КАТЕГОРИИ:
АстрономияБиологияГеографияДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Ответ 2.Термин «право» имеет множество определений. Среди многообразия значений слова «права» можно выделить его следующие наиболее распространенные трактовки. Первое значение – право в общесоциальном смысле. Оно предстает в виде свободы и обоснованности поведения личности с позиций нравственности, религии и иных социальных норм (например, моральное право, религиозное право, право народов и т. п.). В данном случае человек наделяется правом, возможностью поступить определенным образом на основе обычаев, устава той или иной общественной организации, норм морали независимо от того, предусмотрена соответствующая возможность официальным правом (законом) или нет. Подобное право, как правило, не связано с юридической сферой и государством, вопрос о его предоставлении и защите решается обществом в целом, отдельной организацией, религиозной общиной, трудовым коллективом и т. д. Второе значение – право в юридическом смысле. Здесь право есть совокупность норм (правил поведения), издаваемых и охраняемых от нарушений государством. При этом поведение человека оценивается с позиций законно-незаконно, правомерно-противоправно. Право в указанном значении выражается в первую очередь в виде законов, указов, постановлений различных государственных органов. Юридическая возможность поступить определенным образом содержится в законе, предоставляется и защищается государством (например, право граждан на участие в выборах, право собственности, право обращения в суд за защитой и т. д.). Далее термин «право» преимущественно будет использоваться во втором значении. Право (в этом сугубо юридическом смысле) – это система общеобязательных, формально определенных юридических норм, выражающих общественную, классовую волю (конкретные интересы общества, классов и т. п.), устанавливаемых и обеспечиваемых государством, направленных на урегулирование общественных отношений. Отличительные признаки права: 1.волевой характер права – оно есть результат осознанной, волевой деятельности людей (при этом не всякая воля является правом, а лишь та воля, которая исходит от большинства членов общества и государства в целом); 2. неразрывная связь права с государством – не может возникнуть и функционировать без государства, так и государство немыслимо без права (с одной стороны, именно от государства или с его разрешения от иных организаций исходят нормы права, и только государство в полной мере может обеспечить соблюдение и исполнение предписаний права, а с другой - именно право определяет структуру механизма государства и границы его деятельности); 3. общеобязательность права– только предписания права обязательны для всех без исключения граждан, их объединений, должностных лиц, государственных органов и других участников общественных отношений; 4. нормативность права – право как регулятор общественных отношений представляет собой совокупность норм, наиболее общих правил поведения людей в важнейших сферах социальное жизни; 5. формальная определенность права – правовые предписания и (нормы) имеют строго установленные, официальные формы своего закрепления во вне (например, правовые предписания закрепляются в законах, указах, постановлениях и т. д.); 6. системность права – оно представляет собой не простую, разрозненную совокупность норм, а их единую и взаимосвязанную систему, в которой одна, отдельно взятая норма не может функционировать без остальных и играет свою особую роль.
Также, следует отметить, в юридической науке и практике традиционно различают право в объективном и субъективном смыслах. Данное подразделение термина «право» осуществлялось юристами еще в Древнем Риме, затем получило свое дальнейшее название и развитие в Европе, особенно в немецкой юриспруденции. При этом необходимо не смешивать вопрос о понятиях «объективное право» и «субъективное право» с проблемой объективного и субъективного в праве. Следует отметить, что указанные вопросы являются тесно взаимосвязанными, но все же – не тождественными. Проблема объективного и субъективного в праве раскрывается посредством изучения объективных и субъективных факторов, причин и условий, влияющих на процесс образования и действия права. В данном случае нас интересует, прежде всего, выделение двух срезов правовой жизни: 1) право как совокупность исходящих от государства норм и 2) право как конкретные возможности, требования, притязания и законные интересы индивида, возникающие у него на основе этих норм. Объективное право (или собственное право) – это система общеобязательных, формально определенных юридических норм, устанавливаемых и обеспечиваемых государством и направленных на урегулирование общественных отношений. Объективное право – это законодательство, юридические обычаи, юридические прецеденты и нормативные договоры данного периода в конкретном государстве. Оно объективно в том смысле, что непосредственно не зависит от воли и сознания отдельного лица и не принадлежит ему. Субъективное право – это мера юридически возможного поведения, призванная удовлетворять собственные интересы лица. Субъективными правами выступают конкретные права и свободы личности (право на жизнь, свободу, труд, образование и т. п.), которые субъективны в том смысле, что связаны с субъектом, принадлежат ему и зависят от его воли и сознания. Если объективное право – это юридические нормы, выраженные в тех или иных формах, то субъективное право – это те конкретные юридические возможности, которые возникают на основе и в пределах права объективного. Вместе с тем следует не забывать, что не государство создает и предоставляет личности права, а она сама их имеет от рождения, и обязанность государства – признавать и защищать эти права. Подразделение права на объективное и субъективное коренится в самой жизни, поэтому всегда надо знать, идет ли речь о праве в смысле юридических норм или в смысле наличных прав участников общественных отношений. Под сущностью права понимают, прежде всего, совокупность наиболее важных свойств и отношений, выражающих глубинные закономерности права, его качественную определенность и социальное назначение. При рассмотрении вопроса о сущности права необходимо учитывать два обстоятельства: 1)то, что любое право есть, прежде всего регулятор (формальная сторона); * Наряду с правом в обществе существуют и иные регуляторы общественных отношений – мораль, обычаи, традиции религиозные нормы и т. д. Важнейшим признаком, отличающим право от других социальных регуляторов, является его тесная связь с государством. Право есть особый, государственный регулятор общественных отношений. Формирование и реализация права невозможны без деятельности государственных органов, только слаженная работа всех звеньев государственного аппарата в состоянии обеспечить беспрепятственное действие права. В случае возможного нарушения право защищается всей силой механизма государственного принуждения. Особенности права как государственного регулятора общественных отношений заключаются в следующем: 1) государство официально устанавливает право, обеспечивает, его исполнение, в том числе и с помощью государственного принуждения. Для этого существует специальный аппарат надзора и контроля, пресечения нарушений, судебного рассмотрения споров, наказания виновных и т. п.; 2) право, будучи нормативным выражением государственной воли, регулирует общественные отношения в классовых, общесоциальных либо иных интересах. Согласно этому право служит орудием проведения в жизнь политики государства, специфическим средством организации его разносторонней управленческой и иной деятельности, осуществления его задач и функций; 3) государство обладает монополией на правотворческую деятельность, нормы права издаются либо непосредственно государством в лице его органов, либо с их санкции (разрешения) общественными организациями; 4) право имеет общеобязательный характер, который придается ему силой государства. Именно государство обязывает своих граждан соблюдать правовые предписания, но при этом сами государственные органы и должностные лица не вправе нарушать нормы права; 5) право содержит государственную оценку того или иного варианта поведения людей с позиций правомерного и противоправного, законного и незаконного; 6) право имеет строго определенные государством формы своего выражения – законы, подзаконные акты, судебные прецеденты и т. д. 2)то, чьи интересы обслуживает данный регулятор (содержательная сторона). Можно выделить следующие подходы к сущности права. Классовый (марксистский) подход. В рамках данного подхода право определяется как система гарантированных государством юридических норм, выражающих возведенную в закон государственную волю экономически господствующего класса (здесь право используется в узких целях как средство для обеспечения главным образом интересов господствующего класса). Социально-классовая сущность права раскрывается через его понимание как мощной социально-политическом силы, как инструмента классового и политического господства. Тем самым сущность права обусловливает следующие его свойства: общеобязательность, строгую формальную определенность, гарантированность в случае нарушения силой государственного принуждения, защищенность, прежде всего интересов господствующего класса. Социальный (общечеловеческий) подход. В данном случае право рассматривается как выражение компромисса между классами, группами, различными социальными слоями общества (право используется в более широких целях, как средство закрепления и реального обеспечения, прав человека и гражданина, экономической свободы, демократии и т. п.). Сущность права заключена в его способности, выступать инструментом по согласованию интересов отдельных личностей, определенных социальных групп, противоположных классов. Хотя в различные исторические периоды право устанавливало баланс интересов по разному – то с перевесом в пользу отдельных классов, то в пользу государства, а порой и в угоду удовлетворению потребностей определенных экономических корпораций, но при этом оно всегда выступало необходимым, средством обеспечения нормального функционирования всего общества, инструментом поддержания объективно складывающегося порядка в социальной жизни. Наряду с этими основными можно выделить и религиозный, и национальный, и расовый, и иные подходы к сущности права, в рамках которых соответственно религиозные, национальные и расовые интересы будут доминировать в законах и подзаконных актах, правовых обычаях и нормативных договорах. Иначе говоря, сущность права многоаспектна. Она не сводится только к классовым и общесоциальным началам. Поэтому, в сущности, права в зависимости от исторических условий на первый план может выходить любое из вышеперечисленных начал.
|