является представление о праве как о системе (пирамиде) норм, где на самом верху находится «основная (суверенная) норма», принятая законодателем, и где каждая низшая норма черпает свою законность в норме более значительной юридической силы; 2. по Кельзену, бытие права принадлежит к сфере должного, а не сущего. Оно, таким образом, не имеет обоснования вне сферы норм долженствования, и его сила зависит от логичности и стройности системы, юридических правил поведения. Поэтому Кельзен считал, что юридическая наука должна изучать право в «чистом виде», вне связи с политическими, социально-экономическими (и другими сущими) оценками; 3. восновании пирамиды норм находятся индивидуальные акты – решения судов, договоры, предписания администрации, которые тоже включаются в понятие права и должны соответствовать основной (прежде всего конституционной) норме. Достоинства: 1. Подчеркивается нормативность, соподчиненность правовых норм. 2. Нормативность связана с формальной определенностью права. 3. Государство устанавливает и обеспечивает основную норму. Недостатки: 1. Игнорируется содержательная сторона права (крен к формальной стороне). 2. Отрицается связь права с социально-экономическими факторами. 3. Преувеличивается роль государства в установлении эффективных правовых норм (основную норму принимает законодатель).
Другим течением позитивизма является психологическая теория права Л.И. Петражицкого (как и иные позитивистские доктрины определяет понятие права эмпирическими конкретными положительными признаками). Представители: Лев Иосифович Петражицкий, Габриель Тард, Зигмунд Фрейд и др. Данная теория наиболее логически завершенную форму получила в XX в. В теории Петражицкого понятие и сущность права выводятся не через деятельность законодателя, а на основе придания методологического статуса психологическим переживаниям - правовым эмоциям людей. Эти эмоции, – по мнению Петражицкого, - носят так называемый императивно-атрибутивный характер, т.е. представляют собой переживания, чувства, правомочия на что-то (атрибутивная норма) и чувство обязанности сделать что-либо (императивная норма). В эмоции они (эти чувства) неразрывно связаны. Существует подлинное право, которое представляет собой психологические переживания людей по поводу их прав и обязанностей и официальное право – совокупность норм, принятых гарантированных и санкционированных государством. Основные идеи: 1. психика людей – фактор, определяющий развитие общества, в том числе его мораль, право, государство; 2. понятие и сущность права выводится, прежде всего, не через деятельность законодателя, а через психологические закономерности – правовые эмоции людей, которые носят императивно-атрибутивный характер, т. е. представляют собой переживания чувства правомочия на что-то (атрибутивная норма) и чувства обязанности сделать что-то (императивная норма); 3. все правовые переживания делятся на два вида – переживания позитивного (установленного государством) и интуитивного (личного, автономного) права. Последнее может быть не связано с первым. Интуитивное право в отличие от позитивного выступает подлинным регулятором поведения и поэтому должно рассматриваться как «действительное» право. Так, разновидностью переживаний интуитивного права считаются переживания по поводу карточного долга, переживания детьми своих обязанностей в игре и т. п., которые соответственно формируют «игорное право», «детское право» и т. д. Его специфическим признаком Петражицкий считал двусторонние активно-пассивные человеческие переживания – эмоции, которые им предполагались в качестве элементарных частиц права. Так, разновидностью переживаний интуитивного права данная доктрина считает переживания по поводу карточного долга. В теории Петражицкого в понятие права включается психологический процесс, сопровождающий поведение людей. По его мнению, признание правом норм, установленных государственной властью, неоправданно сужает круг явлений, представляющих право. Психологическая доктрина права по исходным методологическим принципам примыкает к позитивизму: для права безразлично содержание правовых переживаний, описание последних ставится на место исследования сущности и аксиологических аспектов права. Достоинства: 1. Обращено внимание на психологические процессы (законы издаются с учетом психологии). 2. Подчеркивается роль правосознания в правовой системе России. Недостатки: 1. Кроме психологических, не учитываются другие факторы – социально-экономические, от которых зависит природа права. 2. Отсутствуют критерии правомерности-неправомерности, законности-незаконности. (т.е. «подлинное» право оторвано от государства).
Другой разновидностью юридического позитивизма является социологическая школа права. Право - система правоотношений, реальное поведение людей, регулируемое правом. Данная теория наиболее логически завершенную форму получила в XX в. Представители: ЕвгенийЭрлих, Сергей Андреевич Муромцев и др. Основные идеи: 1. разделяют право и закон, хотя и делают это не так, как идеологи естественно-правовой доктрины. Право воплощается не в естественных правах и не в законах, а в реализации законов. Если закон находится в сфере должного, то право – в сфере сущего; 2. под правом, следовательно, понимаются юридические действия, юридическая практика, правопорядок, применение законов и т. п. Право – это реальное поведение субъектов правоотношений – физических и юридических лиц. Отсюда другое название данной доктрины теория «живого» права; 3. формулируют такое «живое» право, прежде всего, судьи в процессе юрисдикционной деятельности. Они «наполняют» законы правом, вынося соответствующие решения и выступая в этом случае субъектами правотворчества. Достоинства: 1. Ориентирует на реализацию права, на сущее, где оно обретает практическое осуществление. 2. Отмечается приоритет общественных отношений над правовой формой. Недостатки: 1. Нет четких критериев правомерного и неправомерного (право – реализация законов). 2. Правотворческая деятельность переносится на судей, увеличивается опасность некомпетентности.
|