Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника



Аккадское царство. Саргон и его реформы.




Читайте также:
  1. Боспорское царство. Государственное устройство и социально-экономическая жизнь. Восстание Савмака
  2. В. Местные реформы.
  3. Военная Ассирийская держава. Реформы. Тиглатпаласара III. Саргон II. Ассархадон. Ашурбанипал. Падение Ассирии.
  4. Глава 14. Подготовка отмены крепостного права. «Положения 19 февраля 1861 г.». Последствия крестьянской реформы. Земская, судебная и военная реформы
  5. Д. Судебная и военная реформы. Значение и претворение в жизнь либеральных реформ 60-70-х годов XIX в.
  6. Древневавилонское царство. Деятельность Хаммурапи. Касситский период в истории Месопотамии.
  7. Древнее Царство.
  8. Древний Египет. Географическое положение и его особенности. Древнейшее население. Становление государства. Раннее царство.
  9. Ново-вавилонское царство. Образование государства. Особенности социального и экономического развития. Деятельность Набопаласара и Навуходоносора II.

Основателем Аккадского царства стал Саргон (Шаррум-кен), имя которого пере­водится как «царь истинен». Предполагают, что он был человеком не царского и даже не аристократического происхождения. Он не называет имени своего отца, а легенды, окружавшие его имя, и более поздние до­кументы называют Саргона то садовником, то приемным сыном водоноса, то слугой правителя Киша. Властью Саргон овладел, вероятно, в результате дворцового перево­рота, воспользовавшись разгромом кишского правителя в войне с Лугальзагеси.

Подчинив Киш, Упи-Акшак и другие северные города, новый царь принял все высшие титулы: «лугаль Киша», «лугаль Страны», а также «лугаль Аккада» — новой столицы, которую он построил между Тиг­ром и Евфратом и которая дала имя всему государству.

Следующим этапом завоевательной по­литики Саргона была война с Лугальзагеси и его союзниками, завершившаяся его по­бедой над 50 правителями. Однако и после этого некоторые крупные шумерские города (Ур, Умма, Лагаш) продолжали противосто­ять аккадскому завоевателю, и лишь после 34 битв Саргон смог омыть свое победонос­ное оружие в водах Персидского залива.

С покорением Шумера аккадцы пред­приняли ряд успешных походов в северо­западном направлении: Мари, Эбла и другие территории были покорены вплоть до «Кедрового леса» и «Серебряных гор», т. е. до горных хребтов Амана и Тавра. А в конце правления Саргона под власть Аккада попала и страна Субарту (Северная Месо­потамия). Совершались набеги за восточ­ные пределы долины Тигра и Евфрата — в Элам.

Итогом 55-летнего правления Саргона (2316—2261 гг. до н. э.) было объединение под властью одного правителя всей Месо­потамии и создание крупнейшей по тем временам в Передней Азии державы с цен­тром в Аккаде. Образование единого цент­рализованного государства имело серьезные последствия для экономики, и прежде всего для главной отрасли хозяйства—земледе­лия. Создание крупной ирригационной се­ти в масштабах всей Южной и Средней Месопотамии, строительство дорог и гава­ней, введение общегосударственной систе­мы мер и весов, военная реформа (постоянная армия 5400-5500) привели к развитию в государстве товарно-денежных отношений, морской, речной и сухопутной торговли (с островами и побережьями Персидского за­лива, Индией, кочевниками западных сте­пей и горцами Элама).



Утверждение единовластия царя-деспо­та проходило в борьбе с родовой аристок­ратией, опиравшейся на советы старейшин. С другой стороны, формировалась социаль­ная опора царской власти — служилая знать, чиновничество, частично жречество. Храмовое хозяйство во времена Саргонидов переходит в руки правителя, жречеству да­ются дополнительные льготы и материаль­ные блага, особое внимание уделяется традиционным культам в Уре и Ниппуре. В свою очередь, жрецы прославляют царя, создают благоприятную легендарную тради­цию, объясняющую его возвышение покро­вительством богини Иштар. Опорой царя становится и новая служилая знать, состав­ляющая царскую бюрократию. Ее предста­вители (чиновники, писцы) ставятся во главе некоторых городов Месопотамии, за­меняя прежних наследственных «энси». Об­щина переживает процесс имущественного расслоения. Наряду с зажиточными общин­никами, занявшими видные посты в мест­ном самоуправлении, появляются неи­мущие и безземельные, уделом которых ста­новится работа по найму. Если в начале завоеваний Саргон опирался на ополчение общинников, что увеличивало их политиче­скую роль, обогащало за счет добычи, то в дальнейшем он создает постоянное войско, давая воинам за службу земельные наделы из фонда царской земли. В ходе войн за счет пленных возросло количество рабов в цар­ском, храмовом и частновладельческих хо­зяйствах.



Итогом политического развития Аккада в XXIV—XXIII вв. до н. э. явилось возник­новение деспотии, представленной могуще­ственной властью царя («шаррум»). Однако созданная Саргоном держава и сама деспо­тическая власть столкнулись с рядом затруд­нений. Уже в конце его царствования началось брожение среди «старейшин» (ро­довой аристократии), вспыхнул мятеж в войске (видимо, в ополчении общинников), отпали некоторые области (Субарту) и го­рода (Вавилон и др.).

