КАТЕГОРИИ:
АстрономияБиологияГеографияДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
ОРФОЭПИЧЕСКИЕ НОРМЫ. Орфоэпические нормы – это произносительные нормы устной речи
Орфоэпические нормы – это произносительные нормы устной речи. Их соблюдение облегчает и ускоряет взаимопонимание в процессе общения. Ещё в начале ХХ века образцом служило московское произношение в том виде, в каком оно сложилось к концу ХIХ века. Многие его черты оказались устойчивыми и сохранились в литературном языке до настоящего времени. Однако у московского произношения был сильный конкурент – произношение петербургское. Оно отличалось от московского большей близостью к письменной речи, т. е. произношением, близким к написанию. Например, москвичи говорили м[и]ста, було[ш]ная, горьк[ы]й, тих[ы]й, встрях[ы]вать, подчёрк[ы]вать, учил[са], смеял[са]; петербуржцы – [м’е]ста, було[ч]ная, горь[к’]ий, ти[х’]ий, встря[х’]ивать, подчёр[к’]ивать, учил[с’]я. В 1920г. и в последующие десятилетия в русском литературном языке происходили большие изменения. Они были вызваны массовыми перемещениями в стране, изменением социального статуса людей, не владевших произносительными нормами, смешением, особенно в городах, выходцев из разных местностей, ликвидацией неграмотности, повышением общего культурного уровня народа под влиянием средств массовой информации (радио, кино, а потом и телевидения). И всё же старомосковское произношение до сих пор слышится в речи многих дикторов радио и телевидения, в речи актёров (преимущественно Малого театра) и коренных москвичей старшего поколения.
Правила орфоэпии в современном русском языке можно разделить на три группы: произношение гласных, произношение согласных, произношениезаимствованных слов.
|
Обратимся к часто встречающимся недостаткам произношения.
(I) Основные законы произношения согласных – оглушение и уподобление.
11) Оглушаются звонкие согласные в конце слова
хле[п] ; са[т] ; моро[с] ; любо[ф’].
Нужно учесть, что согласный [Г] в конце слова всегда переходит в парный ему глухой звук [К]:
сне[К] , вра[К], пиро[К] (в южных говорах часто произносится как фрикативный глухой [h]: сне[h], вра[h], пиро[h] –такое произношение недопустимо !) Исключение: бо[х] (бог).
|
2)В положении перед гласными, сонорными согласными (Л, М, Н, Р) и Взвук [Г] произносится как звонкий взрывной согласный:
Бел[Г]ород, [Г]ром, [Г]вардия.
Исключение:бо[h]а, междометия а[h]а, о[h]о.
| В современном литературном языке идёт постепенное вытеснение [h] звуком [г].
Под влиянием орфографии письмо и произношение часто не соответствуют друг другу.
Рассмотрим некоторые примеры:
Сочетание согласных
| Произношение
| Примеры
| ГК ГЧ
| [ Х ]
| ле[х]ко, ле[х]че
| Звонкий + глухой (1-ый уподобляется 2-ому)
| = глухой
| ло[ш]ка, про[п]ка
| Глухой + звонкий (1-ый уподобляется 2-ому)
| = звонкий
| про[з’]ба, во[г]зал
| Перед л, м, н, ри в
| Уподобление не происходит
| [с]ве[т]ло
|
ЧН
|
[Ч’Н]
| ал[чн]ый, взято[чн’]ик, гре[чн’]евый,
кори[чн’]евый,
сливо[чн]ый, убыто[чн]ый, ябло[чн]ый
|
[ШН]
| горчи[шн’]ик, двое[шн’]ик, коне[шн’]о, наро[шн]о, подсве[шн’]ик, праче[шн]ая, пустя[шн]ый, скворе[шн’]ик, яи[шн’]ица Кузьмини[шн]а
(женск.отчество на –ична)
|
[Ч’Н]и[ШН]
| булочная, копеечный, порядочный, спичечный
| В отдельных случаях различное произношение сочетания ЧН служит для смысловой дифференциации слов: шапо[чн]ый мастер – шапо[шн]ое знакомство; серде[чн]ый удар – серде[шн]ый друг.
(II) Произношение гласных
1)Для русского литературного языка характерно аканье,т.е. произношениена месте безударного[о]звука [а]в первом предударном слогеи вабсолютном начале слова:в[а]лы (это вол и вал), тр[а]ва,с[а]сна, [а]гурец.
В остальных безударных слогах на месте букв аи опроизносится краткийзвук, средний между ы и а, обозначаемый в транскрипции знаком [ъ]: выз[ъ]в, тр[ъ]вяной, з[ъ]лотой.
|
2) После мягких согласных в первом предударном слоге на месте букв е, а и я произносится звук, средний между [и] и [э]: ч[иэ]сы, в[иэ]сна, п[иэ]так.
В остальных безударных слогах на месте букв еи япроизносится оченькраткий[и],в транскрипции обозначаемый знаком [ь]:в[ь]ликан, вын[ь]сти,
п[ь]тачок, выт[ь]нуть.
|
3) После твёрдых шипящих [ж] и [ш] гласный [а] в первом предударном слоге произносится как [а]: ж[а]ргон, ш[а]гать. Но перед мягкими согласными произносится звук, средний между [ы] и [э]: ж[ыэ]леть, лош[ыэ]дей.
| 4) В некоторых словах гласный звук [о], обозначаемый на письме буквой Ё, иногда ошибочно подменяют ударным гласным [е], и наоборот. Отчасти это происходит оттого, что в печатных текстах, как правило, вместо буквы Ё используется буква Е.
|
|