Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АстрономияБиологияГеографияДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника


Источники из других стран Древнего Во­стока.




Произведения античных авторов.Ан­тичные авторы оставили яркие описания природы Месопотамии, особенностей ее климата, обычаев населения, религиозных верований, достижений культуры, а также исторических преданий. Самые подробные сведения содержатся в труде греческого историка Геродота.

Первое науч­ное путешествие в Месопотамию и Персию было предпринято в XVIII в. датским уче­ным К. Нибуром, который привез в Европу копии клинообразных надписей из дворца в Персеполе.

Дешифровка. Г.-Ф. Гротефенд, Г. Раулинсон, Ж. Оп-перт, Э. Хинкс, Ф. Делич.

Успехи в дешифровке клинописи обес­печили признание новой отрасли исследо­ваний, которая получила название ассириологии. В настоящее время так называется комплекс наук, изучающих язык, историю и культуру народов, населяв­ших в древности ряд районов Ближнего Востока и писавших клинописью. Позднее из ассириологии выделились шумерология, эламитология, урартология, хетгология.

Дешифровка шумерской письменнос­ти — первоосновы клинописи — ввиду больших трудностей и постепенного накоп­ления материала была осуществлена много позже, в первой половине XX в. усилиями таких ученых, как Ф. Тюро-Данжен, А. Пебель, А. Даймель, А. Фалькенштейн и др. Они же являются создателями грамматик, учебников и словарей шумерского языка. В настоящее время в Пенсильванском уни­верситете ведется работа по изданию ново­го, восемнадцатитомного словаря шумерс­кого языка. К 1992 г. вышло два тома. Пиктография, ранняя стадия развития шу­мерской письменности, еще находится в процессе дешифровки.

Археологическое изучение.Археологи­ческие раскопки в Месопотамии начались в середине XIX в. и осуществлялись вначале не специалистами-археологами, а энтузи­астами, увлеченными поиском древних па­мятников. Первые открытия древних городов Ме­сопотамии были сделаны в ее северной части, где некогда находилась Ассирия. В 1842 г. французский дипломат Э.П. Ботта начал раскопки холма Куюнджик, который местные предания связывали с блестящей столицей Ассирии — Ниневией. Однако более чем скромные находки вскоре заста­вили его прекратить раскопки этого холма и начать работу у деревни Хорсабад, где в 1843 г. были обнаружены руины резиденции ассирийского царя Саргона II — города Дур-Шаррукина. Найденные Ботта памят­ники положили начало ассирийской кол­лекции Луврского музея во Франции.

В 1845—1847 гг. английский дипломат Г.А. Лэйярд, хорошо знавший восточные языки и много путешествовавший по Ближ­нему Востоку, предпринял раскопки холма Нимруд, под которым им были открыты руины ассирийского города Кальху с цар­скими дворцами, грандиозными скульпту­рами человеко-быков и человеко-львов, художественными рельефами и т. д. В 1847 г. им было сделано еще одно поразительное открытие. Обратившись к раскопкам бес­перспективного, с точки зрения Ботта, хол­ма Куюнджик, Лэйярд открыл руины Ниневии, в том числе дворец царя Синах-хериба (VII в. до н. э.) с библиотекой его внука Ашшурбанапала, полной «глиняных книг». Находки Лэйярда легли в основу древневосточной коллекции Британского музея в Лондоне.

Вторая половина XIX—начало XX в. составляют новый этап в развитии археоло­гических исследований в Месопотамии, ха­рактеризующийся систематическими рас­копками основных древних городов долины Тигра и Евфрата.

Ценные открытия были сделаны сотрудником Лэйярда—X. Рассамом, кото­рый, продолжая изыскания на холме Куюн-джик, обнаружил дворец ассирийского царя Ашшурбанапала с великолепными рельефа­ми, изображающими охотничьи и военные сцены, и обширной царской библиотекой. Близ холма Нимруд, в местечке Балават, он открыл ассирийские памятники IX в. до н. э., в том числе бронзовые плиты —об­шивку так называемых Балаватских ворот с изображением сцен военных походов и при­несения дани. Рассам обнаружил развалины древнего города Сиппара с храмом бога Солнца Шамаша, архивом деловых доку­ментов, школой с «учебными пособиями» и др. Он разыскивал также письменные доку­менты Древней Месопотамии в самых раз­личных ее уголках. Одной из интересней­ших оказалась находка летописи Ашшурба­напала на глиняном цилиндре, получившем в науке наименование «Цилиндр Рассама».

Английскими экспедициями второй половины прошлого века были открыты древние шумерские города Урук, Ур, Ларса, Эреду.

