Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АстрономияБиологияГеографияДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника


Шумер. Особенности историко-культурного развития. Реформы Уруи Мингины.




В Y - IY тыс.до н.э. в Южной Месопотамии появился народ шумеров с именем которых связано создание первой цивилизации, возможно самой древней из известных науке. В середине IY тыс.до н.э. здесь появились первые города - государства. Одним из древнейших городов стал Урук, население которого поклонялось богу неба Ану. Храм Ана был хозяйственным и общественным центром Урука. Жрецы храма во главе с верховным жрецом осуществляли управление общиной города и ее хозяйством. Ирригационная система поддерживалась в рабочем состоянии всем населением во главе с жрецами. Храм был центром ремесел. В его кладовых содержался резервный фонд зерна, составлявший общественное достояние общины. Для учета продукции произведенной земледельцами и ремесленниками и поступившей на хранение в храмовые кладовые велась строгая отчетность на глиняных табличках с помощью клинописных знаков. Это были древнейшие письменные документы.

Плодородные орошаемые поля Месопотамии позволяли собирать хорошие урожаи. На этой основе происходил рост населения, расширение освоенных земель, развитие ирригационной системы, совершенствование трудовых навыков населения и подъем культуры шумеров. Избыток зерна, получаемого в стране шумеров, позволил выменивать зерно на предметы, которых в Месопотамии недоставало: металлы, камень, строительный лес, а также предметы роскоши.

Усложнялась структура управления городской общиной и ее хозяйственная жизнь. Храмовое хозяйство постепенно отделялось от общинного, а жреческая администрация отделяется от коллектива общинников и превращается во власть, стоящую над обществом. Верховный жрец превращается в правителя - энси. Власть его из выборной становится наследственной и освященной покровительством бога. Так городская община превращается в государство.

Такую же эволюцию пережили и другие города: Ур, Лагаш, Киш, Ларса и т.д. Между городами началась борьба за гегемонию над всем Шумером (именно так стала называться Южная Месопотамия с III тыс.до н.э.).

Первый этап (28 – 27 вв. до н. э.) Сначала успех в этой борьбе был на стороне города Киша, правители которого первыми приняли титул лугаля, более высокий чем титул энси. Второй раннединастический этап (27 – 26 вв. до н. э.) Потом первенство перешло к Уруку, где правителем был знаменитый Гильгамеш, ставший героем эпоса «О всё видавшем». Третий этап раннединастического периода (25 – 24 вв. до н. э.) Выдвинулся Ур, где правила 1 династия (выдвижение жён правителей в качестве верховных жриц). Еще позже возвысился Лагаш, где с XXVI в. до н. э. начала править династия, основанная Ур-Нанше. Он отстроил Лагаш и его храмы, соорудил ряд каналов и плотин, покрови­тельствовал торговле. Наивысшего могуще­ства Лагаш достиг при его внуке Эанатуме, который подчинил почти весь Шумер, включая такие крупные города, как Умма, Киш, Урук, Ларса, и одержал победу над соседним Эламом. Особенно тяжелой для Эанатума была война с Уммой, опиравшей­ся на Киш. Победа Лагаша в этой войне была увековечена на знаменитой «Стеле коршунов», где изображено шествие лагашского войска в боевом строю во главе с правителем и трупы поверженных врагов, терзаемые коршунами; победная надпись извещала об истреблении 3600 неприятель­ских воинов. В Умме был найден документ, фиксирующий условия мира и границы между двумя воюющими государствами,— древнейший международный договор'.

В XXIV в. до н. э. в государстве возрастает власть «энси», который становится и верховным жрецом главного бога Лагаша Нингирсу. Подобный процесс слияния дол­жностей не только усилил власть правителя, но и отдал в его распоряжение богатое храмовое хозяйство. На жречество были возложены натуральные и денежные нало­ги, а оно, в свою очередь, усилило нажим на общинников и ремесленников, подняв плату за выполнение различных религиоз­ных церемоний и ритуалов. Государство, также увеличило налоги и повинности тру­дового населения, поставив под контроль его деятельность и доходы. Экономический гнет дополнялся произволом служителей правителя, а также отменой старых обычаев.

В Лагаше создалась крайне напряжен­ная обстановка — произошел государст­венный переворот, в ходе которого был низложен «энси» Лугальанда и к власти пришел его родственник Уруинимгина. По всей вероятности он был ставленником жречества и родовой знати, недовольной наступлением правителя, поддерживаемого служилой, зависевшей от него знатью, на их права.

За период своего 6-летнего правления (2318—2312 гг. до н. э.) Уруинимгина про­вел реформы, удовлетворившие те социаль­ные слои, которые поставили его у власти. Были отменены взносы с высшего жрече­ского персонала, увеличено натуральное до­вольствие и гарантированы права зависи­мых храмовых работников, храмовому хо­зяйству возвращена самостоятельность. Некоторые уступки были сделаны трудовым слоям населения: уменьшена плата за со­вершение религиозных обрядов, отменены некоторые налоги с ремесленников, умень­шена ирригационная повинность для раз­личных категорий населения. Возможно, были приняты меры против долгового зака­баления и распродажи общинной земли. Реформы Уруинимгины были записаны, что было одной из первых письменных фик­саций правовых норм.

Правление Уруинимгины, принявшего титул »лугаль», было временем не только значительных внутренних перемен, но и внешнеполитического подъема Лагаша.

Но одновременно усиливалась и Умма — давний и сильный противник Лагаша, ко­торая в правление Лугальзагеси обрела власть почти над всем Шумером. Социаль­ные противоречия в Лагаше способствовали дальнейшим успехам Лугальзагеси: поход уммийцев привел к разорению Лагаша, его храмов и поселений, о чем с печалью гово­рится в литературном произведении «Плач об Уруинимгине». Лагаш был поставлен в зависимость от нового политического объ­единения Шумера, нанесшего поражение даже Кишу. В результате Лугальзагеси уда­лось на четверть века создать объединение шумерских городов-государств со столицей, видимо, в Уруке, представлявшее собой, однако, рыхлое политическое образование, вскоре рухнувшее под натиском более силь­ного и централизованного государства — Аккада, возникшего к северу от Шумера.

В середине III тыс.до н.э. Месопотамия стала заселяться многочисленными семитскими племенами, приходившими из обширных соседних степей. На севере Шумера возник семитский город Аккад (так стали позднее называть часть Северной Месопотамии), правитель которого Саргон объединил под своей властью Шумер и Аккад, а затем совершил победоносные походы и на территорию соседних стран. Так возникло первое централизованное государство в Месопотамии.

 


Поделиться:

Дата добавления: 2015-01-05; просмотров: 208; Мы поможем в написании вашей работы!; Нарушение авторских прав





lektsii.com - Лекции.Ком - 2014-2024 год. (0.006 сек.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав
Главная страница Случайная страница Контакты