КАТЕГОРИИ:
АстрономияБиологияГеографияДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
С.Л. Франк о смысле жизниДанная работа была написана русским философом Семеном Людвиговичем Франком в 1925 году в эмиграции (Великобритания). Основная тема работы: «Имеет ли жизнь вообще смысл, и если да – то какой именно?» Ответ на данный вопрос Франк опосредует следующим вопросом: «Что делать?», или «Как прожить жизнь, чтобы она имела смысл?», или «Как жить, чтобы осмыслить и через то незыблемо утвердить свою жизнь?» Первый тезис. Если мы верим в смысл жизни и хотим его обрести, это означает, что мы предполагаем найти в нашей жизни какую-то ей самой присущую ценность или цель, а не только средство для чего-то другого. Поэтому не может являться смыслом жизни «строительство светлого будущего», а также «жизнь ради самой жизни» (ради удовольствий), поскольку, как показывает практика, несчастий и страданий в жизни больше, чем радости. Второй тезис. Единственный ответ на вопрос «Что делать?» выглядит следующим образом: «Приобщаться к Истинному благу, к Первоисточнику жизни, то есть к Богу». Приобщение это не связано с грандиозными внешними свершениями, великими делами, а только с внутренним самоотречением, покаянием и верой. Третий тезис. Таким образом, жизнь наша осмысляется лишь постольку, поскольку она есть путь к разумной высшей цели (к Богу), иначе она есть бессмысленное блуждание. Здесь следует привести Евангельскую цитату: слова, сказанные Господом Понтию Пилату. Когда Пилат спросил, что есть истина, Иисус ответил: «Я есть Истина». Итог. По Франку, жизнь становится осмысленной при наличии двух условий: 1. Существование Бога как единственного Истинного блага, как Первоисточника жизни, как Цели устремлений человека. 2. Наша причастность Богу, то есть свободное и осознанное служение Ему, движение по пути добра против страстей и зла.
47. Ортега-и-Гассет «Восстание масс» 1930 год. Основные тезисы: 1. Во всяком обществе существует меньшинство (аристократия) и массы. Чтобы общество жило, им должно править меньшинство. 2. В настоящее время массы вытесняют меньшинство и стремятся править европейским обществом. 3. Причины этого - в небывалом социальном прогрессе XIX века: росте населения (со 180 до 500 млн.) и благосостояния, при котором каждый «средний» человек оказался вовлеченным в политическую жизнь государства. 4. Наступила «полнота времени», когда мы больше не обращаемся к прошлому, что ведет к духовному кризису настоящего. 5. «Восстание масс» + «полнота времени» = «закат Европы». 6. После него наступит «междуцарствие», поскольку второй столь могущественной цивилизации нет. 46. Ортега-и-Гассет о «человеке массы» «Человек массы», или «средний человек», по Гассету - это член массы, обладающий следующими признаками: 1) он не обладает никакими талантами и прочим, что выделило бы его из массы; 2) он не обладает отличными от массы интересами, целями и образом жизни; 3) он доволен этому и рад быть таким: (а) доволен высоким уровнем жизни; (б) доволен гипермобильностью в обществе; (в) доволен свободой от моральных догм; 4) он болен вожделением бесконечных удовольствий; 5) он воспринимает все это как должное (он неблагодарен миру); 6) он живет ради себя («пошлая» жизнь) и не желает жить «благородно»
|