Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АстрономияБиологияГеографияДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника


Понятие диалектики. Субъективная и объективная диалектика. Историические формы диалектики.




Диалектика представляет собой один из разделов философии, где формируется теоре-тическая картина развития мира. Диалектика — это философское учение о все­общих связях бытия и развития все­го сущего. Вместе с тем она есть также и способ мышления, при котором окружающий человека мир воспринимается как единое и динамичное целое.

Диалектика раскрывает картину мира как вечного процесса смены форм, состояний и эпох. По определению Ф.Энгельса, диалектика есть наука о связях в мире, о всеобщих законах движения и развития природы, обще­ства и мышления. В Ф.ии употребляется понятие объективной диалектики, под которой понимаются процессы взаимодействия и развития, царящие во внешнем мире. А субъективная диалектика есть всего лишь отражение этих процессов в головах людей и является движением человеческих мыслей и представлений. К числу наиболее важных для диалектики вопросов относят прежде всего такие, как «Что такое развитие?», «Почему оно происходит?», «Как оно протекает?», «Куда направлено развитие?». Диалектическая традиция является весьма древней. Она представлена во многих школах и учениях в виде тех или иных исторических форм диалектики.

Стихийная диалектика в античной Ф.ии была результатом простого созерцания мира древними греками. Осмысление природы движения имело место уже в школе элеатов (Парменид, Зенон). Сократ видел в диалектике способ сочетания противо-положных мнений и поиска истины. Платон и Аристотель стремились найти источ-ники развития мира. Основателем же диалектической традиции принято считать Гера-клита, который дал oбразец. диалектического подхода и сформулировал важнейшие идеи диалектического мировоззрения. Гераклит считал, что природа представляет со-бой единое целое («огонь, «мировой пожар», «космос»). Образ огня - символ вечной динамики и неукротимости могучего мира. Все сущее в этом мироздании изменчиво, все течет. Все состоит из противоположных начал, все взаимодействует. Борьба противоположностей является источником развития всего сущего и главным законом мира. Гераклит выделял такие пары противоположностей, как вечное и преходящее, Бог и человек, жизнь и смерть, солома и золото. Мир есть сплошной поток возник-новения и уничтожения, объединения и распада. Диалектический подход в эпоху средних веков прослеживается в творчестве ряда мыслителей. Так, А.Августин создал учение о развитии всемирной истории, выделив в ней периоды детства, юности, зрелости, старости и смерти. Ф.Аквинский выдвинул и обосновал идею иерархичности, т.е. упорядоченности мира, сотворенного Богом. Диалектика в Ф.ии и естествознании эпохи Возрождения и Нового времени развивалась такими .мыслителями, как Д.Бруно, Н.Коперник, Р.Декарт, Спиноза и Н.Кузанский. С позиций диалектики они исследовали развитие природы как единого целого, выделяли и анализировали в ней взаимосвязи и противоречия. Позже, в 18 в. во французском Про­свещении была выдвинута идея прогресса мировой истории (Ж-Кондорсе, Ф.Вольтер и др.). Ж.Ж-Руссо сформулировал интересные идеи о происхождении социального неравенства в истории. Так диалектическая традиция стала постепенно укреплять свои позиции в науке и Ф.ии. Идеалистическая диалектика в немецкой классической Ф.ии занимает особое место в истории филосоской мысли. В ее рамках Гердер обосновывал идею развита» мировой культуры, смены ее форм и состояний. И.Кант исследовал логику движения познавательного процесса вскрыв антиномии (противоречия) этого процесса. Наибольший вклад в развитие диалектики внес Г.Гегель. Он исходил из того, что источником развития всего сущего является абсолютная идея («мировой разум») которая воплощает себя в различных формах бытия природе, в обществе и т.д. Гегель особо выделял роль противоречия как внутреннего источника и движущей силы развития, характеризуя его как «корень всякого движения» и всякой «жизненности», любого развития.

 


Поделиться:

Дата добавления: 2015-01-05; просмотров: 160; Мы поможем в написании вашей работы!; Нарушение авторских прав





lektsii.com - Лекции.Ком - 2014-2024 год. (0.008 сек.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав
Главная страница Случайная страница Контакты