КАТЕГОРИИ:
АстрономияБиологияГеографияДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Есептеулер жүріп жатқан ұяшық.Мне представляется, что сегодня, когда человечество вплотную подошло к экологической катастрофе, когда предельно ясны все страшные последствия утопических претензий на тотальное управление социальными процессами, судьба гуманистического идеала связана с отказом от идеи овладения, подавления и господства. Новому пониманию отношений природы и человечества соответствует не идеал антропоцентризма, а развиваемая рядом современных мыслителей, в частности, известным нашим ученым Н. Н. Моисеевым идея коэволюции, совместной эволюции природы и человечества, что может быть истолковано как отношение равноправных партнеров, если угодно, собеседников в незапрограммированном диалоге... Это может и должно быть понято в более широком плане. Свобода как неотъемлемая характеристика гуманистического идеала мыслится не как овладение и контроль, а как установление" равноправно-партнерских отношений с тем, что находится вне человека: с природными процессами, с другим человеком, с ценностями иной культуры, с социальными процессами, даже с нерефлексируемыми и «непрозрачными» процессами моей собственной психики. В этом случае свобода понимается не как выражение проективно-конструктивного отношения к миру, не как создание такого предметного мира, который контролируется и управляется, а как такое отношение, когда я принимаю другого, а другой принимает меня. (Важно подчеркнуть, что принятие не означает простого довольствования тем, что есть, а предполагает взаимодействие и взаимоизменение.) При этом речь идет ... о свободном принятии, основанном на понимании в результате коммуникации. В этом случае мы имеем дело с особого рода деятельностью. Это не деятельность по созданию предмета, в котором человек пытается запечатлеть и выразить самого себя, т. е. такого предмета, который как бы принадлежит субъекту. Это взаимная деятельность, взаимодействие свободно участвующих в процессе равноправных партнеров, каждый из которых считается с другим и в результате которой оба они изменяются. (В. А. Лекторский) С1. Какие две реалии современного общества требуют, по мнению автора, нового понимания гуманистического идеала? В чем он видит сущность этого нового понимания? Реалии: человечество вплотную подошло к экологической катастрофе предельно ясны все страшные последствия утопических претензий на тотальное управление социальными процессами Сущность: идея коэволюции, совместной эволюции природы и человечества, что может быть истолковано как отношение равноправных партнеров, если угодно, собеседников в незапрограммированном диалоге
С2. Приведите любые две фразы, в которых отражается ав 1. Свобода как неотъемлемая характеристика гуманистического идеала мыслится не как овладение и контроль, а как установление" равноправно-партнерских отношений с тем, что находится вне человека: с природными процессами, с другим человеком, с ценностями иной культуры, с социальными процессами, даже с нерефлексируемыми и «непрозрачными» процессами моей собственной психики. 2. как такое отношение, когда я принимаю другого, а другой принимает меня. 3. свободном принятии, основанном на понимании в результате коммуникации СЗ. Объясните, почему гуманистическому идеалу на современном этапе перестал соответствовать антропоцентризм (идея овладения и господства). Приведите три объяснения с опорой на обществоведческие знания и факты общественной жизни. 3. Установка господства над природой привела к необратимым изменениям внешней среды 4. Необратимые изменения внешне среды негативно воздействуют на здоровье человека и функционирование общества 5. Существенно сократилось количество ресурсов, которые может использовать для своего развития стремительно растущее в численном отношении человечество 6. Установка господства распространилась на отношение человека к себе подобным, общественным интересам С4. Автор пишет о необходимости «установления равноправно-партнерских отношений с тем, что находится вне человека». Опираясь на содержание текста и знания обществоведческого курса, предположите, в чем могут состоять эти отношения с любыми тремя из названных автором партнеров. (Сначала назовите партнера, с которым устанавливаются партнерские отношения, а потом выскажите предположение.) 1. О.природными процессами: использование природо-сберегающих, ресурсосберегающих технологий, ограничение потребления 2. О. с другими человеком: признание безусловной ценности личности другого человека, его свободы 3. О к ценностям иной культуры: толерантное отношение к культуре и ее носителям 4. О. с соц.процессами: отказ от установки личного или группового эгоизма, потребительства, стремление к социальному миру. 5. О. К психике: внимательное отношение к собственному псих.состоянию, максимальное использование возможностей
Сб. Проиллюстрируйте тремя примерами взаимосвязь проблем, связанных с увеличением разрыва между развитыми странами и странами «третьего мира», с проблемой предотвращения новой мировой войны 1. Значительное количество локальных вооруженных конфликтов приходится на страны 3 мира, некоторые располагают ядерным оружием 2. Проблема сырья и энергоресурсов - более развитые страны либо провоцируют, либо участвуют в войнах 3. Бедность отдельных районов провоцирует появлению радикальных идеологий - терроризм
Рост население в развивающих странах со всей остротой поставил продовольственную проблему Для ее решения используется экстенсивный путь развития сельского хозяйства – освоение все новых земель. Это ведет к вырубке тропических лесов на больших площадях. Интенсивный путь развития сельскохозяйственного производства, связанный с использованием современной техники, часто недоступен этим государствам в силу их экономической отсталости. Взаимосвязь каких глобальных проблем здесь отслеживается? Укажите три проблемы. Демографическая, экологическая, Север_ЮГ
Сб. Проиллюстрируйте тремя примерами взаимосвязь глобальных проблем
План «Глобальные проблемы человечества» 1) Понятие глобальных проблем 2) Причины возникновения глобальных проблем 3) Классификация 4) Основные направления решения глобальных проблем
Назовите две причины возникновения глобальных проблем современности.
Верны ли суждения? А. Ценности личной свободы, индивидуальной ответственности, инициативы являются характерной чертой духовной жизни традиционного общества Б. В индустриальном обществе коллективистские ценности безусловно преобладают над ценностями свободы личности 1) верно только А 3) верны оба суждения 2) верно только Б 4) оба суждения неверны
При переходе от традиционного общества к индустриальному 1) Личность стала подчиняться общине 2) Выросла социальная мобильность 3) Возросла роль обычае в регулировании общественных отношений 4) Усилилось внеэкономическое принуждение к труду
Установить соответствие
Какой смысл вкладывают обществоведы в понятие «революция»? Составьте два предложения.
Верны ли суждения? А. Регресс – это глобальный процесс, характеризующий движение человеческого общества на всем протяжении исторического времени Б. Регресс – попятное движение общества, отступление от завоеванных позиций, возвращение к предшествующему уровню 1. верно только А 3. верны оба суждения 2. верно только Б 4. оба суждения неверны Верны ли суждения? А. По мере совершенствования орудий труда общество оказывает усиливающееся воздействие на природу. Б. Общество может обойтись 3. верно только А 3. верны оба суждения 4. верно только Б 4. оба суждения неверны
Есептеулер жүріп жатқан ұяшық.
|