КАТЕГОРИИ:
АстрономияБиологияГеографияДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Учение об истине. Классическое определение истины. Возможные критерии истиныИстина в классическом понимании – это соответствие знаний об объекте самому объекту. После Канта философы стали различать абсолютные и относительные истины. Сегодня в философии предлагается отбросить понятие истины. Н-р, работы таких философов, как Локатош, Кун вообще об истине не говорят. Так, Хабермас считает, что истины должна быть изгнана из научного познания, т.к. она есть зловердный монстр. Многие представители философии науки считают, что современная наука в отличие от классической уходит от истинности и заменяет истинное мышление модельным. Модельное мышление являет собой иной взгляд н политику и диалог, на нормы и ценности в научном сообществе и обществе. С этой позиции можно обсуждать модели знания, но понятие истины к ним не применимо. Модельное мышление строится по критериям эффективности, стройности и емкости. В рамках модельной гносеологии противоречащие концепции не являются взаимоисключающими, а наоборот, взаимодополняющими. Н-р, Назаретян считает, что истинная парадигма науки является анахронизмом. Задача науки не в поиске истины, а построении эффективной модели мира, цель которой повышение потенциала интеллекта и механизмов самоограничений. Ревизия истины наблюдается в философии постмодернизма. В частности утверждается, что истина перестала быть целью научного познания, а также отсутствуют критерии доказанности истины. Но также утверждается, что истинное познание является способом создания мира, в котором заинтересована буржуазия. Задача ученых построить исследование так, чтобы противостоять этому миру, т.е. общественные и нравственные интенции более важны, чем истина. Однако если отбросить понятие истины, то много в теории познания надо пересматривать: лишается смысла понятие доказательств и опровержения, неясно понятие самого познания и знания как такового. Потребность в познании, которое ориентируется на истину заложено в природе человека – это установка сознания, поэтому от истины нельзя отказаться. Признаки и характеристика истины. Для философии России традиционно рассматривать истину в гносеологическом плане, т.е. относительно человека и его целей познания. Истина – это знание, соответствующее или адекватное действительности – гносеологическая корреспонденция. Либо же истина – есть логическая истина (гносеологическая когеренция). Истинность знания определяется в соответствии с другими знаниями, истинность которых доказана. Вопрос об истине возникает не только исключительно в научной сфере, но и в иных областях. В истории философии есть постановка вопроса об истинности предметов окружающего мира. Гегель считал, что можно говорить об истинности предмета окружающего мира, т.к. предметы истинны, когда она есть то, чем они должны быть, т.е. когда их реальность соответствует их понятию. Истина - это соответствие мысли (знаний об объекте) самому этому объекту. Это классическое понятие истины, или понятие гносеологической корреспонденции. Существует также гносеологическая когерренция, или установление истины путем логики. Основные позиции учения об истине: 1) Гегель: истина существует, и задача науки - в ее поиске. Кант выделил абсолютные и относительные истины. Абсолютные истины независимы, самодостаточны и безусловны, а относительные (их большинство) верны только в данных условиях. 2) Постмодернизм (Лакатош, Кун, Хабермас, Назаретян): понятие истины не нужно науке. Задача науки - не в поиске единственной (истинной) точки зрения, а в построении модели мира через взаимодополнение разных точек зрения. Критерии истины: 1. Объективность - соответствие знания его объекту. Меняется объект - меняется знание. 2. Конкретность (для относительных истин) - соответствие истины окружающим условиям места и времени. 3. Она является целью (положительным результатом) человеческой деятельности, в процессе которой человек также может прийти к заблуждению (отрицательному результату).
|