КАТЕГОРИИ:
АстрономияБиологияГеографияДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
БЫЛ ЛИ САТАНА ВЫШЕ ВСЕХ АНГЕЛОВ ПРЕЖДЕ СВОЕГО ПАДЕНИЯ? 4 страница
Мэтью: В этом отрывке из своей первой книги «Scivias» («Познай пути») Хильдегарда описывает свой духовный опыт во время божественной литургии. В этом опыте отразились восходящие к иудейской традиции древние представления об участии ангелов в богослужении. Фрагмент западной литургии, который она приводит в своем тексте, — еврейский по происхождению и касается ангелов: «Свят, свят, свят, Господь Саваоф! вся земля полна славы Его, осанна в вышних».
Этот ангельский возглас звучит в кульминационный момент западной литургии. Вместо богословской теории Хильдегарда предлагает нам свой собственный опыт. Это очень сильное и глубокое мистическое переживание, которого так не хватает нам сегодня. Хвала — важная часть работы ангелов, но она также и важная часть духовной жизни человечества. Как говорит ребе Гешель, «хвала предваряет веру». Нам нужна вера, прорыв за пределы разума к опыту. А что здесь может быть лучше совместной молитвы в общине, собравшейся, чтобы вознести хвалу Богу и воззвать ко всем созданиям во Вселенной, и к ангелам в том числе? Коренные народы Америки учат, что центр Вселенной — в центре молитвенного круга. Еврейское учение говорит о том же: центр Вселенной — храм. Мы должны открыть для себя, что центр Вселенной — всюду, где высок уровень энергии; он там, где совершается богослужение. Этому учит нас Хильдегарда. Она говорит, что алтарь — центр Вселенной. Ангелы устремляются туда, потому что они всегда там, где действует божество. Богослужение открывает каналы общения между ангелом и человеком. Духи и люди вместе восхваляют и прославляют Бога. Нам нужно воссоздать заново такие формы богопочитания, которые позволили бы ангелам принять участие в богослужении, а людям — раскрыть свое сердце для хвалы. Нам нужно открыть в себе все чакры, чтобы дать доступ всей энергии Вселенной, объединить микро- и макрокосм. Руперт: Да, действительно, она говорит об этом с позиций опыта, а не теории, и это очень интересно. Мне было бы очень любопытно провести опрос среди тех, кто посещает церковные службы, чтобы выяснить, в какие моменты они испытывали наиболее глубокие переживания, У меня самого во время литургии не раз возникало ощущение божественного и ангельского присутствия. Я думаю, такое чувство возникает у многих, но современные люди очень стесняются о нем говорить, как стесняются они говорить вообще о любом мистическом переживании. Мэтью: Точно. В наши дни мистический опыт относят целиком на счет «субъективного» восприятия. Он стал чем-то вроде частной собственности, которую хранят в тайне, как хранят в тайне банковские вклады. У Хильдегарды, судя по всему, был именно такой мистический опыт, когда она видела, как ангелы спускаются вниз, а свет заливает алтарь, и у этого света нет никакого внешнего источника. Тот факт, что многие сегодня озабочены поисками внешних источников, таких, как психоделики, свидетельствует о том, что существующие формы богослужения не справляются со своими функциями. Если мы хотим возродить религию, чтобы она занималась своим непосредственным делом — пробуждала умы и сердца людей, помогала им увидеть свое место во Вселенной и связь с другими созданиями, — нам нужны новые формы богопочитания, позволяющие пережить этот опыт.
ДРУЖБА С ДОБРЫМИ АНГЕЛАМИ
Я, Христос, говорю сынам человеческим: вступайте в дружбу с добрыми ангелами и с людьми по справедливости и истине. Ибо если вы будете блюсти истину и справедливость, ангелы возрадуются вашим благим деяниям и введут вас однажды в обитель вечную128.
Мэтью: Хильдегарда часто выступает от имени Бога-Отца или Христа, как если бы ее устами говорило само божество. Так она помечает наиболее значимые места в тексте. Здесь она от лица Христа говорит, что мы «должны вступать в дружбу с добрыми ангелами». И этими ее словами о том, что люди должны стать друзьями истины и справедливости, чтобы стать друзьями ангелам, как нельзя более удачно завершается наш анализ учения Хильдегарды об ангелах.
