КАТЕГОРИИ:
АстрономияБиологияГеографияДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Диалектика и ее альтернативы. Проблемы современной синергетики.Диалектика представляет собой один из разделов Ф.ии, где формируется теоре-тическая картина развития мира. Диалектика — это Ф.ское учение о всеобщих связях бытия и развития всего сущего. Вместе с тем она есть также и способ мышления, при котором окружающий человека мир воспринимается как единое и динамичное целое. Диалектика это не только учение о развитии и метод познания, она также и способ действия, метод изменения мира. Решая в общем виде вопрос о том, что и как делать, мы исходя из своего мировоззрения, опираемся на диалектику. Давая и общую характеристику диалектике, следует рассмотреть и ее альтернативы — метафизику и релятивизм. Особенностью метафизического способа мышления является односторонность, абстрактность, абсолютизация того или иного момента в составе целого при рассмотрении различных проблем, явлений и процессов действительности (ввел Андроник Родосский (I век до н. э.), назвавший так группу трактатов «о бытие самом по себе»). В своем классическом проявлении метафизика отрицала взаимосвязь и взаимозависимость вещей и предметов, внутренний источник движения явлений действительности, скачки в развитии сводила к количественным изменениям. Особой разновидностью метафизики является догматизм, который отрицает прежде всего принцип развития. Положения, бывшими истинами в одних обстоятельствах, догматик превращает в застывшие, неизменные догмы, якобы сохранившие свою истинность на все времена. Другой альтернативой диалектики является релятивизм. Если метафизика, в противоположность диалектике, абсолютизирует момент устойчивости в развитии, то релятивизм абсолютизирует момент изменчивости. Гераклит из Эфеса: «В одну и ту же реку не вступить дважды»; Кратил из Афин «В одну и ту же реку нельзя вступить и единожды». В положении Кратила момент устойчивости события отрицается и абсолютизируется момент изменчивости. Особой формой выражения релятивизма является Софистика. Софистика — это сознательное использование для обоснования и доказательства тех или иных положений таких доводов, которые по форме выглядят как правильные, а по существу являются заведомо ложными. При этом софистика пользуется действительно присущей понятиям гибкостью, но применяет эту гибкость субъективно. Основным примером софистики являются так называемые софизмы: «Кто лжет, говорит то, что нет. Но того чего нет, нельзя сказать. Следовательно никто не может лгать». Особой формой выражения метафизики является эклектика. Эклектика — это соединение различных, зачастую противоположных взглядов, идей, принципов и теорий. Она прикрывается стремлением к использованию принципа всеобщей связи, к многостороннему охвату предмета. Однако на деле не выясняет подлинной взаимосвязи признаков предмета; многосторонность эклетики оказывается простой видимостью, ибо эклектика лишь формально сочетает разные признаки предмета, не выясняя их подлинной взаимосвязи, не умея выделить среди этих признаков главного, определяющего. Проблемы современной синергетики Естественнонаучные открытия ХХ века поставили на повестку дня вопрос о выработке новой модели исследования процессов развития. Во-первых, в самом естествознании произошел еще в конце предыдущего столетия окончательный отказ от качественного способа описания явлений, на смену ему пришел количественный. Диалектика же выросла во многом из поздней натурфилософии и предполагала мышление в первую очередь категориями качества. Во-вторых, открытие новых уровней системной организации материи, поставило перед наукой и философией проблему их несоответствия законам макромира, носившим динамический характер. Открытие статистических закономерностей, в свою очередь, поставило вопрос о степени и механизме упорядоченности природных систем в условиях процессуального характера их существования. Это привело к тому, что системность оказалась главной проблемой и категорией нового учения о развитии, получившего название синергетики. Ее основоположники – Г.Хакен и И.Пригожин. Предметом синергетики являются неравновесные и нелинейные процессы. Синергетика вообще делает акцент на процессуальности материальных систем. Все процессы, протекающие в различных материальных системах подразделяются на два типа: 1) процессы, протекающие в замкнутых системах, ведущие к установлению равновесного состояния, которое при определенных условиях стремится к максимальной степени неупорядоченности или хаоса; эти процессы характеризуются равновесностью и линейностью; 2) процессы, протекающие в открытых системах, в которых при определенных условиях из хаоса могут возникать упорядоченные структуры, что и характеризует стремление к самоорганизации; эти процессы характеризуются неравновесностью и нелинейностью. Природные процессы принципиально полагаются неравновесными и нелинейными. Постулирование универсальности неравновесных и нелинейных процессов позволяет синергетике претендовать на статус общеметодологической дисциплины, сопоставимой с теорией систем и кибернетикой. Понимание феномена самоорганизации И.Пригожин связывает с понятием диссипативной структуры, структуры, спонтанно возникающей в открытых неравновесных системах (образование сотовой структуры в подогреваемой снизу жидкости или «ячейки Бенара», турбулентное движение и т.д.). В книге И.Пригожина и И.Стенгерс «Порядок из хаоса» процесс возникновения диссипативных структур описывается следующим образом. Пока система находится в состоянии термодинамического равновесия, ее элементы ведут себя независимо друг от друга. Находящиеся в таком состоянии элементы авторы книги называют генами. В силу такой независимости к образованию упорядоченных структур гены неспособны. Но если эта система под воздействием энергетических взаимодействий с окружающей средой переходит в неравновесное «возбужденное» состояние, гены начинают действовать согласованно. Вблизи особых критических точек (точек бифуркации) между ними возникают корреляции, когерентное взаимодействие, в результате чего и возникает диссипативная структура. После своего возникновения такая структура не теряет резонансного возбуждения. Поэтому она характеризуется повышенной чувствительностью по отношению к внешним воздействиям. Изменения внешней среды являются факторами генерации и отбора структурных конфигураций. Материальная система такого типа включается в процесс структурогенеза и самоорганизации. Т.о. стремление к самоорганизации оказывается имманентным свойством неравновесных процессов. Относительно устойчивые системы в синергетике получают название «флуктуаций». Синергетика также переосмысливает понятие хаоса. Вводится понятие динамического или детерминированного хаоса как некоей сверхсложной упорядоченности, существующей потенциально и могущей проявляться в огромном многообразии упорядоченных структур. Синергетика отказывается от образа мира как построенного из элементарных частиц в пользу мира как совокупности нелинейных процессов. Сравнивая диалектику и синергетику нужно указать на следующие важнейшие различия: 1) диалектика описывает мир в категориях устойчивого качества, категории перехода (скачок) имеют вспомогательный и потому спорный статус, а синергетика – в количественно выраженных статистических закономерностях, почему категории перехода в ней и преобладают над категориями состояния; 2) диалектика объясняет процесс развития как борьбу двух наиболее существенных противоположностей, синергетика не ограничивает количество конкурирующих вариантов и возможностей развития.
|