К числу выдающихся достижений кон­ца XIX в. нужно отнести раскопки француз­скими археологами во главе с Э. де Сар-зеком шумерского города Лагаша, где были обнаружены многочисленные статуи его правителей, особенно Гудеа, серебряные и алебастровые вазы, «Стела коршунов», уве­ковечившая победу Лагаша над соседним городом Уммой, надписи правителя Уруи-нимгины, запечатлевшие его реформы (XXIV в. до н. э.), огромный архив хозяйст­венных храмовых документов. Не менее важным было открытие американской экс­педицией города Ниппура, просущество­вавшего 3000 лет. Находки поражали своей грандиозностью: остатки храма общешу­мерского бога Энлиля, храмовая библиоте­ка с более чем 60 000 глиняных табличек, храмовые хозяйственные постройки, дво­рец, школа, рынок, лавки, жилые дома и др.

Открытия XIX в. были поистине сенса­ционными, поражавшими европейскую на­учную общественность все новыми и новыми интереснейшими памятниками ве­ликой и древней месопотамской цивилиза­ции. Но нельзя не отметить, что велись они на полудилетантском уровне, археологами-любителями. Строго научных методов в ар­хеологии еще не было выработано. В погоне за произведениями искусства, броскими и ценными вещами разрушались слои, унич­тожались менее ценные на первый взгляд памятники (жилые постройки, керамика, предметы быта), отсутствовала фиксация находок, не всегда делались зарисовки и чертежи.

Начало XX в. ознаменовалось поистине эпохальными открытиями, к тому же вы­полненными уже не на любительском, а на научном уровне.

Немецкая археологическая экспедиция под руководством Р. Кольдевея раскопала группу холмов, располагавшихся в 90 км к югу от Багдада. Был открыт древний Вави­лон — на протяжении нескольких ты­сячелетий важнейший экономический, политический и культурно-религиозный центр Месопотамии. В ходе раскопок, про­должавшихся с 1899 по 1917 г., были обна­ружены крепостные стены города с баш­нями, дворец одного из самых знаменитых царей — Навуходоносора II (VII—VI вв. до н. э.), улица религиозных процессий, остат­ки храма верховного вавилонского бога Мардука и гигантского зиккурата и др. Многие из найденных памятников состави­ли блестящую коллекцию Берлинского му­зея.

Интересные открытия были сделаны и другими немецкими археологами в Месо­потамии. В. Андре в 1903—1914 гг. раскопал древнейшую столицу Ассирии — город Ашшур, где были обнаружены руины цар­ских дворцов, храмов, в том числе храм верховного ассирийского бога Ашшура, царские склепы, жилые городские дома и улицы. Немецкие археологи (среди них Р. Кольдевей и В. Андре) вели также рас­копки в современной деревушке Фара, где были найдены остатки шумерского города Шуруппака, библиотека с древнейшими хо­зяйственными текстами; в Борсиппе — пригороде Вавилона—были открыты ос­татки 49-метрового зиккурата; обнаружен также шумерский город Умма.

Первая мировая война на время прерва­ла раскопки в Двуречье. Новое оживление археологических работ наступило в 20—30-е годы XX в.

В 1933—1939 гг. французскими архео­логами под руководством А. Парро был раскопан древний город Мари. В результате этих работ открыт грандиозный дворец на­чала II тысячелетия до н. э., построенный царем Мари Зимрилимом, с архивом более чем 20 000 табличек хозяйственных и дип­ломатических документов. Раскопки оказа­лись настолько удачными, что, прерванные Второй мировой войной, они возобнови­лись и продолжались до середины 70-х го­дов. Были открыты остатки еще трех дворцов (IV и III тысячелетий до н. э.), храм богини плодородия Иштар, погребения, но­вые глиняные таблички.

В 1922—1934 гг. английская археологи­ческая экспедиция под руководством Л. Вулли вела систематические раскопки древнего Ура. Были открыты памятники, позволяю­щие восстановить историю города начиная с IV тысячелетия до н. э. и кончая IV в. до н. э.: храмы бога луны Наннара и его суп­руги, богини Нингаль; зиккурат конца III тысячелетия до н. э., построенный царем Ур-Намму; царские гробницы раннедина-стического периода; школы, мастерские, рынок, гавань, трактир, жилые кварталы, храмовые, государственные и частные архи­вы.

Производились раскопки и на террито­рии окраинных государств Месопотамии. В 1925—1930 гг. американские археологи во время раскопок в Аррапхе под тремя хол­мами обнаружили цитадель, дворцовые, храмовые, хозяйственные и жилые построй­ки и крупные архивы II тысячелетия до н. э. В 1930—1936 гг. американскими учеными была открыта древняя Эшнуна — центр не­большого месопотамского царства в бассей­не реки Диялы.

Для археологического изучения Месо­потамии после Второй мировой войны ха­рактерны следующие черты.

Во-первых, наряду с европейскими и американскими исследователями в археоло­гические работы включились иракские уче­ные. Вторая характерная черта археологиче­ского изучения Месопотамии в 50—80-е годы — повторное обращение к памятни­кам, раскапывавшимся в XIX — начале XX в., но уже во всеоружии новых научных мето­дов. Третья черта периода — это обращение археологов к древнейшим эпохам Месопо­тамии, к ее доистории.