Механистическое мировоззрение Нового времени не дружило с мистиками и ангелами. Но Хильдегарда, жившая до Нового времени, в эпоху «премодерна», обращается к нам, живущим в эпоху постмодернизма, чтобы привлечь наше внимание к этим отношениям, и указывает, что к общению и дружбе с ангелами нас приведет духовное переживание истины и справедливости. Ее учение о справедливости соответствует учению Аквината об отношениях между ангелами и пророками. Руперт: Как ты думаешь, существует ли какой-то практический способ завязать дружбу с ангелами? В иудейских обрядах, например, принято призывать ангелов-хранителей четырех сторон света: Михаила, Уриила, Рафаила и Гавриила. А католикам предоставляется прекрасная возможность подружиться с ангелами на празднике Святого Михаила и Всех Ангелов, который отмечается 29 сентября. Чтобы призвать ангелов, нужно распахнуть душу навстречу Богу, духу истины и справедливости. Но можно ли сделать еще что-то помимо этого? Мэтью: Да, в церковной традиции есть такие обряды и призывы; некоторые из них утрачены, и их нужно возродить. И нам необходимы новые обряды призывания ангелов. Я думаю, они появятся, когда мы лучше узнаем живую Вселенную. Наука и техника могут помочь нам встретиться с ангелами — у нас уже есть чудесные фотографии, на которых запечатлены новорожденные звезды и спиральные галактики. Но нельзя недооценивать и путь борьбы за справедливость и истину. Здесь речь идет о внутренней работе (по крайней мере, в том, что касается истины). Хильдегарда говорит, что внутренняя работа открывает возможность общения с ангелами. Это верно и в отношении борьбы за справедливость. Вспомним, ведь ангелы часто навещали узников. Ангел освободил из темницы апостола Петра. Иногда я думаю, что Ганди, Мартин Лютер Кинг и другие подвижники, будучи в тюрьме, тоже получали от ангелов поддержку и утешение. Так что борьба за справедливость — вовсе не абстракция. Она учит нас открывать свое сердце. Я знаком с одной католической монахиней, замечательной и святой женщиной, которая рассказала мне, что свой самый глубокий мистический опыт она пережила в полицейском фургоне: ее забрали за акцию протеста на военных базах и заводах по изготовлению термоядерного оружия. Тогда она особенно сильно чувствовала присутствие духов и ангелов. Борьба за справедливость позволяет нам впустить в свое сердце ангелов. Интенсивная борьба за чистоту окружающей среды тоже может стать своего рода ритуалом, который, несомненно, привлечет внимание ангелов. Руперт: Какой замечательный проект! Мы боремся за справедливость и новые отношения с окружающей средой плечом к плечу с ангелами. Эта идея очень вдохновляет. А иначе получается, что против мировой экономической и политической элиты сражается лишь жалкая горстка людей. Нам необходима любая помощь. Мэтью: Экологический кризис, должно быть, особенно беспокоит ангелов-хранителей детей. Будущее наших детей зависит от того, сумеем ли мы сохранить здоровье планеты.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
АНГЕЛЫ В НОВОМ ТЫСЯЧЕЛЕТИИ
Возрождение интереса к ангелам в наши дни далеко не случайно. Новая космология ставит новые вопросы. Разрастаются масштабы деятельности ангелов во Вселенной. Нам необходимо осознать роль сверхчеловеческого разума в мироздании. Мы должны пересмотреть старую ангелологию и установить новые отношения с миром ангелов. Чему учит нас обширная ангелологическая традиция? Что могут поведать нам об ангелах Дионисий Ареопагит, Хильдегарда Бингенская и Фома Аквинский? Мы вынесли из своих размышлений следующие уроки: Ангелы весьма многочисленны; их количество измеряется поистине астрономическими числами. Помимо человеческого сознания, в космосе существует множество других видов разума. Ангелы существовали с момента возникновения Вселенной. Они образуют иерархии вложенных уровней. Они — разумные существа, управляющие природой. У ангелов особые отношения со светом, огнем, пламенем и фотонами. Между учением Аквината о природе ангелов и учением Эйнштейна о фотонах наблюдаются поразительные параллели: ангелы и фотоны схожи по способу передвижения; и те и другие не стареют и не имеют массы. Ангелы от природы музыкальны и трудятся в гармонии друг с другом. Ангелы, как правило, дружелюбны. Христос обладает властью над ангелами. У ангелов особые отношения с человеческим сознанием. Люди — мост между земным миром и космическим разумом. Ангелы, по-видимому, сыграли особую роль в происхождении языка. Ангелы вдохновляют пророков, пробуждают воображение и интуицию и потому особенно дружественны творческим людям. Ангелы дивятся нам. Люди своими действиями могут влиять на весь космос, и посредниками им служат ангелы. Их главное занятие — хвала. В отношениях с людьми ангелы выполняют самые разнообразные функции: они вдохновляют, приносят вести, защищают и направляют. Они присутствуют на богослужении. Добрые и злые ангелы влияют на решения, которые мы принимаем. Ангелы не обладают материальным телом, но могут на время принимать телесный облик для того, чтобы вступать в общение с людьми и приходить им на помощь. Они сопровождают людей на пути из земной жизни в последующую.
