КАТЕГОРИИ:
АстрономияБиологияГеографияДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Ответ 7.Правосознание – это исторически сложившаяся в конкретном обществе система взглядов, идей, теорий, оценок, чувств, эмоций, отражающих субъективно-психологическое отношение людей к действующему и желаемому (идеальному) праву и практике его реализации. Правосознание есть особая форма общественного сознания. По своей природе это феномен субъективно-психологический. Его основу образует, прежде всего, теоретическое знание – мысленные представления субъектов о праве, юридической практике, истории развития правовой системы и т. п. Достаточно часто такое знание существует в виде индивидуальных представлений и чувств. Важным элементом правосознания выступают также субъективные оценки, которые субъекты дают действующим правовым нормам и сложившейся юридической практике. На основе таких оценок могут возникать представления об идеальных качествах правовой надстройки и соответствующие предложения о необходимых изменениях в правовой системе. Наиболее системные знания о правовой жизни общества приобретают форму правовой теории, существуют в виде правовой идеологии или научной правовой концепции (юридической доктрины). В структуре правосознания, таким образом, можно выделить два уровня: уровень правовой психологии и уровень правовой идеологии. Правовая психология – система чувств, настроений, эмоций и оценок, возникающих у людей при их взаимодействии с правовой системой. Правовая психология возникает опытным (эмпирическим) путем и не предполагает системных теоретических взглядов на правовую систему. Это во многом поверхностный, эмоциональный уровень восприятия людьми правовой реальности. Вместе с тем это наиболее распространенная форма правосознания, поэтому ее не следует недооценивать. Правовая идеология – это система теоретических взглядов, идей, теорий, формирующихся на основе знания закономерностей развития и функционирования правовой системы. Идеология наиболее полно и системно отражает правовую реальность. Носителями правовой идеологии могут быть: официальная государственная власть, научное сообщество, политические партии, отдельные ученые, политики, общественные деятели. И юридической науке принято делить правосознание по степени общности на три вида: индивидуальное, групповое и массовое. Одним из видов коллективного правосознания является групповое правосознание, т. е. правовые представления и чувства тех или иных социальных групп, классов, слоев общества, профессиональных сообществ. В ряде случаев правосознание одной социальной группы может существенно отличаться от правосознания другой. Например, зримые различия существуют в правосознании классов в обществе с ярко выраженными классовыми противоречиями. Можно увидеть различия в правосознании возрастных слоев населения в обществе, в профессиональном правосознании юристов разной специализации - работников прокуратуры, суда, адвокатуры, лиц, работающих в системе МВД. Групповое правосознание надо отличать от массового, которое характерно для нестабильных, временных объединений людей (митинги, демонстрации, бунтующая толпа). Для характеристики макроколлективов (население страны, континента, исторической эпохи) используется понятие «общественное правосознание». Сюда же можно отнести правовые воззрения наций и народностей. Кроме того, сложилась классификация правосознания в зависимости от его носителя на обыденное, профессиональное и научное (доктринальное). Обыденное правосознание. Этот уровень свойствен основной массе членов общества, формируется на базе повседневной жизни граждан в сфере правового регулирования. Люди, так или иначе, сталкиваются с правовыми предписаниями: какую-то информацию получают из средств массовой информации, наблюдают юридическую деятельность государственных органов, должностных лиц и т. д. Для людей с этим уровнем правосознания характерно знание общих принципов права, здесь правовые воззрения тесно переплетаются с нравственными представлениями. Профессиональное правосознание, которое складывается в ходе специальной подготовки (например, при обучении в юридическом учебном заведении), в процессе осуществления практической юридической деятельности. Субъекты этого уровня обладают специализированными, детализированными знаниями действующего законодательства, умениями и навыками его применения. Формированию профессионального правосознания должно быть уделено особое внимание в современных условиях. Отсутствие профессионализма в правотворчестве и правоприменении - одна из бед нашего общества. Научное (доктринальное) правосознание. Оно характерно для ученых, исследователей, научных работников, занимающихся вопросами правового регулирования общественных отношений. Правосознание российского общества отличается рядом особенностей. Так, К.Д. Кавелин в статье «Взгляд на юридический быт древней России» указывал на предопределенность этих особенностей историческими условиями развития российского менталитета. Русскому народу присущ взгляд на право как на обязательные предписания стоящих на вершине власти людей, что свойственно для обществ патриархального типа. Вл. Соловьев в работе «Оправдание добра» пишет, что право русским народом понимается как средство принудительного осуществления минимального добра. Такое понимание права характерно для феодальных обществ, для неограниченных монархий, полицейских, тоталитарных государств, где право существует для пресечения деяний порочных, нерадивых, злых. Российскому обществу свойственна подмена правосознания этическими воззрениями. В течение столетий идеи права и свободы, правового государства и прав личности не имели места в русском историческом опыте. Российскому общественному сознанию присущи: правовой нигилизм, неуважение к праву и закону. Э.