Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника



ПЕРИОДИЗАЦИЯ МИРОВОЙ ИСТОРИИ

Читайте также:
  1. I. Логика истории.
  2. II. Общая характеристика искусства Древнего Египта, периодизация
  3. II. Организм как целостная система. Возрастная периодизация развития. Общие закономерности роста и развития организма. Физическое развитие……………………………………………………………………………….с. 2
  4. Ius gentium и его роль в истории права
  5. XVII век — самостоятельный этап в истории зарубежных литератур 1 страница
  6. XVII век — самостоятельный этап в истории зарубежных литератур 10 страница
  7. XVII век — самостоятельный этап в истории зарубежных литератур 2 страница
  8. XVII век — самостоятельный этап в истории зарубежных литератур 3 страница
  9. XVII век — самостоятельный этап в истории зарубежных литератур 4 страница
  10. XVII век — самостоятельный этап в истории зарубежных литератур 5 страница

 

1. Сущность диалектико-материалистического понимания познания.

2. Ступени и формы в познании человеком мира.

3. Проблема истины в теории познания.

4. Методы научного познания.

 

1. Сущность диалектико-материалистического понимания познания. Объектом человеческого познания могут стать различные явления материального и духовного мира. Но сам процесс познания тоже является объектом изучения. Философская теория познания (гносеология) исследует познавательную деятельность как процесс достижения истины, где главным является отношение познания к объективной реальности.

Различные философские направления по разному объясняют природу познания. С религиозной точки зрения цель познания – это раскрытие божественных истин. С точки зрения объективных идеалистов человек должен познать духовную силу, правящую миром – Абсолютную идею (Гегель), мировую волю (Шопенгауэр) и т.д. Субъективные идеалисты считают, что человек может познать только собственное сознание (Юм, Кант, Мах, Авенариус). С этим связана философия агностицизма, которая отрицает возможность познания человеком мира.

Диалектико-материалистическая философия доказывает, что материя существует объективно. И задача человека – познать этот мир, его законы, а также свой собственный внутренний мир, своё сознание.

Представители метафизики рассматривают познание как пассивное отражение. Диалектический материализм представляет познание как активно-творческое, преобразующее отражение действительности. Т.е. в этом процессе человек проникает вглубь материи, открывает законы, которые затем использует в практике.

Человек познаёт мир, прежде всего, с помощью ощущений, которые представляют собой субъективные образы объективного мира. Главной стороной ощущений является объективность. Ощущения объективны по своему источнику, т.к. они отражают объективный мир. Они объективны по содержанию, т.к. отражают мир в целом правильно. Субъективность ощущений определяется тем, что они возникают в сознании субъекта, и поэтому у разных людей они могут различаться.

Некоторые учёные считают ощущения лишь символами, условными знаками предметов (физик Гельмгольц, марксист Г.В. Плеханов). Наука и практика доказывают, что ощущения – это копии, фотографии отражаемых предметов.



Все предметы, процессы, явления познаваемы. Нет ничего в принципе непознаваемого. То, что остаётся непознанным сегодня, может быть познано завтра.

Основой познания выступает общественно-историческая практика – это материально-предметная деятельность людей, направленная на изменение природы и общественной жизни. Её главные элементы – это труд людей в сфере материального производства, общественно-политическая практика (государственная деятельность, классовая борьба, войны, революции), научно-экспериментальная деятельность и др. По отношению к познанию практика выполняет четыре функции:

1) как основа познания практика даёт исходную информацию;

2) как движущая сила практика порождает потребность в знаниях;

3) как критерий истины практика позволяет отличить истинное знание от заблуждения;

4) как цель практика является окончательной сферой применения наших знаний;

Общественно-историческая практика тесно связана с теорией. Это две стороны единого познавательного процесса. Определяющая роль принадлежит практике. Именно реальные потребности практической жизни определяют появление и распространение новых теорий. Но теория также активна. Научные, политические теории преобразуют природу и общество, развивают практику.



 

2. Ступени и формы в познании человеком мира. Процесс познания – это сложный диалектический процесс. От наблюдения поверхностных явлений человек переходит к проникновению в сущность вещей. Этот процесс проходит две основные ступени – чувственное и рациональное познание.

Чувственное познание - это исходная ступень, познание мира с помощью органов чувств. Оно осуществляется в трёх основных формах: в форме ощущения, восприятия и представления. Ощущение – наиболее простая форма чувственного познания, это отражение отдельных признаков объекта. Более сложная форма – восприятие – это отражение в сознании целостного образа объекта. Третья форма – представление – это повторное воспроизведение наглядного образа объекта, без его непосредственного восприятия. В нём уже появляются элементы обобщения, вымысла. Т.е. представление уже выходит за рамки чувственного познания и является переходной ступенью к рациональному познанию.

Значение чувственного познания: 1) органы чувств – единственный канал, связывающий человека с внешним миром; 2) чувственное познание является основой для работы разума. Недостатки: 1) чувственное познание даёт знание о единичных объектах, ограничено местом и временем; 2) чувственное познание поверхностно, т.к. отражает явления, но не раскрывает сущность.

Высшей ступенью является рациональное познание (абстрактное, логическое) – это познание с помощью разума. Оно также существует в трёх основных формах: в форме понятий, суждений и умозаключений. Понятие – исходная форма рационального познания, в которой отражаются общие и существенные признаки объектов. Суждение – более сложная форма рационального познания, в которой с помощью двух или нескольких понятий утверждается или отрицается какая-либо мысль. Умозаключение – наиболее сложная форма рационального познания, в которой из двух или нескольких суждений логически выводится новое суждение.

Рациональное познание является обобщённым, опосредованным отражением действительности. Опосредующими элементами являются ощущения, восприятия, представления. Рациональное познание позволяет человеку проникать в сущность предметов, раскрывать объективные законы. Чувственное и рациональное познание взаимосвязаны, их нельзя отрывать и противопоставлять, как это делают рационалисты и сенсуалисты. При чувственном познании уже присутствует работа разума, а рациональное познание вообще невозможно без чувственного.

Важную роль в решении нестандартных задач, в научных открытиях играет интуиция. Интуиция – это способность постижения истины путём её прямого усмотрения, без обоснования доказательствами. В механизме интуиции принимают участие бессознательные структуры психики.

 

3. Проблема истины в теории познания. Главной целью научного познания является постижение истины. Истина – это знания, которые соответствуют действительности. Истина всегда смешана с заблуждением, т.е. непреднамеренным принятием за истину знаний, не соответствующих действительности. Принято разделять относительные и абсолютные истины. Относительная истина – это знание в определённых пределах, границах, это знание неполное. Абсолютная истина – это знание, которое однажды было получено и в дальнейшем не может быть опровергнуто, это полное, глубокое, всестороннее знание. Абсолютная и относительная истины взаимосвязаны и переходят друг в друга. Любая относительная истина – частичка абсолютной.