ВОПРОСЫ НА БУДУЩЕЕ
Такое время, как наше, не может удовлетвориться традиционными религиозными учениями и традиционной ангелологией. Новая космология и новое состояние планеты требуют более творческого подхода со стороны приверженцев религиозных традиций. Поэтому свои размышления об отношениях между ангелами и людьми мы завершаем не изречениями, позаимствованными из сокровищницы вековой премудрости, а вопросами, обращенными к нам из будущего. Как нам постичь сознание планет, звезд и галактик? Как в свете современной космологии и традиционных представлений о небесных умах объясняется свойство самоорганизации, присущее планетам, звездам и галактикам? Имеют ли ангелы отношение к принципу самоорганизации, существующему в микроскопическом мире? Появляются ли на свет, в условиях эволюционирующей и расширяющейся Вселенной, новые виды ангелов? Какая роль отведена ангелам в управлении эволюционными процессами? Эволюционируют ли ангелы? С какой скоростью они перемещаются и сообщаются между собой и с другими созданиями в бескрайних просторах Вселенной? Распространяется ли дурное влияние падших ангелов на разумных обитателей других галактик и планет? Как нам подружиться с добрыми ангелами? Может ли разделяемая всеми религиями вера в ангелов способствовать развитию глубинного экуменизма? Могут ли ангелы оказать людям помощь в преодолении социальных и экологических проблем, несущих угрозу не только нам, но и будущим поколениям? Как нам с помощью ангелов возродить утраченные формы богопочитания, чтобы истинная хвала вдохновляла пророков и праведников? Может ли наше общение с ангелами способствовать единению всего творения? Какова роль ангелов в возвращении священного смысла искусству? Как нам с помощью ангелов вернуть священный смысл мирозданию?
ПРИЛОЖЕНИЕ
Ранние тексты Ветхого Завета редко упоминают об ангелах, потому что израильтяне, распространявшие единобожие среди политеистических народов, особенно заботились о том, чтобы искоренить прежние представления о духах и божественных посланниках. Ветхий Завет называет по имени лишь трех ангелов — Гавриила, Михаила и Рафаила, а книги пророков и вовсе почти никогда не упоминают об ангелах. В книгах, написанных позже, ангелы появляются чаще, особенно в апокалиптических текстах (например, в Книге пророка Даниила), где им отводится важная роль. К тому времени монотеизм столь прочно укрепился в сознании евреев, что им не приходило в голову страшиться ангелов и поклоняться им. Но Израиль испытывал влияние и других традиций — таких, как персидская зороастрийская религия, особо почитавшая духов. В Писании ангелы называются «посланниками», «сынами Божьими», «воинством небесным», «воинством Господним», «святыми». Ангелов очень много в Новом Завете, особенно в рассказах о детстве Иисуса, о призвании Христа, и в Книге Откровения. Ангелы здесь — космические силы: под началом Иисуса они служат на благо людям. Павел упоминает девять чинов ангелов или небесных духов, но, прежде всего, подчеркивает власть Христа над ангелами и всеми духовными существами. С недоверием космическим силам покончено. Вселенная всецело благоволит нам. Злые духи посрамлены силой любви Христовой. В Книге Откровения ангелам отводится несколько ролей. Они славят Бога, посылают откровения пророкам, помогают управлять миром, исполняют божественные повеления и оберегают семь церквей в Азии.
