КАТЕГОРИИ:
АстрономияБиологияГеографияДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Типы цивилизацийВ настоящее время выделяют три типа цивилизаций: 1) непрогрессивные (аборигены Австралии, Америки, Африки, Сибири), 2) циклические (страны Востока), 3) прогрессивные (греко-латинская и современная европейская).
Непрогрессивные цивилизации, или природные сообщества Живут вне исторического времени, в рамках природного годового цикла. Есть лишь время текущее и время мифическое. Смысл их существования в сохранении равновесия между человеком и природой. Народ и природа едины, нераздельны. Обожествление сил природы. Полукочевой или полуоседлый образ жизни. Коллективизм. Вместо государства властные отношения. Власть вождя опирается на родство или выбор. Жрецы для связи с обожествленной природой. Сущность – неизменность, гармония и единство с природой. Замкнутый круг. Мифологизированное сознание. Табу – запрет на изменения, прогресс. Этот тип хрупок, ибо нет развития. Встреча с иными цивилизациями или экологическая катастрофа ведут к нарушению равновесия, к вымиранию.
Циклические цивилизации, или Феномен Востока Историческое время есть, но особенное. Земное и небесное текут вместе. Прошлое и будущее рядом. Золотой век всегда в прошлом. Жизнь – бесконечно разыгрываемый спектакль. Сосредоточенность на духовном: Индия и Китай. Личностное начало мало развито, подчинено обществу и государству. Человеку не дано сменить своей роли. Нет понятия частной собственности. Вертикальный характер связей в обществе (подчинение вместо кооперации). Этатистские общества построенны на преобладании прав государства над правами личности. Тип государства – деспотия. Государство – самодовлеющая сила, которая находит опору в религиозных системах. Нет проблемы «отцов и детей». Человек – песчинка на берегу океана вечности. Человек не имеет самостоятельной ценности. Символ восточной культуры – человек в лодке без весел. Отсюда рождается фатализм. Реализация свободы возможна лишь в духовной сфере (буддизм). Прогрессивный тип: западная цивилизация Представление о линейном, быстро текущем времени. Из прошлого извлекают уроки, но в настоящем активная деятельность человека может подготовить будущее. Идея прогресса, постоянного совершенствования общества и человека заложена в христианстве. Жизнь дана человеку в кредит, который надо вернуть с процентами (притча о талантах). Идея Страшного Суда. Новое превращено в ценность – западное общество пронизано страстью к обновлению. Идеология индивидуализма – приоритет личности. Автономия и ответственность индивида, многовариантность поведения. Пределы индивидуализма определяются законами страны и нормами морали. Баланс интересов личности и общества. В сфере менталитета – рационализм, индивидуализм, предприимчивость Единое политическое кредо – частная собственность и частное предпринимательство. Особая политическая система: политический и социальный плюрализм. Идея народовластия и принцип свободной торговли. Свобода слова создала единое этическое поле Запада. Идея национального самоопределения. Единство в многообразии и многообразие в единстве. Сфера действия – весь мир. Особый ментальный код: 1) Стремление к земному могуществу: фаустовская мысль и воля, прометеевский вызов богам. Жизнь – целенаправленное путешествие. 2) Социальная память и чувство истории. Современная хорошие урожаи, но и требует организации массового труда, что ведет к формированию особой формы государственной власти – деспотии. Английский историк А. Тойнби считал, что первые цивилизации сформировались по принципу вызова и ответа: естественная среда как бы бросала вызов людям, а те в ответ создавали искусственную среду, позволявшую противостоять силам природы. Так, у представителей финикийской цивилизации (восточное побережье Средиземного моря) не было нужды в ирригации, так как почва была влажной вследствие близости моря. Зато море лишало их соседей, бросая этим новый вызов. И люди создали в ответ навигацию. Власть восточных деспотов была неограниченной и базировалась на идее их божественного происхождения, которая определяла религии первых цивилизаций. Раннее разделение земледелия и скотоводства, специализация ремесла, появление государства и городов вызвали иерархизацию общества, которая требовала письменности и законодательства. Появились более развитые формы религии, наряду с тотемизмом и политеизмом стали зарождаться примитивные формы монотеизма (например, поклонение Солнцу в Египте). От мифов переходили к религиям спасения с их разработанной этикой и представлениями о загробном мире (например, зороастризм в Иране). Первой зрелой формой монотеизма стала древнееврейская религия Ветхого Завета в Палестине с ее идеей Бога как единой Личности. Цивилизации Египта и Передней Азии возникли на основе разных народов, которые передавали свои культурные достижения друг другу. Через финикийцев и крито-микенскую цивилизацию (о. Крит, острова Эгейского моря) эти достижения достигли греко-римского мира и вошли в состав античной цивилизации. западноевропейская цивилизация прошла в своем развитии несколько этапов, постепенно выросла на почве античной (греко-римской) и средневековой цивилизации, а также цивилизации раннего нового времени. Главными факторами ее становления были античные идеалы демократии в политике, христианская ментальность в средние века, наконец, идея Реформации в раннее новое время, заложившая основы капиталистической этики, ее нацеленность на земную жизнь. Цивилизация Европы как нечто целое начала формироваться в районе Средиземноморья в эпоху античности, но истоки имеет на Востоке, в Древнем Египте и Передней Азии (Междуречье, Ближний Восток). Египет и Передняя Азия: вклад в историю человеческой цивилизации Древнейшие цивилизации сформировались к 3 тыс. до н.э. в бассейнах великих рек – Нила в Египте, Тигра и Евфрата в Междуречье, Инда в Индии, Хуанхэ в Китае. Их появлению способствовало ирригационное земледелие, которое не только дает.
|