Преемник Саргона — Римуш предпри­нял решительные меры, направленные на уничтожение сепратизма родовой аристок­ратии Шумера. Были организованы три по­хода против мятежных правителей городов, сопровождавшиеся жестокими битвами и расправами. Особенно важным был третий поход против сильной коалиции городов — Уммы, Адаба, Лагаша. Их «энси» были уби­ты или пленены, перебито только в Умме и Дере около 13 000 человек.

При таком размахе карательных опера­ций и шаткости внутриполитического по­ложения организовать военные походы в чужеземные страны было затруднительно, к тому же некоторые из них (например, Эбла) резко усилились, и Римуш ограничился лишь двумя походами на Элам.

Во внутренней политике Римуш, как и Саргон, пытался заручиться поддержкой жречества, принося обильные дары храмам Ниппура, Лагаша, Ура. Но противоборству­ющая сторона оказалась сильнее, и вслед­ствие заговора царь погиб от руки приближенных, убивших его каменными печатями. Брату Римуша — Маништушу также пришлось подавить ряд восстаний.



 

Наряду с этим он совершил два похода в Элам. Один из походов был предпринят по морю к восточному побережью Персидско­го залива.

В целях укрепления царской власти Маништушу вводит налоги с храмового хозяй­ства, расширяет царский земельный фонд, скупая общинные земли, что закладывает основы системы царских хозяйств. В то же время он ищет у жрецов поддержки, увели­чивая размер наделов и количество рабов у храмового персонала, принося храмам бо­гатые дары, освобождая некоторых из них от налоговой повинности.

После насильственной смерти и этого царя в Аккаде воцаряется знаменитый Нарам-Суэн (2236—2200 гг. до н. э.). Подавив очередную вспышку недовольства внутри государства, Нарам-Суэн принимает меры, которые укрепляют его деспотическую власть. Вместо прежних наследственных «энси» из числа аристократии он сажает в ряде городов своих сыновей, представите­лей царской бюрократии, и низводит «энси» до положения чиновников. Опора на жре­чество становится ведущей линией его внут­ренней политики. Он и его сыновья-на­местники возводят храмы, члены царской семьи входят в состав храмового персонала, жрецам даются многочисленные льготы. В ответ жречество соглашается признать На-рам-Суэна «богом Аккада», детерминатив божества ставится перед именем царя.

Внешняя политика Нарам-Суэна отли­чается большой активностью. Имея в виду, в частности, развитие торговли, он пред­принимает морские экспедиции в дальние страны — в Маган (Восточная Аравия) и к рубежам Мелуххи (Северо-Западная Ин­дия), откуда в Месопотамию везут диорит, порфир, стеатит, лес, золотой песок и др. Наряду с этим он организует успешные походы на северо-запад, где наносит реша­ющий удар царству Эбла, на север — в Субарту и верховья Тигра, на восток — в Элам и страны побережья Персидского залива, в горы Загрос — против племени луллубеев. Его победы зафиксированы в многочислен­ных надписях, найденных в верховьях Тигра и в Сузах. На сузской «Стеле Нарам-Суэна», являющейся выдающимся произведением искусства, запечатлен триумф царя в войне с луллубеями. Титул «царь четырех стран света» торжественно увенчал внешнеполи­тические успехи аккадского царя.

Однако последние годы правления На­рам-Суэна были омрачены конфликтами с частью жречества, недовольной введением царского культа, а также голодом, охватив­шим страну, разрушением ирригационной сети, которые, вероятно, были следствием вторжения в Месопотамию горных племен кутиев (гутиев).

Некогда могущественное Аккадское царство с трудом отбивалось от степных кочевников с запада, набегов эламитов с востока и все более глубокого проникнове­ния кутиев в Месопотамию.

Под ударами кутиев пришло в упадок Аккадское царство, утратившее свою власть над шумерскими городами, которые стре­мились к восстановлению независимости.

Завоеватели-кутии представляли собой племенной союз во главе с избиравшимися на определенный срок вождями; они нахо­дились на более низкой стадии обществен­ного развития.

Около ста лет кутии удерживали поли­тическое господство над страной. Зрело сопро­тивление завоевателям, которое возглавил при поддержке Ура Урук, где к власти при­шел простой рыбак Утухенгаль.

В 2109 г. до н. э. кутии были разбиты Утухенгалем. Однако он вскоре умер, и гегемония над освобожденной Месопота­мией перешла к царю Ура — Ур-Намму. Он стал основателем знаменитой III династии Ура, правившей объединенным Шумеро-Аккадским царством (конец XXII —конец XXI в. до н. э.). Этот период иногда назы­вают неошумерским.

 


Дата добавления: 2015-01-05; просмотров: 35; Нарушение авторских прав







lektsii.com - Лекции.Ком - 2014-2021 год. (0.013 сек.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав
Главная страница Случайная страница Контакты