Истину характеризуют два принципа – принцип объективности и принцип конкретности. 1) Принцип объективности состоит в том, что любая истина объективна по своему содержанию, соответствует объекту. В то же время она содержится в сознании человека, и поэтому субъективна по форме, может быть по разному сформулирована. 2) Принцип конкретности состоит в том, что истина зависит от конкретных условий. То, что является истиной в одних условиях, не будет таковой в других.

Диалектико-материалистическое понимание истины противостоит взглядам релятивизма, конвенционализма и догматизма. Представители релятивизма преувеличивают относительность истины. Они скатываются к субъективизму, считают, что у каждого человека своя истина. Представители конвенционализма считают истину результатом соглашения между учёными. В этом случае отрицается объективность истины, её независимость ни от каких соглашений. Представители догматизма преувеличивают абсолютность истины, считают, что всякая истина вечна, неизменна, справедлива всегда и везде. Такой подход игнорирует развитие и ведёт к застою в науке.

Очень важной является проблема критерия, с помощью которого можно отличить истину от заблуждения. Прагматизм (англо-американская философия) предлагает считать истинным то, что полезно человеку. Конвенционализм считает критерием общепризнанность знания. Другие критерии истины: чувственная и рациональная очевидность, логическая непротиворечивость. Их недостаток в том, что они проверяют одно знание с помощью другого. Настоящий критерий должен сопоставлять субъективное знание с объективной реальностью. Таким критерием стала практика – проверка знания в практической деятельности человека. Именно в практике субъективное (знания человека) сталкивается с объективным (законами материи).

 

4. Особенности научного познания. Наука отличается от других форм познавательной деятельности следующими чертами: 1) объективность – особенности субъекта не должны влиять на результаты исследования (в отличие, например, от художественного отражения действительности); 2) обоснованность – знания признаются научными истинами, если имеют достаточные доказательства (в отличие от религиозной веры); 3) существенность – наука должна раскрывать сущность, а не ограничиваться описанием явлений; 4) систематичность – наука формирует систему взаимосвязанных теорий (в отличие от разрозненных и противоречивых обыденных знаний).

Научное познание включает в себя два уровня (или этапа): на эмпирическом уровне происходит накопление фактов, а на теоретическом – их обобщение и создание теорий.

Эффективность научного познания зависит от применяемых методов. Понятие «метод» означает путь, способ достижения цели. Метод познания – это совокупность приёмов и средств, используемых в изучении действительности. По широте применения методы бывают частнонаучные, общенаучные и всеобщие. Частнонаучные методы применяются в узкой области, в одной или нескольких науках (метод спектрального анализа). Общенаучные методы применяются в большинстве наук. Наблюдение – целенаправленное изучение внешних сторон и свойств объекта. Эксперимент – это метод изучения объектов в точно фиксированных условиях, которые могут воссоздаваться и контролироваться самим исследователем. Сравнение – сопоставление предметов, выделение общих и различных признаков. Анализ – разделение объекта и изучение по частям. Синтез – соединение частей и изучение объекта как целого.

Всеобщим методом познания является философский, диалектический метод. Он используется не только в науке. Любой человек, стремящийся познать истину, должен помнить требования диалектики: объекты необходимо рассматривать во взаимосвязи, в движении и развитии. Необходимо видеть противоречия как источник развития, единство количественных и качественных изменений.

История науки представляет собой сложный и противоречивый процесс. Рост научного знания выглядит не как накопление, а как революционная смена фундаментальных представлений о мире. Периоды количественного накопления знаний сменяются периодами качественных скачков. Некоторое время наука развивается поступательно: новые знания присоединяются к старым, основные теории и принципы образуют научную картину мира, которая поддерживается большинством учёных. Но постепенно накапливаются факты, которые не укладываются в старую картину мира, и под их давлением она разрушается. Начинается научная революция, в результате которой формируется принципиально новое представление о мире. И на основе новой картины мира наука опять начинает развиваться поступательно. Некоторые старые теории могут войти в новую картину мира в качестве частных случаев.

 

 

СОЦИАЛЬНАЯ ФИЛОСОФИЯ КАК НАУКА

 

1. Предмет социальной философии.

2. Основные подходы к изучению общества.

3. Формационная и цивилизационная концепции истории. Свобода и необходимость в историческом процессе.

1. Предмет социальной философии. Общество является объектом изучения многих наук. К обществоведческому циклу относятся социология, экономика, политология, история и др. У каждой из этих наук свой предмет, т.е. свой определённый аспект изучения общества, направленность на решение определённых проблем.

Философия изучает все формы бытия, не может она обойти и такую важную часть материального мира, как общество. В рамках единого философского знания этим занимается социальная философия. Социальная философия изучает общество сквозь призму своего специфического предмета, на уровне обобщений. В отличие от других наук, она изучает не отдельные стороны жизни, а общество в целом. В отличие от исторической науки социальная философия отражает лишь общий ход развития общества, общие законы, отвлекаясь от единичного и случайного. Социальная философия является высшим уровнем обобщения обществоведческих знаний. Она изучает соотношение общественного бытия и общественного сознания, наиболее общие законы и движущие силы развития общества.

Материалистическая социальная философия конкретизирует принципы, законы и категории общефилософского материализма применительно к обществу. Например, основной вопрос философии о соотношении материи и сознания в социальной философии конкретизируется в вопросе о соотношении общественного бытия и общественного сознания. Общефилософский принцип развития конкретизируется в принципе общественного прогресса.

 

2. Основные подходы к изучению общества. В истории философии и обществознания сложились несколько подходов к изучению общества. Основные из них: идеалистический, натуралистический, вульгарно-экономический, техницистский, диалектико-материалистический подходы.

Идеалистический подход. Его представители считают определяющим фактором развития общества какой-либо нематериальный, духовный фактор. Сторонники объективного идеализма считают, что история управляется нематериальной силой, действующей независимо от людей. У Гегеля – это Абсолютная Идея, у Шопенгауэра – мировая воля. Разновидностью объективного идеализма является религиозный подход, который существует в двух вариантах: 1) представители деизма считают, что бог создал человека и общество, но в дальнейшем не вмешивается в ход истории; 2) представители теизма считают, что бог не только создал человека, но и постоянно управляет им, и всё в истории происходит по воле бога. Сторонники субъективного идеализма считают, что определяющей основой истории являются духовные факторы в деятельности людей: человеческое сознание, чувства, инстинкты, воля отдельных личностей, идеи (политические, научные и др.). Представители – Фрейд, Тард, Лавров, Михайловский.

Натуралистический подход. Его сущность состоит в том, что главными в развитии общества называются какие-либо природные факторы, природные законы. Основные варианты этого подхода:

1) Биологический подход – общество понимается как большой организм, и социальные процессы объясняются биологическими законами (Спенсер).