Так от дворцов поздней Ассирии до пещер палеолита шло археологическое изу­чение прошлого этой страны. Первоначаль­ный дилетантизм сменялся выработкой подлинно научной методики. Археология от поиска сенсационных вещей перешла к ре­шению важнейших проблем, освещению целых этапов в истории Месопотамии.

Основные направления работы зарубеж­ных исследователей.Становление ассирио­логии как науки представляло собой сложный процесс

Развитие ассириологии стимулирова­лось прежде всего изданием того огромного материала, который уже дали и продолжают давать археологические раскопки. Одним из первых энтузиастов этого был дешифровщик клинописи Г. Раулинсон. По праву вошло в историю имя гравера Британского музея Дж. Смита, самостоятельно изучив­шего клинопись и ставшего выдающимся ученым. Огром­ную работу по публикации, переводу и изучению шумерских документов из музеев США, Турции, Ирака и ряда других му­зеев мира, в том числе из Государствен­ного музея изобразительных искусств им. А.С. Пушкина, в течение нескольких десятилетии осуществлял американский шумеролог С. Крамер. Однако большая часть клинописных документов еще не из­дана, что создает проблему известной пред­варительности научных выводов.

Уже с конца XIX в. создаются общие труды по истории Месопотамии, среди ко­торых выделяются исследования немецких историков К. Бецольда и Б. Майснера, аме­риканских ученых А. Олмстэда, А.Л. Оппен-хейма и др.

Активно изучаются вопросы политиче­ской истории и государственного устройст­ва. Важным направлением в зарубежной науке является изучение права Древней Ме­сопотамии, что закономерно, ибо ни одна другая древневосточная страна не дала столько юридических памятников. Особен­но много трудов посвящено анализу зако­нов вавилонского царя Хаммурапи. Наибольшее внимание зарубежные уче­ные уделяют вопросам культуры и религии Древней Месопотамии. Значительное внимание уделяется в за­рубежной науке проблемам этногенеза на территории Месопотамии, происхождению шумеров, их взаимоотношениям с семито­язычными народами.

Гораздо меньше внимания зарубежная наука уделяла проблемам экономики и со­циальных отношений.

Что касается развития ассириологических «школ» по странам, то первоначально ассириология обосновалась в Англии и во Франции. С конца XIX — начала XX в. центр ее переместился в Германию. С установлени­ем там фашистской диктатуры многие ученые-ассириологи из Германии и стран Европы уехали в США, где сейчас работают всемирно известные ассириологические уч­реждения. В США значительным авторитетом пользу­ются европейские «школы» ассириологии - Франции, Италии, Бельгии, Голландии, Германии, а также восточные—Турции, Ирака и Израиля. Выдающиеся традиции имеет ассириологическая школа Чехии, ос­нованная Б. Грозным. Известностью пользуются труды польских и венгерских ассириологов.

Изучение истории Месопотамии в оте­чественной науке.Основателем русской «школы» ассириологии по праву считают М.В. Никольского. Существенный вклад в создание отече­ственной ассириологии внесли такие уче­ные, как Б.А. Тураев, уделивший зна­чительное внимание культуре и истории Месопотамии в своем большом труде «Ис­тория Древнего Востока», и В.К. Шилейко, давший блестящие переводы литературных, мифологических и исторических произве­дений Древней Месопотамии.

Традиции русской науки начала XX в. легли в основу зарождавшейся после Октяб­рьской революции советской ассириоло­гии, которая развивалась на базе мето­дологии исторического материализма. В 20—50-е годы много сделали для ее развития академики В.В. Струве и А.И. Тюменев.

Постепенно создавалась школа отечест­венных исследователей-ассириологов. Сре­ди них видное место занимает И.М. Дья­конов, в центре исследований которого сто­ит социально-экономическая история Древней Месопотамии.

Отечественная ассириология 70—90-х годов разрабатывает многие научные про­блемы. Среди них ведущее место занимает проблема социально-экономических отно­шений в Месопотамии. Она нашла свое развитие в трудах М.А. Дандамаева.

Наши ученые включились и в археоло­гическое изучение памятников Древней Месопотамии и с 1969 г. ведут раскопки в Ираке, на северо-западе страны, где ими исследованы раннеземледельческие поселе­ния VIII—IV тысячелетий до н. э. Опубли­кованы материалы раскопок и результаты их изучения (P.M. Мунчаев, Н.Я. Мерперт и др.).

Достижения отечественной ассириоло­гии обобщены в многотомном академиче­ском труде «История Древнего Востока».

 


Поделиться:

Дата добавления: 2015-01-05; просмотров: 161; Мы поможем в написании вашей работы!; Нарушение авторских прав





lektsii.com - Лекции.Ком - 2014-2024 год. (0.006 сек.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав
Главная страница Случайная страница Контакты