Ю. Соловьев иронически замечает, что если общественный договор по-европейски - это согласие подданных и власти об обоюдообязательном законе, то общественный договор по-российски - это молчаливый сговор народа и власти об обоюдной безнаказанности при нарушении закона. При достаточно очевидном отсутствии в истории нашей страны стойких правовых традиций, правовых ценностей нельзя забывать громадный вклад русских юристов - ученых и практиков в дело формирования права и правосознания в России в конце XIX - начале XX вв. Но процесс становления российского правосознания был прерван в 1917 г. Существенный урон зарождавшемуся российскому правосознанию нанесла марксистско-ленинская мысль об отмирании права. Не способствовала развитию правосознания и правовая жизнь советского общества. Российское общество в его сегодняшнем состоянии завершает XX в. в условиях глубокого дефицита правопонимания и правосознания. В этой ситуации вопросы понимания роли правосознания, путей его формирования и развития приобретают особую значимость. Для российского общества актуальной является задача разработать такую правовую идею, которая соответствовала бы его историческим традициям, духовности его народа, обеспечивала бы становление правового государства и правового общественного порядка.
* На мой взгляд, очевидно, что российское правовое сознание теснейшим образом связано с российской культурой. Правовая культура – богатство, которое относится к духовной культуре народа. Религиозное правосознание – неотъемлемый «живой» компонент российской правовой культуры. Правовая культура – практически единственная глобальная форма, через которую воспроизводится ценность и своеобразие национальных правовых феноменов – государственности, правопорядка, правовой системы. Российская правовая культура несет в себе религиозное правосознание как «генетический код» отечественных правовых явлений, служит как средством их обогащения в процессе регионального и всемирного правокультурного обмена, так и особым бастионом от чуждого инокультурного влияния, разрушающего исходные предпосылки национальной правовой идентичности. Религиозное правосознание, выступая неотъемлемым духовным компонентом российской правовой культуры и жизненного бытия российского народа в их органическом единстве, сопряжено не только с отражением всего общественного бытия, но и с активным обратным воздействием на него. Присущие в этом смысле российской правовой культуре правовые идеалы, традиции, принципы, нормы и образцы поведения могут и должны способствовать консолидации граждан, концентрации их усилий на формирование социального правового государства. * Религиозное правосознание– это взгляды, доктрины, чувства, настроения индивидов, социальных общностей по поводу права и законности, формирующиеся под влиянием религиозного мировоззрения и выполняющие посредством этого роль социального источника права и самостоятельного регулятора (саморегулятора) их поведения в юридически значимых ситуациях (Ю.А. Дружкина). С одной стороны, само существование правосознания и его качественные характеристики во многом обусловлены действующим в обществе правом, практикой его толкования, реализации и т. д. Правосознание есть своеобразное «зеркало», отражающее существенные характеристики правовой системы общества. С другой стороны, само правосознание оказывает заметное влияние на свойства и тенденции развития правовой системы. Велика роль правосознания, в частности, в процессах правотворческой деятельности, поскольку от уровня юридической информированности, образования и опыта субъектов, создающих правовые акты, напрямую зависит качество последних. Характеристики индивидуального и общественного правосознания во многом предопределяют содержательные стороны правоотношений, практики толкования, реализации и применения правовых предписаний, а значит, от них зависят и результаты правового регулирования. Именно поэтому для достижения в обществе высокого уровня законности и правопорядка наряду с совершенствованием законодательства необходимо предпринимать меры, направленные на повышение степени юридической информированности, развитие системы правового образования, воспитание граждан и должностных лиц в духе уважения к действующим законам и т. п. Под правовой культурой в правоведении понимают определенный уровень качественного состояния правовой системы, а также правосознания и правового поведения отдельной личности, социальной группы либо общества в целом. Под правовой культурой понимается обусловленное всем социальным, духовным, политическим и экономическим строем качественное состояние правовой жизни общества, выражающееся в достигнутом уровне развития правовой деятельности, юридических актов, правосознания и в целом в уровне правового развития субъекта (человека, различных групп, всего населения), а также степени гарантированности государством и гражданским обществом свобод и прав человека (С.