КАТЕГОРИИ:
АстрономияБиологияГеографияДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Смысл и значение Таинства СвященстваСв. Симеон Солунский называет пресвитерский чин “совершительным”, т.к. иерей, совершая Таинства,не может не преподать Благодати священства другим: он “крещает и священнодействует, но не хиротонисует, т. е. не рукополагает других к совершению Таинств и не может других производить в сан иерея или иной сан, причастный священническому чину”. Пресвитеру подчиняется диакон и церковнослужители, которые выполняют обязанности в храме только по его благословению. Хиротонисуемый во пресвитера избирается из диаконского чина. Поддерживаемый диаконами, т.е. тем чином, к которому когда-то принадлежал, - по толкованию св. Симеона Солунского, - “ он он доводится ими до священных врат алтаря и таким образом показывается, что он еще диакон, поддерживаемый равночинными ему. Когда же достигнут врат, то он оставляется диаконами, потому что становится выше чина их и принимают его двое высшие из пресвитеров, потому что он вступает в их чин”. Архиерей объявляет, всенародно имя хиротонисуемого и степень, на которую он возводится, и приглашает всех верующих к сугубой молитве с рукополагаемом. После чего епископ читает 2 молитвы. Первая – о достоинстве; вторая – о служении - изображает образ пастырского деяния: продолжение благого, благословенного, Богочеловеческого домостроительства ( икономии), спасения людей в Церкви, совершаемого благодатью Христовой через пастыря, и указывает 5 благодатных сил, 5 действований в Священстве: 1) предстоять Жертвеннику Искупителя, отдав свою собственную жизнь как жертву; 2) проповедовать Евангелие Царствия Божия, утверждая веру в Господа нашего Иисуса Христа как истинного Судию и Спасителя миру; 3) благовествовать Божественную истину и правду Христову, собственным примером являя ее во всех случаях и обстоятельствах жизни; 4) приносить дары и жертвы духовные, совершать Литургию – бескровную жертву славословия и благодарения Божия; 5) являть миру Божие отцовство, крестить водой, Духом Святым и пламенем Веры во имя Пресвятой Троицы, рождать людей в новую жизнь, служить их духовному росту. После прочтения молитв Архиерей подает рукоположенному священнику одежду – епитрахиль, пояс и фелонь и вручает ему служебник (руководство для совершения священнодействия). Епитрахиль, по видению Ин. Златоуста, знаменует духовное помазание. Пояс, который стягивает подризник ( дьяконский стихарь) означает духовную готовность и способность к Богослужению. Фелонь (риза) – одежда правды и радости (пс.131, 9, 16). Целование Архимандрита и всех служителей “в рамена” выражает приветствие новопоставленного при вступлении в чин иерейский и союз апостольской любви. В Таинстве Священства через святительское рукоположение на правильноизбранного нисходит Дух Святый и поставляет его совершать Таинства и пасти стадо Христово. Внешняя сторона – возложение рук архиерея на главу посвящаемого и молитвенное призывание Святаго Духа. Внутренняя – особая благодать священства. Она наделяет избранного духовной силой и властью учить, священнодействовать и управлять паствой. Ин. Златоуст: “Возлагает руку человек, а все делает Бог, и Его -то рука касается главы рукополагаемого, если рукополагается как должно.”. Гр. Нисский: “ Поставляемый в Священники, по внешнему виду остается прежним человеком, но по душе преобразуется он на лучшее невидимой некоей силою и благодатью”. Хиротония совершается по соборной молитве Церкви, поэтому происходит в алтаре во время Литургии, которая является высшим выражением соборности Церкви, объединением верующих в общем молитвенном обращении к Богу. /1/
Если говорить о символике, то можно провести такие параллели: выбор паствой (древняя традиция) есть накое сватовство, а хиротония – венчание иерея с его паствой. Эта символика подкрепляется чинопоследованиями, общими в одном и в другом Таинстве (см. №66). Отсюда следуют некоторые выводы: 1) брак священника с его паствою есть нерасторжимый союз, значит в идеале невозможны перемещения священника с одного места на другое, 2) и более существенное – неизгладимость (католическая формулировка) Таинства.
Каждый момент этого священнодействия значителен и страшен: и посвящение в первые степени священства,- чтеца, иподиакона и диакона, и первое прохождения через Царские врата, как через некий огненный рубеж, и обхождение вокруг Престола, под чтение венчальных стихир, первое прикосновение к Престолу, преклонение колен и ощущение тяжелого парчевого омофора на главе и благословляющей десницы архиерея, и, вероятно, самое страшное, - слова архиерея вполголоса, сказываемые на ухо ставленнику: “возведи очи твои на небо и проси Бога о прощении твоих грехов и о даровании тебе непорочного священства”… Облачение в белые одежды. Открыты не только царские двери, но и диаконские, в знак того, что общение с молящимися, с народом – более тесное и участие его – более непосредственное, чем в иных Таинствах. Это особенно чувствуется в многократных “аксиоз” на каждую часть священного одеяния, воспеваемых и в алтаре со служащими, и клиросом, т. е. теми, кто выражает своим пением чувство народа. Последний момент наконец: вручение новому иерею дискоса с частицой св. Агнца и со словами: “приими залог сей, о нем же истязан имаше быти в день Страшного Пришествия Господа нашего Иисуса Христа”. Теперь это уже не просто мирянин… он должен, по слову Гр. Богослова, “ стоять с ангелами, славословить с архангелами, возносить жертвы на горний жертвенник, священнодействовать с Христом, воссозидать создание, восстановлять образ Божий, творить для горняго мира и, скажу больше, - быть Богом и творить богами” (“Слово защитительное”). От этого момента начинается не жизнь, а житие; не деятельность, а служение; не разговоры, а проповедь; не немощь долголетнего расслабленного, а дерзание друга Христова, “забвение задняго и простирание вперед” (Филип. 3, 13), царство благодати, вечности и распятия Христу. /2/ 1) Литература: Нефедов 2) Архимандрит Киприан (Керн). “Православное пастырское служение”. 63. Отличие Православного учения о Таинстве Священства от католического; протестантского.
|