2) Социал-дарвинизм – разновидность биологического подхода. С этих позиций социальные противоречия объясняются борьбой за существование, а исторический прогресс – естественным отбором (Гумплович, Смолл),

3) Представители географического подхода считают главным фактором развития общества географическую среду (Монтескье, Л. Мечников),

4) Представители механического подхода понимают общество как большой механизм и объясняют его функционирование законами механики.

Вульгарно-экономический подход (вульгарный, т.е. примитивный, упрощённый). Его представители абсолютизируют роль экономических факторов в развитии общества, механически выводят из экономики все остальные социальные явления (легальные марксисты – П.Б. Струве, М.И. Туган-Барановский).

Техницистский подход. Его сущность в том, что главным фактором развития общества считается технический прогресс. Роль техники чрезмерно преувеличивается, абсолютизируется (Арон, Ростоу). Современной разновидностью этого подхода стала теория постиндустриального общества (Д. Белл).

Диалектико-материалистический подход. Сущность диалектико-материалистического понимания истории состоит в том, что определяющей основой развития общества считается развитие материального производства. Этот подход был разработан Марксом и Энгельсом. Рост мировой экономики и формирование единого рынка в середине 19 века помогли осознать определяющую роль материального производства в развитии общества.

Человек, как и любое живое существо, испытывает множество потребностей, т.е. для поддержания жизни ему необходимы конкретные внешние условия. Такими условиями для животного являются, например, питание, благоприятная среда, возможность размножения. В ходе эволюции человека его потребности становятся больше и разнообразнее. Потребность во власти удовлетворяется в политической деятельности, потребность в знаниях – в научной, потребность в красоте – в искусстве. Но, несмотря на то, что человек возвысился над природой, он остаётся частью материального мира. Поэтому удовлетворение материальных потребностей является для него коренным условием существования. И поэтому из всех видов деятельности определяющим является материальное производство. В споре с идеализмом, Маркс и Энгельс подчёркивают очевидный факт: прежде чем заниматься политикой, наукой или искусством, людям необходимо питаться, одеваться, строить жильё. Социальные отношения, политические процессы, духовные явления - основой развития всего этого является развитие материального производства, если не прямо, то косвенно и опосредованно. Экономический базис общества (совокупность производственных отношений) определяет надстройку (совокупность различных идей – политических, правовых, философских, религиозных, художественных, а также соответствующих им организаций и учреждений).

 

3. Формационная и цивилизационная концепции истории. Свобода и необходимость в историческом процессе. История каждого народа, каждой страны уникальна. Но любой единичный процесс содержит в себе и общее – признаки, объединяющими его с другими процессами. Применяя диалектику единичного и общего, социальная философия ставит вопросы: существует ли общая логика истории? Существуют ли общие для всех законы истории? Проходят ли различные народы сходные этапы в своём развитии? В настоящее время основными являются два подхода к решению этой проблемы – формационный и цивилизационный.

Достижением марксистской социальной философии стала разработка учения об общественно-экономических формациях. Это учение позволило по-новому подойти к пониманию логики истории. Представив основой развития общества развитие материального производства, Маркс и Энгельс сумели увидеть за многообразием истории её единство. Развитие материального производства и история общества в целом подчиняются определённым законам. Поэтому история это не хаос событий, а направленный и закономерный процесс, в котором сменяют друг друга различные способы материального производства, в котором разные народы в своём развитии проходят сходные этапы - общественно-экономические формации.

Общественно-экономическая формация – это общество, на определённой ступени его исторического развития, которое характеризуется соответствующим ему способом производства, экономическим базисом и надстройкой. Обобщив огромный исторический материал, Маркс выделил четыре последовательно сменявшие друг друга формации: первобытнообщинную, рабовладельческую, феодальную и капиталистическую. Источником развития выступают многочисленные противоречия, главное среди которых – противоречие между производительными силами и производственными отношениями. Это противоречие с необходимостью приводит к социальным революциям, в результате которых происходит смена общественно-экономических формаций.

Учение об общественно-экономических формациях критикуется сторонниками другого – цивилизационного подхода к пониманию истории. В западной философии одним из разработчиков этого подхода стал А. Тойнби. В русской философии теорию общей типологии культур сформулировал Н.Я. Данилевский. Сторонники этого подхода подчёркивают уникальность, неповторимость истории каждого народа, каждой культуры, каждой цивилизации. Исходя из этого, они отрицают возможность создания каких-то общих схем развития, выделения единых этапов развития. История человечества состоит из истории возвышения и гибели локальных цивилизаций.

В современной социальной философии предпринимается попытка синтеза формационной и цивилизационной концепций общественного развития.

Важной проблемой социальной философии является выяснение соотношения свободы и необходимости в историческом процессе. Метафизическое мышление отрывает эти категории друг от друга и противопоставляет их: в истории правит или необходимость, и в этом случае человек оказывается марионеткой, или свобода – и тогда человек способен творить в истории всё, что захочет. Но в реальной деятельности людей проявляются и свобода и необходимость, диалектически связанные и переходящие друг в друга. Историческая необходимость проявляется в действии объективных, т.е. независимых от человека социологических законов. В этом смысле человек несвободен в своей деятельности, и в истории часто происходит то, что не предполагалось людьми.

В тоже время в истории проявляется и свобода человека. В марксизме свобода понимается как познанная необходимость. Познав необходимость, человек не отменяет её, но получает способность выбирать из имеющихся возможностей. В этом случае человек способен сознательно, целенаправленно творить историю, добиваться поставленных целей. Заслуга великих исторических личностей состоит не в том, что они поворачивают историю в любом направлении, в каком им захочется. Их величие в том, что они сумели понять, или почувствовать запросы истории и реализовать их, организуя народные массы.

Личность и массы – отдельная проблема в социальной философии. Роль личности в истории очень велика, но главным субъектом исторического процесса являются народные массы, без активности которых нереализованными останутся любые великие замыслы.

 

МАТЕРИАЛЬНАЯ ЖИЗНЬ ОБЩЕСТВА. ОБЩЕСТВО И ПРИРОДА

 

1. Единство и различие природы и общества.

2. Географический и демографический факторы в развитии общества.

3. Понятие материальной жизни общества. Способ производства и его структура.

 

1. Единство и различие природы и общества. Под природой в самом широком смысле слова понимается вся материя, космос, Вселенная. В более узком смысле – это часть материи, за исключением общества, всё то, что является объектом изучения естественных наук. В ещё более узком смысле под природой понимается географическая среда – та часть материи, которая является средой обитания человека, с которой человек непосредственно контактирует.

Под обществом понимаются люди и те взаимоотношения, которые существуют между ними. Принято разделять абстрактный и конкретный смысл понятия «общество». В абстрактном смысле говорят об обществе в целом, без привязки к пространству и времени. Конкретными проявлениями общества в целом являются общественно-экономические формации, исторические цивилизации, конкретные государства с живущими в них народами. В марксизме под обществом понимается совокупность общественных отношений – экономических, социальных, политических и духовных – где определяющими выступают экономические отношения.