С. Алексеев). Из определения следует, что правовая культура - определенное «качество» правовой жизни общества, уровень ее развития, складывающийся из в том или ином состоянии пребывающих (тоже с точки зрения уровня развития) подсистем, частей или элементов. Какие же это подсистемы, части или элементы? Каково, другими словами, «устройство» правовой культуры? Правовая культура общества зависит, прежде всего, от уровня развития правового сознания населения, т. е. от того, насколько глубоко освоены им такие правовые феномены, как ценность прав и свобод человека, ценность правовой процедуры при решении споров, поиска компромиссов и т. д., насколько информировано в правовом отношении население, его социальные, возрастные, профессиональные и иные группы, каково эмоциональное отношение населения к закону, суду, различным правоохранительным органам, юридическим средствам и процедурам, какова установка граждан на соблюдение (несоблюдение) правовых предписаний и т. д. Это первый элемент правовой культуры. Уровень развития правового сознания может быть зафиксирован лишь в реальной правовой деятельности, в правовом поведении, которые имеют и самостоятельные характеристики. Поэтому вторым элементом структуры правовой культуры является уровень развития правовой деятельности. Последняя состоит из теоретической - деятельность ученых-юристов, образовательной - деятельность студентов и слушателей юридических школ, вузов и т.д. и практической - правотворческой и правореализующей, в том числе правоприменитсльной, деятельности. Понятно, что правовая культура общества во многом зависит от уровня развития и качества правотворческой деятельности по созданию законодательной основы жизни общества. Правотворчеством должны заниматься компетентные в юридическом и многих других отношениях лица с соблюдением демократических и собственно юридических процедур и принципов. Существенно влияет на правовую культуру общества и правоприменение, т. е. властная деятельность государственных органов, осуществляющих индивидуальное регулирование общественных отношений на основе закона с целью его реализации. Качество правоприменительной деятельности зависит от многих факторов как институционального (структура государственного аппарата, порядок взаимоотношений его органов), так и иного характера (профессионализм, культура правоприменителя и др.). Говоря, например, об устройстве государственного аппарата вообще и правоохранительных органов в частности, нужно подчеркнуть необходимость совершенствования структуры и порядка подчиненности органов следствия, повышения авторитета суда, укрепления гарантий его независимости и т. д. Требуется также внедрение новых принципов деятельности правоохранительных органов (отказ от обвинительного уклона, обеспечение приоритета прав и свобод человека и т. д.), кардинальное возвышение третьей ветви власти в России - правосудия. Правовая культура общества во многом определяется реальным правовым поведением граждан, деятельностью их по реализации права, тем, насколько они знают и своевременно исполняют свои обязанности (например, по заполнению налоговой декларации о совокупном годовом доходе), соблюдают запреты и насколько полноценно используют свои права. Третьим элементом правовой культуры общества является уровень развития всей системы юридических актов, т. е. текстов документов, в которых выражается и закрепляется право данного общества. Наиболее важное значение для оценки правовой культуры общества имеет система законодательства, основой которой является конституция государства. Важен в целом и уровень развития вообще всей системы нормативно-правовых актов, начиная от законов, актов центральных исполнительных органов власти и кончая актами местных органов власти и управления. Любой юридический акт должен быть правовым, т. е. отвечать господствующим в общественном сознании представлениям о справедливости, равенстве и свободе. Закон должен быть совершенным и с точки зрения его формы: быть непротиворечивым, по возможности кратким и обязательно ясным и понятным для населения, содержать определения основных терминов и понятий, быть опубликованным в доступном для населения источнике и т.д. О качестве закона свидетельствует и содержащийся в нем самом механизм его реализации (институциональный, организационный, процедурный, финансово-экономический и др.). При определении качества правовой культуры общества должно учитываться и состояние индивидуальных правовых актов - документов: правоприменительных (решения и приговоры судов, постановления следователей, акты прокуроров, документы в административно-управленческой сфере и т.д.) и правореализационных. На основании анализа указанных правовых актов, а также иных текстов правового характера (например, научных и публицистических текстов на правовые темы) можно сделать вывод об уровне развития не только правовой культуры общества, но и его культуры в целом. Ведь по дошедшим до нас памятникам права и иным правовым документам историки восстанавливают и атмосферу правовой жизни общества, и особенности того или иного уклада хозяйственной жизни, того или иного строя общественных отношений. В правовых актах находит официальное закрепление форма собственности на орудия и средства производства, отражается факт наличия в руках какого-либо класса, социальной группы экономической и политической власти, структура государственного аппарата, правовое положение личности в обществе, уровень защищенности прав и свобод человека.