ПРИМЕЧАНИЯ
1 "Angels Among Us". Time.27.12.1993.
2 Summa Theologiae (ST).g.63.
3 Гешель, Авраам Иегошуа (1907-1972) - еврейский религиозный философ, писатель и богослов.
4 Мэтью Фокс. "Чистая радость: Беседы с Фомой Аквинским о духовности Творения" 1992.,стр.161
5 Подробнее см.: Руперт Шелдрейк. «Новая наука жизни: Гипотеза формообразующей причинности» (Rupert Sheldrake. A New Science of Life: The Hypothesis of Formative Causation. Tarcher: Los Angeles, 1982); Руперт Шелдрейк. «Присутствие прошлого: Морфологический резонанс и привычки природы» (Rupert Sheldrake. The Presence of the Past: Morphic Resonance and the Habits of Nature. Times Books: New York, 1988). Обе книги вышли также в издательстве «Park Street Press», Rochester, Vermont, 1995.
6 См.,например: Тимоти Феррис. «Небо сознания: Человеческий разум в контексте космоса» (Timothy Ferris. The Mind's Sky: Human Intelligence in a Cosmic Context. New York: Bantam, 1992).
7 Тимоти Феррис. «Небо сознания: Человеческий разум в контексте космоса» (Timothy Ferris. The Mind's Sky: Human Intelligence in a Cosmic Context. New York: Bantam, 1992, p. 31).
8 Alfred Russel Wallace. The World of Life: A Manifestation of Creative Power,...London.1911.
9 Matthew Fox. The Coming of the Cosmic Christ. San Francisco. 1988.
10 Дионисий Ареопагит. «О небесной иерархии*, глава XIV.
11 Дионисий Ареопагит. «О небесной иерархии*, глава III.
12 Фуллер, Ричард Бакминстер (1895—1983)— американский архитектор, изобретатель, инженер и философ, автор нескольких книг, в т.ч. "Синергетика: исследования геометрии мышления" (1974). — Прим. ред.
13 Кестлер Артур (1905-1983) - английский писатель и философ, автор ряда романов и философских трудов, посвященных научному и художественному творчеству, проблемам религии и биологии. - Прим. ред.
14 Дионисий Ареопагит. «О небесной иерархии», глава IV.
15 Дионисий Ареопагит. «О небесной иерархии», глава VII.
16 Там же, глава XIII
17 Там же, глава VIII.
18 Дионисий Ареопагит. «О небесной иерархии», глава IX.
19 Янч (Jantsch), Эрик — современный австрийский философ, исследователь теории систем, сторонник теории эволюции как неотъемлемого аспекта динамики самоорганизации. Трактует историю природы, общества и человеческого сознания в гуманитарно осмысленных понятиях нелинейной неравновесной термодинамики И. Пригожина. Цитата из книги «Самоорганизующаяся вселенная* (1980; рус. пер. 1999). — Прим. ред.
20 Дионисий Ареопагит. «О небесной иерархии», глава ХШ.
21 Дионисий Ареопагит. «О небесной иерархии», глава XV.
22 Там же, глава XV.
23 Санскр.«Царь танца». — Прим. ред.
24 Дионисий Ареопагит. «О небесной иерархии», глава XII.
25 Дионисий Ареопагит. «О божественных именах», глава VIII--6 Там же, глава XV.
27 Дионисий Ареопагит. «О божественных именах», глава XV.
28 ST,I,q. 63, а. 7.
29 ST,I q. 61, а. 3.
30 ST,I q. 62, а. 9, ad. 2.
31 ST,I q. 58, a3.
32 Цит по: Fox, Sheer Joy, 185.
33 ST,I q. 58, a3.
34 ST,I q. 58, a4.
35 Цит. по: Fox, Sheer Joy, 201.
36 Там же, 21.
37 ST,I q. 50, a1.
38 От греч. soma — «тело». - Прим. ред. ,q. 50, а. 2. ST\,a. 51, а. 1.
39 ST,I q. 50, a2.
40 ST,I q. 51, a1.
41 ST,I q. 50, a4.
42 ST,I q. 51, a2.
43 ST II, q. 172 (цит. по: Fox, Sheer Joy, 407—471)
44 ST, a. 2.
45 ST, ad. 1.
46 ST, ad. 3.
47 Цит. по: Fox, Sheer Joy, 466.
