КАТЕГОРИИ:
АстрономияБиологияГеографияДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Как понималось соотношение Т.Е. и Таинства Покаяния и Евхаристии в древности и в настоящее время.
В ХV в. в Русской Церкви существовало два чина Елеосвящения. Первый, последование Таинства “по уставу Иерусалимскому”. Согласно этому уставу последование Таинства соединено со службой за болящего. Начиналась она вечерней. На другой день по утру пелась “Агрипия” за болящего Затем предварительные моления и утреня, на еоторой к дневной службе присоединялась служба за болящего. После утрени – Литургия, на которой проскомидия совершалась на трех просфорах: одна из них назначалась для Св.Агнца, другая – Богородичная, третья – за болящего. После Вел.Ектинии священники исходили из алтаря на середину Храма, где происходило чтение 7 Апост. и 7 Еванг. и возложение Евангелия на главу болящего. По окончании Литургии священники мазали болящего маслом. Этот чин только в чтении некоторых молитв, Апостолов и Евангелий сходен с нынешним, а в остальном отличается от него. Другой чин Елеосвящения по своему порядку более близок нынешнему. Главное отличие этого чина от Иерусалимского состояло в том, что он не соединяется с Литургией, и помазание болящего не было отделено от самого чина Елеосвящения. Второй чин в ХVI в. сделался преобладающим, и Таинство совершалось или утром, или вечером, а Иерусалимский чин исчез из употребления. Существование Иерусалимского чина свидетельствует о тесной связи Таинства Е. с Т.Евхаристии. С другой стороны, практика совершения Т. Елеосвящения над кающимися в древней Церкви свидетельствует о том же. Первое по времени указание на применение его над кающимися принадлежит Оригену. Он связывает исповедь перед священником с отпущением грехов в Таинстве Елеосвящения. “Есть еще… отпущение грехов через покаяние, очень трудное и тяжелое, когда грешник омывает слезами ложе свое,… когда не стыдится открыть грех свой священнику и испросить у него врачества… В этом исполняется и то, что апостол говорит: болен ли кто из вас… и если сделал грехи, простятся ему”. Первоначально Св. елей преподавался кающимся в виде опасности смерти, чтобы очищением от грехов дать им возможность достойно причаститься Св. Тайн. А затем он мог применяться и вообще к кающимся для примирения их с Церковью или даже просто для отпущения грехов. Свт. Симеон, еп. Фессалоникийский (VII-VIIIв.в.) свидетельствует о практике Таинства Св. елея над кающимися прошедшими правило покаяния и готовящимися к приобщению Св. Тайн. Дальнейшим развитием литургической практики совершения Т. над кающимися явилось совершение его над здоровыми. С Х в. этот обычай весьма твердо зафиксирован литургическими памятниками. В Греческой Церкви помимо попутного помазывания всех присутствующих при совершении Таинства, последнее совершалось нарочито над здоровыми. Иерусалимский устав предназначал чмн Елеосвящения в одинаковой мере “здоровому и болящему”. “Елеосвящение – читаем у одного греческого писателя ХХ в. – представляется и для всякого верного, чувствующего, что он имеет нужду в благословении и укреплении Богом через это Т., чтобы неосужденно причаститься Божественной Евхаристии. Поэтому оно и повторяется в нашей Церкви столь часто, сколь верующий имеет в нем нужду”. Помимо совершения Елеосвящения над отдельными лицами в здоровом состоянии, существовал и существует в Греческой Церкви обычай общего маслосвящения в известные дни года. Этот обычай существует и в Русской Церкви. Профессор Н.Красносельцев полагает, что он обязан своим происхождением обряду воссоединения кающихся с Церкрвью посредством елея. В Восточной Церкви днем воссоединения кающихся и крещения оглашенных была Пасха или канун ее – Великая Суббота; в Западной Церкви – Великий Четверг. Другое объяснение происхождения общего маслосвящения в том, что в Греческой Церкви в некоторых случаях для отпущения грехов кающимся и примирение их с Церковью совершалось Таинство Св. елея. После упразднения особых разрядов кающихся в Церкви остались одни члены Церкви, нуждающиеся в очищении от грехов и достойном причащении. Отсюда применение ко всем верующим того, что раньше совершалось над каждым в отдельности, должно было казаться естественным и целесообразным. Как связанное с очищением от грехов и достойным причащением, общее маслособорование совершалось в те дни, которые христианами избирались преимущественно для исповеди и причащения. Такими днями были дни Великого Поста.
Апостольское и Евангельские чтения Таинства Елеосвящения; связь их содержания с содержанием Таинства. Первое чтение:
|