! Выделение структурных элементов правовой культуры достаточно условно, так как нет правовой деятельности, осуществляемой отдельно от правового сознания, а правосознание может проявиться лишь в правовой деятельности и ее результатах - правовых актах. Наконец, все составные части правовой культуры не могут существовать без своего носителя-субъекта - человека, группы людей, населения в целом. Правовая культура общества зависит от уровня правового развития различных социальных (классов, например) и профессиональных групп, а также от уровня развития отдельных индивидов. В этом аспекте нужно выделять правовую культуру населения в целом, групповую правовую культуру и правовую культуру личности, человека. В последнем случае также надо учитывать уровень правовых знаний данного индивида и отношение его к правовой ценности, к закону, уровень правовой установки на соблюдение юридических предписаний. О правовой культуре личности можно судить по ее поведению в правовой сфере, т. е. использовать те же признаки и критерии правовой культуры (уровень развития правового сознания, правовой деятельности и др.), но только на индивидуальном уровне. Анализ правовой культуры необходим для того, чтобы сначала выделить и описать правовые ценности, идеалы и образцы, к которым следует стремиться законодателю, правоприменителю, гражданину и обществу в целом, а затем, оценив с этой точки зрения реальное состояние дел, искать пути и средства достижения намеченных идеалов построения правового государства и общества, в котором обеспечиваются соответствующие его социально-экономическому и духовному строю права и свободы человека. Правовая культура есть разновидности культуры как социального явления. Данное понятие акцентирует внимание, прежде всего на содержательных характеристиках правовых феноменов. В науке различают правовую культуру общества, социальных групп и отдельной личности. В первом случае речь идет о качественном уровне развития правовой надстройки в целом. Показателями уровня развития правовой культуры общества можно считать, в частности, следующие: — степень развития и совершенства права; — степень совершенства юридической практики; — уровень соблюдения и исполнения субъектами предписаний действующего законодательства; — уровень сознательной правомерной активности субъектов; — качество толкования правовых норм; — степень развитости системы профессионального юридического образования; — степень распространенности и доступности правовых знаний; — уровень развития и востребованности правовой науки. Если же речь идет о правовой культуре социальных групп и отдельной личности, то данное понятие дает возможность охарактеризовать состояние правосознания и правового поведения данных субъектов правоотношений, а также оценить степень их правовой грамотности, эрудиции, ценностей и опыта в неразрывной связи с их юридически значимым поведением. Качество и уровень групповой и индивидуальной правовой культуры можно оценить исходя, в частности, из таких критериев, как: — уровень правовой информированности, эрудиции и образования; — качественные характеристики правосознания; — качественные характеристики практического поведения, степень его правомерности и социальной полезности. Правовая культура как элемент правовой системы общества функционирует во взаимодействии с иными компонентами системы. Состояние правовой культуры отдельного субъекта, социальной группы или общества в целом во многом обусловлено историей развития правовой системы, наличным состоянием законодательства, юридической науки и практики, правового образования и воспитания. Правовая культура тесно связана с общей, нравственной, политической и иными видами культуры; Вместе с тем перечисленные элементы правовой системы в своем развитии и функционировании зависят от характеристик индивидуальной, групповой или общественной правовой культуры. Правовая культура общества – важный фактор правопорядка и правового прогресса социума. В обществе с высоким уровнем правовой культуры значительно более эффективным и упрощенным становится процесс правового регулирования. И напротив, если в обществе правовая культура недостаточно развита, то это является серьезным препятствием на пути обеспечения режима законности, существенно затрудняет процесс правового регулирования, заставляет законодателя усложнять правовые механизмы и развивать системы неюридических гарантий законности.