48 Цит. по: Fox, Sheer Joy, 216—217.
49 Швейкарт, Рассел Луис (род.1935) - космонавт США, магистр наук.
50 Цит. по: Fox, Sheer Joy, 161.
51 Quaestiones Quodtibetales (Quod.), 1, 4.
52 SТI, q. 52, а. 2.
53 SТI, q. 52, а. 2.
54 SТI, q. 52, а. 2.
55 SТI q. 60, а. 5.
56 Англ. «fo fall in love» — букв, «упасть в любовь». — Прим. ред.
57 STI, q. 52, а. 3.
58 STI, q. 53, а. 1.
59 STI, q. 53, а. 2.
60 STI, q. 53, а. 2.
61 STI, q. 53, а. 3.
62 Quod. XI, 4.
63 STI, q. 54, а. 4.
64 STI, q. 57, а. 2.
65 STI, q. 57, а. 4.
66 STI, q. 57, а. 3.
67 STI, q. 61, а. 3.
68 STI, q. 62, а. 4.
69 STI, q. 62, а. 1.
70 STI, q. 62, а. 2.
71 STI, q. 62, а. 3.
72 Цит. по: Fox, Sheer Joy, 119.
73 Там же, 515.
74 STI, q. 62, а. 3.
75 STI, q. 62, а. 5.
76 STI, q. 63, а. 2.
77 STI, q.63, а. З.
78 STI, q. 63, а. 6.
79 Мёртон, Томас (1915—1968) — монах-траппист, священник, один из самых известных монахов-писателей XX в., зачинатель межрелигиозного и межкультурного диалога. Автор книг «Семена созерцания», «Человек— не остров», «Одинокие думы», автобиографии «Семиярусная гора» и др. — Прим. ред.
80 Шехтер-Шаломи, Залман — современный еврейский вероучитель и выдающийся деятель межрелигиозного диалога, заслуженный профессор еврейской мистики и психологии религии, основатель «Института духовного старения». — Прим. ред.
81 STI, q. 63, а. 7.
82 57I, q. 63, а. 9.
83 STI, q. 63, а. 7.
84 STI, q. 63, а. 8.
85 STl, q. 64, a. 4.
86 Хильдегарда Бингенская, Liber Vitae Meritorurn (Pitra, 1882), 24.
87 Хильдегарда Бингенская, Wisse die Wege Scivias III, 4.
88 Хильдегарда Бингенская, J. P. Migne, ed. Patrologia Latina (PL) (Paris: Migne, 1844—1891), 197, 229 С
89 PL 197, 262D.
90 PL 197, 889А.
91 PL 197, 917В.
92 Liber Vitae Meritorum, 444.
93 PL 197,917В
94 PL 197,746С.
95 Liber Vitae Meritorum, 157.
96 PL 197,442A.
97 Liber Vitae Meritorum, 352.
98 Liber Vitae Meritorum, 217.
99 Liber Vitae Meritorum, 75.
100 РА 197, 960D-961A.
101 PL 197,812В.
102 PL 197, 812В.
103 PL 197,812В.
104 PL 197, 170А.
105 Liber Vitae Meritorum, 361.
106 Scivias III, 1.
107 PL 197, 747С.
108 Scivias II, 2.
109 Scivias III, 1.
110 PL 197, 272D.
111 PL 197, 945С.
112 PL 197.865D.
113 PL 197, 1061С.
114 PL 197, 236С
115 PL 197, 1041С.
116 PL 197, 1045А.
117 Хильдегарда Бингенская, Causae et Curae (Leipzig: P. Kaiser, 1903), 26, 53. 118 Scivias I, 1.
118 Scivias I, 1.
119 PL 197, 898В.
120 PL 197, 898D.
121 PL 197, 1043А.
122 PL 197, 1043С.
123 Scivias II, 1.
124 Цит. по: Фокс М. «Прорыв». (Matthew Fox. Breakthrou Meister Eckhart's Creation Spirituality in New Translation York: Doubleday, 1980,77).
125 PL 197, 946В.
126 Scivias I, 4.
127 Scivlas II, 6.
128 Liber Vitae Meritorum, 320.
Из коллекции сайта «РазныеРазности»
|