КАТЕГОРИИ:
АстрономияБиологияГеографияДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Священство в Ветхом и Новом ЗаветахВо все времена истории человечества подразумевалась необходимость посредничества между Богом и людьми, необходимость особого, таинственного служения, которое несравнимо ни с чем другим. Для того, чтобы был порядок, необходима иерархия ценностей, важности разных дел и, конечно, иерархия в отношениях между людьми. Принцип иерархичности существует в любом обществе, государстве, в любом деле. В христианство он пришел из Ветхого Завета совершенно естественным образом. Христианское учение о священстве во многом заимствовано из Ветхого Завета. По воле Божией Моисей призвал своего брата Аарона на священническое служение, и было установлено, что потомство Аарона будет служить в Ветхозаветной скинии ( а потом в храме), а род Левитов будет служить Ковчегу Завета. Ветхозаветный священник являлся не только жертвоприносителем, как в язычестве. Он и судья, и учитель, а иногда и управитель. В отличие от язычества, иудейству присуща гораздо большая разработанность этических норм. Наиболее совершенный нравственный кодекс до Христа был известен именно библейскому священнику. Ветхий Завет вырабатывает понятие святости, отсутствующей у других религий древнего мира. Библейский религиозный идеал дал определенное понятие праведности, выражающееся в исполнении предписаний Закона. Этика Закона, этика нормы преобладала в Ветхозаветном сознании. Она возвышалась над другими этическими представлениями древности, но она тоже носила в себе свою немощь. Закон, как сумма заповедей, которые надо исполнить для оправдания, не давал сам по себе ил для исполнения этих заповедей. Священство Ветхого Завета немощно перед Богом и не несет утешение человеку – грешнику. Строгое понятие об избранничестве, обрезание как знак завета с Богом, отчуждение от других народов – вот та сфера религиозно – нравственных понятий, в которой священствует священник В.З. Весь Израиль – суть народ и сыны Божии, но понятие об усыновлении человека, как создания Божия не существовало в религии древних иудеев. Священство было наследственным. Все колено Левиино было посвящено на служение Богу при храме. Во главе всех священнослужителей стоял первосвященник, происходивший по прямой линии из рода Ааронова и носивший свое звание пожизненно (во времена Ирода и далее светская власть стала самовольно свергать и назначать новых первосвященников). Остальные священнослужители делились на священников и левитов. Священники должны были происходить из рода Аарона, хотя бы и не по прямой линии. Они разделялись на 24 класса, из которых каждый совершал служение в храме по очереди в течение недели (Лк. 1,5,9). До Вавилонского пленения в обязанности священников входило и преподавание Закона Моисеева, позже они оставили это книжникам, сами же ограничились исключительно совершением Богослужения. Левиты принадлежали колену Левиину, не происходя, однако, из рода Ааронова. Они исполняли обязанности служителей при храме: производили уборку, наблюдали за порядком в Святом месте. В Новом Завете священство – не просто иерархия, не просто служение какому-то порядку. Чтобы понять это, нужно вспомнить слова ап. Петра “Вы род избранный, царственное священство, народ святый, люди, взятые в удел” (1 Петр 2, 9). Это говорится в отношении всех христиан. Все христиане и христианки суть царственное священство, потому что они в самом Таинстве Крещения получают нечто особенное, дар Святаго Духа, новое, Благодатное рождение, которое делает их “родом избранным”, “народом святым”, облагодатствованным и потому священным, священством в этом мире. Здесь не говорится об иерархическом порядке, а говорится об онтологии священства. Оно есть особое призвание, благодатная жизнь, благодатное служение. Таким образом, необходимо увидеть две главные составляющие в учении о священстве: его онтологическую природу и иерархический принцип. Христианское православное священство имеет происхождение в благословении Христовом, которое совершилось по Воскресении Христа и особенно – в Пятидесятнице, когда на апостолов снисходит Дух Святый и они обретают Благодатную Силу. Только тогда они делаются апостолами во всей полноте этого слова. Именно здесь начинается их таинственное благодатное служение. Из деяний апостольских и апостольских посланий известно, что ап. стали поставлять пресвитеров. Еще ранее – диаконов. “Диакон” (рус.) – “служитель”. Первые 7 избраны народом по предложению апостолов, ибо “нехорошо нам, оставив слово Божие, пещись о столах” (Деян. 6, 2). Затем возникла потребность поставить Пресвитеров, рус. - “старец” человек умудренный опытом, старший. В дальнейшем в послании ап. Павла появляется еще одно понятие – “епископ”, что значит “блюститель”. Таким образом, появляется трехступенчатая иерархия: епископ, пресвитер (священник) и диакон. Протестантский взгляд – “священник изначально лишь глава общины, и только потом в истории ему усваивается нечто большее”. Вероятно это не так, и с самого начала священное служение понималось как избранничество и благодатный дар. Господь поставил апостолов и дал им дар Духа Святаго. “Приимите Дух Свят”, и в Пятидесятнице дана была апостолам особая благодать. И впоследствии священство всегда было связано с получением этой особой благодати через Таинство Рукоположения. Литература 1)Лекции о.Владимира Воробьева 93/94 2)Архимандрит Киприан ( Керн) “Православное пастырское служение” 3) Справочный материал “Брюссельского” издания Н.З.
|