КАТЕГОРИИ:
АстрономияБиологияГеографияДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Историческое время. Осевое времяИсторическое, или социальное время - это время исторического бытия общества. Оно выражается фигурой круга. Его течение зависит от: а) форм общественного бытия, б) человеческой деятельности, в) половозрастного состава общества и продолжительности жизни. Оно отражает ритмы общественной деятельности. Точкой отсчета исторического времени является какое-то важное событие в жизни народа. По мере накопления знаний историческое время стали делить на эпохи. Характеристики исторического времени: 1. Вектор ориентации: а) в будущее (США) либо б) в прошлое (Индия). 2. Доминирующие ценности. Взгляды на историческое время: 1) Легофф: до XX в. поколения менялись быстро, продолжительность жизни была невелика, время текло быстро. В XX в. поколения стали меняться медленно, и время тоже замедлилось, при этом возросла роль старшего поколения. 2) Гумилев выделял несколько типов восприятия времени людьми: 1. Пассизм - жизнь ради прошлого, совершение подвигов во имя предков. Характерен для пассионариев на начальном этапе этногенеза. 2. Актуализм - жизнь ради настоящего, только для себя. Подвиги совершаются ради корысти. Характерен для гармоничных личностей на стадии надлома. 3. Футуризм - жизнь ради будущего. Это аномалия, ведущая к гибели этноса. 4. Полное забвение, игнорирование времени. Характерно для субпассионариев. Замедляет время. Типы исторического времени: 1) Циклическое (характерно для востока). События не ускоряют время. 2) Линейное (характерно для запада). Постоянно ускоряется. Развивается материальная культура и потребление (Панарин). Соц. революция - локомотив истории (Ленин). Цена линейного времени очень высока как для общества, так и для отдельных людей. *3) Осевое время (К. Ясперс: работа «Смысл и назначение истории»). Осевое время - это определенный период истории (VIII-II вв. до Р. Х.), когда было положено начало историческому единству мира. В данное время: а) по всему миру появилось ощущение близкой катастрофы, б) возросла духовность, в) появились этические учения: упанишады, конфуцианство, греческая философия. Также появились Ветхозаветные Пророки. Остальные цивилизации под осевое время не попали, и, по мнению Ясперса, мы живем только тем, что создали эти три, а также по Ветхому Завету. Ясперс выделял 4 периода в истории: 1. Прометеевская эпоха, в период которой появились речь, огонь, орудия труда. 2. Эпоха великих культур древности с существованием которых появились письменность и государственность. 3. Осевая эпоха, в которую было начато формирование личности человека и его духовной открытости. 4. Эпоха науки и техники. Заложенные осевым временем основы человека сейчас оказались надломленными, о чем свидетельствует нигилизм. Человек осознает свои границы и стоит над пропастью, испытывая субстанциональное беспокойство, предчувствуя катастрофу духа. Т.е. эта ситуация схожа с духовным кризисом доосевого времени. Но наступит ли новое осевое время Ясперс не знает. Для осевого времени необходим такой фактор, как созидательный духовный порыв, импульс, который захватил бы сразу несколько цивилизаций. Такого фактора сейчас нет. Сама цель осевого времени – превратить человека в «человека» сейчас не стоит как главная и вообще мало волнует человечество. Т.о., Ясперс приходит к выводу, что для духовной реформации человек должен обратиться к Восточным культурам и начать познавать свой путь в жизни.
|