Природа и общество взаимосвязаны, между ними существуют единство и различия. Единство проявляется в следующем: 1) общество есть продукт саморазвития природы; 2) общество является частью природы в широком смысле, и как часть оно подчиняется целому, подчиняется законам природы; 3) любые изменения в природе оказывают влияние на развитие общества, в свою очередь общество оказывает влияние на природу.

Нормальным состоянием во взаимоотношениях природы и общества является равновесие, ещё лучше – гармония. Сейчас нарастает экологический кризис, общество своей деятельностью нарушает баланс отношений.

Между природой и обществом существуют и очевидные различия. Общество, будучи частью природы, в тоже время является относительно обособленной частью, качественно отличной от остальной природы. Общество характеризуется социальной формой движения материи, которая качественно отличается от механического, физического, химического, биологического движения. В обществе действуют люди, обладающие сознанием и речью, способные трудиться. Эти качества – труд, сознание, речь – выделяют человека из мира животных и составляют качественную специфику общества. Законы природы действуют в обществе, но они действуют в снятом виде. Само общество развивается не по законам природы, а по своим собственным (социологические законы, социально-экономические, социально-политические, социально-психологические и др.). Если законы природы складываются из действия слепых сил, то законы общества складываются из действия людей, обладающих сознанием и волей. И хотя люди не могут отменить собственных законов, как и законов природы, но они могут на них активно влиять (ускорить или затормозить действие закона, усилить или ослабить его). Таким образом, в отличие от законов природы, законы общества – это законы деятельности людей и результаты этой деятельности. Специфика общественных законов, их отличие от природы состоит в том, что по времени действия они значительно более кратковременны. С заменой одного общества на другое не редко отмирают те или иные законы, и возникают новые.

Взаимодействие человека и общества со средой обитания изучает социальная экология. На современном этапе эти проблемы приобретают особую актуальность, в связи с необходимостью ликвидации экологического кризиса. Преодоление кризиса может быть достигнуто путём гармонизации и оптимизации взаимоотношений природы и общества. Но какими должны быть конкретные шаги на этом пути – об этом спорят и учёные, и политики.

 

2. Географический и демографический факторы в развитии общества. Важными факторами в развитии общества являются географическая среда и народонаселение. Географическая среда – это среда обитания человека, это та часть природы, с которой общество непосредственно контактирует на данном этапе развития и которая вовлечена в производственный процесс.

Географическая среда оказывает влияние на развитие общества: 1) она влияет на разделение труда, на размещение отраслей производства; 2) она влияет на темпы развития общества, может быть благоприятной и неблагоприятной; 3) географическая среда опосредованно влияет на характер политических систем; 4) географическая среда отражается в культуре, накладывает отпечаток на формирование психологического облика человека.

В тоже время необходимо помнить, что географическая среда выступает лишь одной из предпосылок общественного развития. Как именно скажется её влияние на общество, будет зависеть от характера самих социальных процессов. Благоприятная географическая среда создаёт объективную возможность ускоренного развития общества. Но эта возможность ещё должна быть использована. Географическая среда не является определяющим фактором, как это считают представители географического направления в социальной философии (Монтескье, Бокль, Лев Мечников).

Наряду с географической средой важным фактором в развитии общества является народонаселение, такие его показатели как численность, половозрастная структура, плотность расселения, миграционная подвижность, психофизическое здоровье. Демографические показатели являются с одной стороны предпосылкой развития общества, оказывают влияние на характер и темпы развития, а с другой стороны сами становятся результатом этого развития, определяются социальными процессами.

В социальной философии не прекращаются споры о том, подчиняется ли рост народонаселения биологическим законам, или это социальный процесс. Эволюционная теория Дарвина объясняет внутривидовую борьбу за существование тем, что живых существ всегда рождается больше, чем может прокормить среда. Задолго до Дарвина английский экономист и священник Т. Мальтус попытался сформулировать нечто подобное, в том числе, для объяснения социальных процессов. Он утверждал, что рост численности населения неизбежно будет опережать темпы развития экономики. Отсюда неизбежен голод и борьба за существование между людьми. Мальтус совершил типичную ошибку, не понимая качественной специфики социальных явлений, их несводимости к биологическим процессам. Рост народонаселения не является чисто биологическим процессом, он контролируем, он различается в разных странах, в зависимости от характера социальных отношений. В некоторых государствах объём производства растёт намного быстрее населения. Но в 20 веке теория Мальтуса снова понадобилась определённым силам, для оправдания своих бесчеловечных идей. Некоторые представители неомальтузианства предлагают такие средства сокращения лишнего населения как войны, стерилизация населения слаборазвитых стран.

 

3. Понятие материальной жизни общества. Способ производства и его структура. В жизни общества можно выделить четыре основных сферы: материальная (или экономическая), социальная, политическая и духовная. Определяющая роль принадлежит материальной сфере, развитие которой является главной причиной развития всех остальных сфер общественной жизни. В тоже время, влияние материальной жизни проявляется опосредованно, в конечном счёте, в виде тенденции. В свою очередь, социальная, политическая и духовная жизнь общества оказывают обратное влияние на материальную жизнь.

Основой материальной сферы жизни общества является материальное производство – это процесс непосредственного производства, а также распределения, обмена и потребления материальных благ. Материальную жизнь общества составляют материальные производительные силы и материальные производственные отношения.

Основной категорией, которая характеризует материальную жизнь общества, является способ производства. Способ производства – это единство и взаимодействие производительных сил, характеризующих отношение человека к природе, и производственных отношений, складывающихся между людьми по поводу производства. Способ производства – это экономический каркас общества. Маркс писал: «Способ производства материальной жизни обусловливает социальный, политический и духовный процессы жизни вообще». Так проявляется общий закон об определяющей роли материального производства в развитии общества.

На каждом этапе истории определённый способ производства лежит в основе определённой общественно-экономической формации. Маркс выделил в истории четыре последовательно сменявших друг друга способа производства: первобытнообщинный, рабовладельческий, феодальный, капиталистический.

Материальные производительные силы – это система личных и вещественных факторов, задействованных в производстве и характеризующих отношение людей к природе. Главной производительной силой общества являются сами люди, участвующие в производстве, обладающие необходимыми знаниями, умениями и навыками.

Для того чтобы производить материальные блага, людям необходимы средства производства – это второй элемент производительных сил, который включает в себя средства труда и предмет труда. Средства труда – всё то, что человек помещает между собой и природой для воздействия на неё. Главный элемент средств труда – орудия труда. Кроме них необходимыми средствами труда являются транспорт, связь, недвижимость и др. Прогресс человечества наиболее ярко заметен именно в развитии средств труда, техники, технологий. Развитие техники – основной критерий прогресса в обществе.