*Антиподом правовой культуры является правовой нигилизм, т. е. отрицательное отношение к праву, закону и правовым формам организации общественных отношений. В России он имеет, к сожалению, глубокие корни. Еще А.И. Герцен отмечал, что «правовая необеспеченность, искони тяготевшая над народом, была для него своего рода школой. Вопиющая несправедливость одной половины его законов научила его ненавидеть и другую; он подчиняется им как силе. Полное неравенство перед судом убило в нем всякое уважение к законности. Русский, какого бы звания он ни был, обходит или нарушает закон всюду, где это можно сделать безнаказанно; и совершенно так же поступает правительство». Большой вред, на наш взгляд, развитию правовых начал в обществе нанесла марксистско-ленинская идея об отмирании государства и права при социализме. Классики марксизма-ленинизма в общем-то не скрывали своего отрицательного отношения к праву. К. Маркс и Ф. Энгельс писали: «Что касается права, то мы, наряду со многими другими, подчеркнули оппозицию коммунизма против права как политического и частного, так и в его наиболее общей форме - в смысле права человека» Правовой нигилизм представляет собою одну из форм нигилизма как мировоззрения и формы поведения. Нигилизм вообще выражает негативное, отрицательное отношение субъекта к общепринятым нормам, ценностям, взглядам и т. п., что находит свое выражение в игнорировании или нарушении распространенных в обществе моделей поведения. Нигилизм как течение общественной мысли весьма широко распространился в Западной Европе и России в начале XX в. Правовой нигилизм – одна из качественных характеристик правосознания и правовой культуры личности или общества, связанная с отрицательным, негативным отношением субъектов к ценностям и нормам права, законам, правопорядку, юридической практике. Правовой нигилизм чрезвычайно многолик. Данный дефект правосознания и правовой культуры общества может выражаться в следующих формах: — сознательное, преднамеренное нарушение действующих правовых предписаний, совершение правонарушений рядовыми гражданами и должностными лицами; — массовое уклонение от исполнения предписаний законодательства, обход требований законов, стремление реализовывать свои интересы и потребности вне «правового поля»; — подмена законности экономической, политической или иной целесообразностью; — частые изменения действующих нормативно-правовых предписаний, обусловленные кратковременными интересами правящей государственной элиты; — умышленное непринятие необходимых нормативных правовых актов и несовершение необходимых юридически значимых деяний; — преднамеренное создание противоречивых и пробельных правовых актов; — сознательная конфронтация органов власти и должностных лиц разных уровней власти и др. Познанию сущности правового нигилизма способствует выяснение истоков формирования данного феномена. Среди причин широкого распространения правового нигилизма в современном российском обществе можно, в частности, выделить: — низкий уровень правовой грамотности общества, юридическое невежество; — особенности национальной психологии и культуры, допускающей неуважительное отношение к праву; — кризисное переходное состояние всех сфер общественной жизни; — низкий уровень и качество жизни основного числа российских граждан; — несовершенство системы правового воспитания, — отсутствие эффективных механизмов юридической ответственности. Правовой нигилизм – негативный фактор правового регулирования, одна из причин низкого уровня правопорядка в обществе. Поэтому с ним необходимо вести борьбу. Основные пути преодоления данного социального недуга для российского общества можно свести к следующему: повышение уровня и качества жизни граждан, их общей и правовой культуры, их правового сознания, юридической информированности, совершенствование действующего законодательства, профилактика правонарушений, упрочение дисциплины и правопорядка, подготовка высококвалифицированных юридических кадров, скорейшее завершение экономической, политической и правовой реформы.
* В одном ряду с правовым нигилизмом находится прямо противоположное явление - правовой идеализм или романтизм, одним словом, преувеличение реальных регулятивных возможностей правовой формы. Это явление сопровождает человеческую цивилизацию практически на всем пути ее развития. Так, еще Платон считал, что главным средством осуществления его замыслов строительства идеального государства будут идеальные законы, принимаемые мудрыми правителями. В эпоху Просвещения считалось достаточным, уничтожив старые законы, принять новые, и царство разума будет достигнуто. Удивительно, что еще и сегодня многие люди и даже политики ошибочно возлагают на закон слишком большие надежды в деле переустройства нашего общества. Думается, что лишь достаточный политический и правовой опыт может развеять иллюзии правового идеализма.
|