Предмет труда – всё то, на что направлен труд человека (сырьё, полуфабрикаты). Это материал, который люди берут из природы, чтобы создавать материальные ценности. С ростом производства человек всё более втягивает природу в свою деятельность. В разное время предметом труда становились древесина, земля, водные ресурсы, всё новые и новые виды полезных ископаемых.

Особую роль в системе производительных сил выполняет наука. Ускоренное развитие научной и технической мысли во второй половине 20 века получило название НТР. Влияние науки на процесс производства настолько выросло, что она превратилась в непосредственную производительную силу общества.

Второй стороной способа производства являются производственные отношения – это экономические отношения, которые возникают между людьми в процессе производства, распределения, обмена и потребления материальных благ. Они возникают объективно, независимо от человеческой воли и составляют экономический базис общества, над которым возвышается общественная надстройка.

Классификация производственных отношений: 1) По типу производственные отношения разделяются в соответствие с общественно-экономическими формациями – первобытнообщинные, рабовладельческие, феодальные, капиталистические, коммунистические. Существуют также переходные производственные отношения. 2) По форме отношения разделяются в соответствие с формой собственности на средства производства (крайние варианты - частная и общественная собственность).

Производительные силы являются содержанием способа производства, а производственные отношения – его формой. Философский закон утверждает определяющую роль содержания по отношению к форме и соответствие формы содержанию. Этот закон конкретизируется применительно к обществу как закон определяющей роли производительных сил по отношению к производственным отношениям. Таким образом, развитие производительных сил является главной причиной развития производственных отношений (главной, но не единственной). В свою очередь, производственные отношения (далее – ПО) оказывают обратное влияние на развитие производительных сил (далее – ПС): 1) если ПО соответствуют уровню ПС, то они стимулируют развитие производства и общества в целом, 2) если ПО отстают или опережают уровень ПС, то они тормозят развитие.

Между ПС и ПО всегда существует диалектическое противоречие. Производительные силы развиваются постоянно, прогрессирует научная и техническая мысль, растёт производительность труда. Но производственные отношения более устойчивы, т.к. связаны с вопросами собственности. Наступает момент, когда они начинают отставать от уровня развития производительных сил. Развитие останавливается, обостряются противоречия, нарастает кризис, усиливается классовая борьба. Наступает эпоха социальной революции – коренной ломки устаревших производственных отношений, а вместе с ними и всех остальных общественных отношений, и замена их новыми – более прогрессивными. При этом старый способ производства сменяется новым, а, следовательно, сменяется и вся общественно-экономическая формация.

 

СОЦИАЛЬНАЯ ЖИЗНЬ ОБЩЕСТВА.

 

1. Понятие социальной жизни общества. Человек в системе социальных связей.

2. Этническая структура общества.

3. Классовая структура общества.

 

1. Понятие социальной жизни общества. Человек в системе социальных связей. Важной сферой жизни общества является социальная жизнь. В философии и социологии понятие «социальное» имеет два основных значения. В широком смысле «социальное» означает любые явления, относящиеся к общественной жизни. В узком смысле данным понятием обозначают одну из сфер жизни общества. Социальная сфера – это особая область общественной жизни, которая включает в себя деятельность различных социальных групп, социальных общностей, объединений, взаимосвязи между которыми образуют социальную структуру общества. В неё входят: племена, народности, нации, социальные страты, классы, половозрастные общности, профессиональные группы. Каждый человек принадлежит одновременно к нескольким общностям, тем самым, включаясь в разветвлённую систему социальных связей. Человек выступает как член семьи, как представитель класса, профессии, народности, нации.

В социальной структуре современного общества важную роль играют социальные страты – это группы людей, слои, которые различаются по самым различным признакам: по размеру дохода, по образованию, по престижности деятельности, по обладанию властью. При проведении социальной политики необходимо учитывать специфику различных социальных страт.

Половозрастная структура общества является частью системы социальных связей. Отношения между мужчинами и женщинами, «отцами и детьми» в данном случае выступают не как частные, межличностные отношения, а как важная часть общесоциальных отношений. Социальный статус, социальная роль мужчины и женщины зависят от характера общественных отношений и сильно различаются в разных государствах, культурах, на разных этапах истории. Борьба женщин за равные права с мужчинами привела к юридическому закреплению равенства во многих развитых странах. Но фактически сохраняется так называемый «стеклянный потолок» - неофициальный предел в карьерном росте для женщин.

Отношения между возрастными группами также обусловлены общесоциальными процессами. Конфликт поколений возникает в переломные моменты истории, когда на протяжении жизни одного поколения полностью меняются общественные ценности. Старшее поколение воспитано прошлым, а молодое выросло уже в новом обществе, на других примерах, впитало другие ценности. В этом случае возможно непонимание, столкновение мировоззрений.

 

2. Этническая структура общества. Этническая структура общества, наряду с половозрастной структурой, имеет биосоциальную природу, присутствует на протяжении всей истории общества, но претерпевает существенные изменения. Центральным в этнической структуре является понятие этноса. Этнос – исторически сложившаяся на определённой территории устойчивая общность людей, с единой культурой, самосознанием, с общим языком. На этапе формирования этноса главную роль играет наличие общей территории. В дальнейшем общая территория может быть утрачена, но этнос сохраняется благодаря другим признакам, например, благодаря сохранению самосознания. Этническое самосознание включает в себя чувство национального достоинства, уважение к истории, к традициям и культуре, к языку своего народа.

Выделяют три основных исторических типа этносов: племя, народность и нация. Древнейшими общностями являются род и племя. Они присутствуют уже в первобытном обществе. Род – объединение кровных родственников, имеющих общего предка и одно родовое имя. Племя – союз родов.

Народности возникают уже в связи с разделением общества на классы, когда кровнородственные объединения заменяются территориальными, в эпоху рабовладельческого строя и феодализма. Народность – это исторически сложившаяся общность людей на базе общего языка, территории, культуры, зачатков экономических связей. Народности складываются на основе объединения родственных племён.

Нация – это самый поздний исторический тип этноса, в котором решающую роль играет система экономических связей. Нация может объединять людей, принадлежащих к разным народностям и даже расам. Например, российская нация стала сплавом множества народностей, а американская нация объединила даже представителей всех основных рас. Раса – исторически сложившаяся общность людей, связанных общей территорией, происхождением, морфологическими признаками.

Условием для возникновения наций стало формирование единых национальных рынков в рамках капиталистической экономики. Различные народности, сосуществуя долгое время в рамках одного государства, одной территории, формируют единое языковое пространство, приобретают общую культуру. Но это единство достигает высшей степени только тогда, когда между ними формируются устойчивые хозяйственные связи, под влиянием экономической интеграции.

Межэтнические отношения могут принимать различные формы – от дружественных до враждебных и агрессивных. В стабильно функционирующем обществе национальные отношения не являются основными, отходят на второй план. В таком обществе этносы воспроизводятся в скрытом состоянии. Но в условиях экономического кризиса обостряются все виды противоречий, в том числе противоречия в национальных отношениях. Этнос актуализируется, проявляется. Национальные отношения могут заслонить собой все другие виды социальных, политических, экономических отношений. По такой схеме, например, развивались конфликты в Югославии и в некоторых республиках бывшего СССР. При рассмотрении подобных событий необходимо помнить, что национальные конфликты, как правило, выступают проявлением более глубоких социально-экономических противоречий. Часто они являются только предлогом для оформления экономических требований (претензий на землю, ресурсы, финансовую независимость).

В тоже время, в отличие от чисто экономических конфликтов, национальные противоречия особенно трудно разрешать. Это вызвано влиянием эмоционально-психологических факторов. Национальное самосознание формируется по принципу «мы» и «они» и очень болезненно реагирует на обиды, нанесённые другим народом. Историческая память сохраняет обиды и может из поколения в поколение передавать образ врага. Даже если устранены экономические корни конфликта, взаимная вражда ещё долгое время может сохраняться.

 

3. Классовая структура общества. Важнейшее место в социальной жизни общества занимает классовая структура. Понятие классов появилось в учениях экономистов и историков 18-19 веков. Учение о классах было положено в основу марксистской социальной философии.

Сами классы существовали не всегда. В первобытном обществе их не было. Общество производило столько продукта, сколько потребляло. Но по мере развития первобытнообщинного способа производства общество стало производить больше продукта, чем потребляло. Излишки продукта, а также более совершенные орудия труда стали постепенно сосредотачиваться, концентрироваться в руках отдельных членов общества – вождей, старейшин. Таким образом, формируется частная собственность на средства производства. А с появлением частной собственности общество разделяется на противоположные классы: богатых и бедных, рабовладельцев и рабов, феодалов и зависимых крестьян. Основная причина возникновения классов – это развитие материального производства. Существовала и друга причина – это войны, в результате которых побеждённые обращались в рабство.

Маркс развил учение о классах и классовой борьбе. Он сделал выводы: 1) классы существовали не всегда, они стали продуктом исторического развития общества; 2) классовая борьба неизбежно ведёт к диктатуре пролетариата; 3) диктатура пролетариата является необходимым условием для построения бесклассового коммунистического общества.

Развёрнутое определение классов ввёл Ленин: «Классами называют большие группы людей, различающиеся по их месту в исторически определённой системе общественного производства, по их отношению к средствам производства, по их роли в общественной организации труда, а, следовательно, по способам получения и размерам той доли общественного богатства, которой они располагают». В этом определении выделяются четыре признака, характеризующие классы:

1) Классы разделяются по их месту в исторически определённой системе общественного производства. Это значит, что одни классы занимают господствующее положение, другие – угнетённое.

2) По отношению к средствам производства: одни владеют средствами производства (заводы, земля), а другие не имеют средств производства.

3) По роли в общественной организации труда: одни классы выступают как организаторы производства (работодатели), а другие как исполнители.

4) По размерам дохода, который они получают в результате производства.

Классы подразделяются на основные и неосновные, антагонистические и неантагонистические, прогрессивные и реакционные. Основные классы – это те, существование которых вытекает из господствующего способа производства, а неосновные – это те, которые остались от старого способа производства, или же предполагают зарождение нового способа производства. Например, в феодальном обществе: основные классы – феодалы и зависимые крестьяне, неосновные – рабы и рабовладельцы, буржуазия и рабочие. Антагонистические классы – это те, интересы которых непримиримы, и противоречие между которыми разрешается в социальной революции. Неантагонистические классы – это те, у которых главные интересы совпадают, а второстепенные различаются. Прогрессивные классы – те, деятельность которых способствует историческому прогрессу (например, буржуазия в период борьбы против феодальных отношений). Реакционные классы – те, деятельность которых тормозит исторический прогресс.

Основным признаком, различающим классы, является отношение к средствам производства, вопросы собственности. В этом коренится противоречие интересов классов: стремление одного класса увеличить свою прибыль за счёт уменьшения издержек ведёт к ухудшению материального положения другого класса. Данное противоречие принимает характер классовой борьбы, которую Маркс считает движущей силой развития антагонистических формаций. Он писал: «Насилие является повивальной бабкой всякого старого общества, когда оно беременно новым».

Классовая борьба происходит в трёх основных формах – экономической, идеологической и политической. Исходной формой является экономическая борьба – это борьба за улучшение своего материального положения. Идеологическая борьба – это уже более развитая форма. Высшей формой классовой борьбы пролетариата является политическая борьба. Это борьба за права и свободы, за всеобщее избирательное право, и высшее проявление – это борьба за власть.

Социальные революции представляют собой высшее проявление классовой борьбы. В узком смысле социальная революция – это политический переворот, в ходе которого к власти приходит передовой класс. В широком смысле слова социальная революция означает период от прихода к власти передового класса и до установления победы нового социально-экономического и политического строя. Любая социальная революция имеет свой основной вопрос – это завоевание политической власти передовым классом. Объективной основой социальной революции является конфликт между производительными силами и производственными отношениями.

История показывает, что классы не всегда находятся в состоянии прямого столкновения. В современном обществе состояние относительного сотрудничества стало результатом всей предшествующей борьбы классов. Владельцы средств производства пошли на уступки. В 20 веке в наиболее развитых странах формируется система социальных законов, защищающих права работников, усиливаются позиции профсоюзов. Тем не менее, даже в развитых странах классовые отношения время от времени обостряются, конфликты работников и работодателей приводят к различным акциям протеста. И даже в рамках развитой демократии различные классы имеют неравные возможности в доступе к политической власти.

 

ПОЛИТИЧЕСКАЯ ЖИЗНЬ ОБЩЕСТВА.

 

1. Понятие политической жизни общества.

2. Государство как ядро политической системы общества.

3. Государство и гражданское общество.

1. Понятие политической жизни общества. Политика – это сфера общественных отношений, складывающихся по поводу власти. Политическая сфера включает в себя деятельность различного рода политических организаций, объединений, союзов, партий, военных союзов, государство с его организациями и деятельность неполитических организаций, которые в той или иной степени принимают участие в политической жизни страны.

Власть – это способность, право и возможность субъекта распоряжаться кем-либо (чем-либо), принуждать к исполнению своей воли. Власть является необходимым условием организации такой сложной системы как общество, условием преобладания порядка над хаосом. Поэтому не может быть общества без власти. Среди животных существуют инстинктивные механизмы регуляции отношений особей в популяциях. На этой биологической основе у предков человека формировался институт власти.

На протяжении истории власть эволюционирует, формируется политическая система общества, которая включает в себя: 1) политические институты (государство, партии, различные организации); 2) политические нормы (конституции, законы и др.); 3) политическое сознание (идеи, теории, принципы).

 

2. Государство как ядро политической системы общества. Ядром политической жизни общества является государство. Государство – это центральный институт политической власти, регулирующий деятельность и отношения различных социальных групп и общностей. С позиции религиозных теорий государство – это творение бога. С позиции объективного идеализма Гегеля государство – это продукт развития Абсолютной идеи. Патриархальные теории рассматривают государство как семью, а государственную власть как опекунскую власть родителей над детьми. Теория общественного договора считает государство результатом соглашения, которое заключается между правителями и подданными с целью упорядочения общественной жизни. Субъективно-идеалистические теории выводят возникновение государства из идей великих личностей.

Широкое распространение получила марксистская теория происхождения и сущности государства. Согласно ей развитие первобытнообщинного способа производства привело, в конечном счете, к образованию частной собственности на средства производства. На основе этого возникли противоположные классы, а экономически господствующему классу потребовалось орудие, с помощью которого можно было держать угнетённых в повиновении. И таким орудием стало государство.

С точки зрения марксистской теории сущность любого эксплуататорского государства состоит в том, что оно является аппаратом насилия, машиной угнетения одного класса другим и, поэтому, рано или поздно должно исчезнуть, с исчезновением классового общества. Насилие – функция любого государства. Но деятельность современных государств нельзя свести только к этой функции.

Признаки государства:

1. Власть, обособленная от общества и организованная в виде разветвленного государственного аппарата.

2. Территория с установленной государственной границей.

3. Суверенитет, т.е. полнота верховной власти на собственной территории.

4. Монопольное право на издание законов, обязательных для всего населения.

5. Монопольное право на применение физического принуждения.

6. Право на взимание налогов.

Функции государства разделяются на внутренние и внешние. Главная внутренняя функция – это защита существующих общественных отношений, их сохранение и совершенствование. Применительно к современным государствам эта функция заключается в поддержании конституционного порядка и законности, в сохранении территориальной целостности, в обеспечении национальной безопасности. Деятельность государства направлена на то, чтобы любые социальные изменения носили законный характер. Соответственно, необходимо пресекать любые попытки незаконно изменить существующие отношения. Для выполнения этой функции содержится разветвлённый аппарат принуждения, силовые органы государства.

Следующей внутренней функцией является принятие и исполнение законов, для чего содержится система органов законодательной, исполнительной и судебной власти. Политическим идеалом современности является правовое государство, в основе которого лежит постулат верховенства права, а в праве выражается воля народа. В правовом государстве никто не имеет права ставить себя выше закона, манипулировать законами в своих интересах (в том числе, сами представители государственной власти). Равенство всех перед законом, обязательность исполнения законов позволяет разрешать любые социальные противоречия на правовой основе. Если рядовой гражданин имеет возможность отстоять свои права в суде против любого могущественного ответчика, в том числе, против самого государства, то такое государство является правовым. Одним из условий правового государства является реальная независимость судебной власти.

Важной внутренней функцией государства является экономическая функция, по поводу которой существуют различные мнения. Учёные, представители различных экономических школ спорят о том, в какой степени государство может вмешиваться в развитие экономики. В государствах с различным политическим и экономическим устройством эта функция осуществляется по-разному. Можно выделить две крайних модели. Первая модель: средства производства находятся в собственности государства, экономика полностью управляется государством, отсутствуют свободные рыночные отношения. Вторая модель: частная собственность на средства производства, рынок развивается свободно и самостоятельно, вмешательство государства сводится к минимуму. Целью реформ 90-х годов стал переход России от первой модели ко второй, но с сохранением многих важных функций государства в экономике: управление государственной собственностью, распределение доходов и ресурсов, контролирование уровня занятости и инфляции, антимонопольная политика и др.

К внутренним функциям государства относятся также социальная функция (удовлетворение потребностей людей в жилье, в защите здоровья, поддержка незащищённых слоёв населения), функция развития науки, образования и культуры. Не следует также принижать значение идеологической функции государства, подразумевая, в данном случае, формирование национально-государственной идеологии. Государство призвано поддерживать единение общества, воспитывать патриотизм. История свидетельствует, что наличие национальной идеи помогало народам выйти победителями из самых тяжёлых испытаний. Но существует и обратная сторона идеологии, которая позволяет критиковать эту функцию государства. Идеология как эффективный инструмент манипулирования общественным сознанием может использоваться конкретными людьми для поддержания своей власти в корыстных интересах.

Внешней функцией государства является регулирование отношений с другими государствами. Целями внешней политики являются сохранение государством своего суверенитета, обеспечение национальной безопасности и территориальной целостности, расширение торгово-экономических, научно-технических, кредитно-финансовых и культурных связей с иностранными государствами. Результатом реализации этих целей должны стать благоприятные условия для внутриполитического развития страны. Поэтому внешняя политика считается продолжением внутренней политики, но другими средствами.

Типы государств характеризуются способом производства. Выделяют следующие типы государств: рабовладельческое, феодальное, буржуазное, социалистическое. Формы государства подразделяются на формы правления и формы территориально-государственного устройства. Форма правления – это внешнее выражение сущности государства, обусловленное его структурой и правовым положением органов власти. Выделяют две основных формы правления – монархия (наследуемая власть одного человека) и республика (власть выборная). Монархия может быть абсолютной и ограниченной (конституционной). Республики могут быть аристократическими (власть меньшинства) и демократическими (власть народа), а также президентскими, парламентскими и смешанными.

Выделяют две формы территориально-государственного устройства – унитарную и федеративную. Для унитарного государства характерно отсутствие политической самостоятельности у административно-территориальных единиц. Федерация – это союз государственных образований, обладающих определённой самостоятельностью. Существует ещё конфедерация – союз суверенных, независимых государств.

Любое государство характеризуется определённым политическим режимом, т.е. системой методов и приёмов, с помощью которых осуществляется государственная власть. Выделяют демократический режим, авторитарный и тоталитарный.

 

3. Государство и гражданское общество. Роль государства в регулировании общественных отношений очень велика, но не абсолютна. Государственная власть не может и не должна регламентировать все стороны жизни общества. Если это происходит, то перед нами тоталитарное государство. Современной ценностью является гражданское общество – сфера негосударственных отношений, сфера свободной реализации гражданами своих интересов, сфера самостоятельной активности граждан, гражданского творчества, свободного от государственного вмешательства.

Гражданское общество имеет сложную структуру, включает в себя хозяйственные, этнические, религиозные, семейно-родственные отношения, мораль. В его структуре возникают всевозможные организации, объединения, ассоциации.

Взаимоотношения государства и гражданского общества зависят от зрелости последнего. Развитое, зрелое гражданское общество способно выстроить сбалансированные отношения с государством.

Гражданское общество создаёт наиболее благоприятные условия для многостороннего развития личности, для реализации интересов и творческих способностей личности, в условиях свободы воспитывает ответственность и активную гражданскую позицию. Отсутствие зрелого гражданского общества делает человека «винтиком» в государственной машине, способствует распространению иждивенческих настроений, общей пассивности и конформизму (приспособленчеству) граждан.

 

ДУХОВНАЯ ЖИЗНЬ ОБЩЕСТВА.

 

1. Понятие духовной жизни общества. Общественное бытие и общественное сознание.

2. Структура общественного сознания.

 

1. Понятие духовной жизни общества. Общественное бытие и общественное сознание. Духовная сфера – это сфера общественной жизни, содержанием которой является формирование и воспроизводство общественного сознания. Она включает в себя духовные потребности общества, деятельность по их удовлетворению – духовное производство, результаты этой деятельности – духовные ценности и различные идеи, составляющие общественное сознание, а также духовные отношения между людьми, складывающиеся в процессе этой деятельности.

Важное место в социальной философии занимают категории общественное бытие и общественное сознание. Общественное бытие – это материальная жизнь общества, материальные производительные силы и материальные производственные отношения. Общественное сознание - это духовная жизнь общества, это совокупность идей, взглядов, чувств, настроений, отдельных людей, социальных групп и общества в целом, отражение их общественного бытия.

Основной вопрос философии о соотношении материи и сознания применительно к обществу конкретизируется в вопросе о соотношении общественного бытия и общественного сознания. С позиции идеалистического понимания истории общественное сознание играет определяющую роль по отношению к общественному бытию. Согласно вульгарно-экономическому подходу все идеи и теории можно прямо, непосредственно, чисто механически вывести из достигнутого уровня в развитии материального производства. С позиции материалистического понимания истории – общественное бытие лишь в конечном счёте определяет общественное сознание, в тоже время общественное сознание обладает относительной самостоятельностью в своём развитии.

Как сознание отдельного человека формируется под влиянием условий, в которых он живёт, так и общественное сознание, в конечном счете, является отражением материальных условий жизни общества. Человек познаёт среду, оценивает её, пытается преобразовать, поэтому идеи, возникающие в процессе жизнедеятельности, всецело связаны с этой средой. В этом смысл формулы «бытие определяет сознание».

Относительная самостоятельность общественного сознания проявляется в следующем:

1) Логика развития общественного сознания, т.е. законы его развития, отражает логику развития общественного бытия, но не копирует её полностью, ибо общественное сознание обладает преемственностью в своём развитии. Это значит, что на каждом этапе развития общественное сознание не только зависит от общественного бытия, но и включает в себя многие идеи, выдвинутые на предшествующих этапах развития. Например, современное политическое сознание включает в себя идею разделения властей, выдвинутую ещё в эпоху Просвещения.

2) Общественное бытие в своём развитии может опережать развитие общественного сознания, в котором долгое время сохраняются устаревшие взгляды. И наоборот, общественное сознание в тот или иной период может опережать развитие общественного бытия, возникают идеи, опережающие своё время.

3) В различные периоды истории общества на первый план может выходить та или иная форма общественного сознания (в Средние века – религия, в эпоху Возрождения – искусство, в настоящее время – наука).

4) Общественное сознание оказывает активное обратное влияние на развитие общественного бытия. Устаревшие, реакционные идеи тормозят развитие общественного бытия и общества в целом, а передовые, прогрессивные идеи ускоряют развитие. При этом прогрессивные идеи становятся могучей силой тогда, когда ими овладевают массы.

 

2. Структура общественного сознания. Общественное сознание имеет сложную структуру. Оно включает в себя сознание общества в целом, индивидуальное сознание, сознание различных групп людей. Между общественным сознанием и индивидуальным сознанием существуют единство и различия. Единство общественного и индивидуального сознания состоит в том, что человек застаёт в обществе уже сложившиеся идеи, нравственные и правовые нормы и вынужден с ними считаться. Единство состоит также в том, что общественные идеи выдвигаются конкретными личностями и несут отпечаток их своеобразия. Различие между индивидуальным и общественным сознанием состоит в следующем: сознание каждого индивида не является механической частью общественного сознания, ибо наряду с теми или иными теориями оно включает в себя неповторимые индивидуальные особенности данного, конкретного человека. В тоже время общественное сознание богаче индивидуального в том смысле, что отдельный человек не может овладеть всеми идеями и теориями, существующими в обществе. Индивидуальное сознание может быть прогрессивным, а общественное – реакционным, и наоборот.

В структуре общественного сознания выделяют два основных уровня – обыденное и теоретическое сознание. Обыденное сознание – это сознание, ограниченное повседневными рамками жизни людей, сферой быта, семьи. Оно является массовым, формируется стихийно в повседневной бытовой практике. Его разновидностью выступает общественная психология – совокупность настроений, чувств, эмоций отдельных людей, групп и общества в целом. На психологическом уровне общество эмоционально реагирует на те или иные события. Отдельными группами или обществом в целом могут овладевать страх, возмущение, сочувствие. Наиболее устойчивые психологические черты принято называть менталитетом данного общества.

Теоретическое сознание – это высший уровень общественного сознания. Он формируется специалистами целенаправленно. Он включает в себя две стороны – научную и идеологическую. Наука представляет собой систему понятий, законов, категорий, правильно отражающих действительность. Общественная идеология представляет собой совокупность идей, выражающих интересы различных социальных сил, классов. Наука и общественная идеология различаются по своему критерию. Если критерием науки является соответствие понятий и законов действительности, то критерием общественной идеологии является соответствие тех или иных идей интересам определённых классов. Наука и общественная идеология – это две стороны общественного процесса познания. Поэтому общественная идеология существует столько же, сколько и общество.

В структуре общественного сознания выделяются различные формы. В первобытном обществе сознание было более или менее однородным, не разделялось на отдельные формы, религиозные идеи были переплетены с художественными и моральными. Но с развитием общества постепенно выделяются самостоятельные формы общественного сознания, такие как мораль, искусство и религия. В классовом обществе появляются новые формы общественного сознания – политическое, правовое, научное, философское.

Формы общественного сознания имеют общее и различное. Общее у всех форм общественного сознания: 1) все они возникли в результате развития способа производства и общества в целом; 2) все они обслуживают определённые потребности общества или отдельных классов; 3) будучи однажды вызваны к жизни развитием способа производства, все они получают относительную самостоятельность, определяются собственной логикой развития, которая не является точной копией логики развития материального производства.

Различия форм общественного сознания:

1) Каждая форма общественного сознания отражает свой предмет. Политическое сознание отражает отношения между классами, нациями, государствами, наука отражает объективные законы развития природы и общества.

2) Они отличаются формой отражения. Наука отражает действительность в форме понятий и законов, религия в форме догматов, заповедей, мораль отражает отношения людей в форме определённых норм поведения, искусство в форме художественных образов.

3) Все формы общественного сознания имеют


Дата добавления: 2015-01-05; просмотров: 28; Нарушение авторских прав


<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
ТЕОРИЯ ПОЗНАНИЯ | Эволюция жизни на Земле
lektsii.com - Лекции.Ком - 2014-2019 год. (0.067 сек.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав
Главная страница Случайная страница Контакты