КАТЕГОРИИ:
АстрономияБиологияГеографияДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
ДУХОВНАЯ ЖИЗНЬ ОБЩЕСТВА. ОБЩЕСТВЕННОЕ СОЗНАНИЕ, ЕГО УРОВНИ И ФОРМЫ.Необходимое условие бытия общества — ду- производствоховная деятельность людей. Люди — созна- тельные существа, и сознание пронизывает все проявления социального, будучи одним из способов их жизнедеятельности. Важнейшим элементом духовной жизни общества является специализированная профессиональная духовная деятельность, относительно обособленная от остальных сфер общественной жизни и обслуживающая их. Это и есть духовное производство, в котором специфически проявляются закономерности экономической подсистемы, т.е. повторяющиеся существенно-необходимые зависимости между хозяйственными процессами общества в целом. К их числу можно отнести закон возвышения потребностей, законы общественного воспроизводства, закон стоимости и др. ДуховнаяЭта подсистема включает органически свя- подсистемазанные между собой элементы, направлен- ные на удовлетворение общественных и личных духовных потребностей. Важнейшие из них — познавательные, нравственные, эстетические, религиозные, а также потребности в общении. В обществе постепенно возникают особые отрасли духовного производства и институты, которые соответствуют многообразным духовным потребностям Отрасли духовногоНаучные институты и разнообразные "^У^ знание природы, общества, человека и тем самым научно обеспечивают деятельность людей. В науке также возникают собственные проблемы, не имеющие непосредственного выхода в социальную практику. Разрешение названных проблем является условием дальнейшего развития науки, ее внутренней потребностью. ИнформацияСуществуют области духовного произ- и коммуникацияводства, направленные на удовлетворе- ние потребности в обмене информацией, духовном общении. Это прежде всего средства прямого информирования населения. В старину это были глашатаи, читавшие указы государей на площадях, проповедники, поэты и сказители, скоморохи, театр, а также писаная литература. Позднее, с развитием технических средств информации, потребности в духовном общении удовлетворялись печатными изданиями (книги, газеты, журналы), затем появились радио, кино, телевидение, т.е. средства массовой информации (СМИ) в современном виде. Характерные признаки массовой информации — публичность, быстрота передачи информации и ее преходящий характер. Формы массовой информации зачастую подвергаются справедливой критике, поскольку в них может преобладать пропаганда и агитация с присущими им шаблонностью, односторонностью, навязчивостью. Средства массовой информации в современных условиях— особый вид индустрии, производящей свой товар, который более или менее выгодно продается на рынке. Продается и творческий потенциал интеллигенции (журналистов, телеведущих, шоуменов и т.п.). Кто платит деньги, тот и заказывает «музыку». Иными словами, СМИ — тот вид производства, в который финансовые олигархи наиболее охотно вкладывают свои капиталы. Наряду с организованными существуют стихийные средства передачи информации, к числу которых относят, в частности, слухи. Слухи возникают по причине недостаточности информации или недоверия к имеющимся источникам информации. (Их классифицируют на абсолютно недостоверные, недостоверные, недостоверные слухи с элементами правдоподобия, правдоподобные слухи и достоверные слухи с элементами неправдоподобия.) Следует отметить, что слухи могут распространяться вполне сознательно в качестве средства манипулирования общественным мнением. Развитие средств массовой информации не устраняет потребность в непосредственном межличностном и коллективном духовном общении людей, которая удовлетворяется принципиально иными средствами и в иной обстановке (дома или в театре, в учебной аудитории или переписке и т.п.). Тем не менее средства массовой информации — необходимый элемент духовного общения в современном обществе. В научной литературе и в обиходной речи понятия «-информация» и «-коммуникация» зачастую употребляются как синонимы. Однако смысл этих явлений духовного общения различен. Под информацией понимается сообщение, несущее новое знание и меняющее поведение лица или фуппы, воспринимающих данную информацию. Коммуникация — вид духовного общения, предполагающий обмен идеями, взглядами, оценками. Она обусловлена наличием взимопонимания между людьми. Духовное производство и духовное общение невозможны без определенных предпосылок, т.е. наличия регулирующих его норм, а также некоторого исходного мыслительного материала, созданного предшествующими поколениями людей и зафиксированного в языке, предметах материальной и духовной культуры. Поэтому неотъемлемым компонентом духовного производства является кодирование, тиражирование, хранение и распространение духовного богатства. Оно предполагает также формирование личности, способной к освоению культурных ценностей. ВоспитаниеОсобая область духовного производства — и образованиевоспитание и образование человека. В обществе создается разветвленная система учреждений обучения и воспитания: высшие учебные заведения, разнообразные формы школьного обучения (домашнее, монастыри, колледжи, пансионаты, интернаты и т.п.), детские дошкольные учреждения. Воспитательную функцию выполняют семья, круг друзей и знакомых, государственные учреждения, органы правопорядка, а также средства массовой информации. Нравственное и эстетическое воспитание, формирование мировоззрения осуществляются искусством и учебными религиозными учреждениями. Центральное звено духовной подсистемы — сознание общества, проявляющееся во всем многообразии знаний, идей, взглядов, мнений, мировоззренческих установок, ценностных ориентации и т.д. Важнейшими элементами сознания общества являются индивидуальное и общественное сознание. Индивидуальное сознание — образ мира, формирующийся у отдельного человека под влиянием условий его жизни и психических особенностей. Оно имеет внутриличностное бытие, зачастую представляя собой никому не ведомый поток сознания. Общественное сознание является идеальным образом мира, формирующимся социальными общностями и группами под воздействием надличностных факторов — материальных условий жизни общества и его духовной культуры. Различие индивидуального и общественного сознания не означает, что только общественное сознание социально. Индивидуальное сознание — неотъемлемая часть сознания общества. Исторически выработанная обществом культура духовно питает личность, превращаясь в органическую часть индивидуального сознания. Каждый индивид— представитель своего народа, этноса, места проживания, и его сознание неразрывно связано с обществом. Вместе с тем общественное сознание развивается лишь в постоянном соприкосновении с индивидуальным, через свою приобщенность к реально функционирующему сознанию личности. СтруктураОбщественное сознание имеет сложную общественногоструктуру. Выделяются два уровня — обы- денное сознание неоднородно по своему содержанию. Оно включает накопленный предшествующими поколениями опыт трудовой деятельности, моральные нормы, обычаи, более или менее жесткие предписания в сфере быта, наблюдения над природой, некоторые мировоззренческие представления, народное художественное творчество (фольклор) и др. Обыденное сознание обращено преимущественно к труду, быту и связанным с ними повседневным условиям жизни и отношениям людей. Оно отличается синкретичностью, бедностью содержания, подробной детализацией, эмоциональной окрашенностью, стихийностью и практической направленностью. Обыденное сознание, возникающее под непосредственным влиянием быта, консервативно, замкнуто, догматично, эмоционально окрашено. В нем преобладают суеверия, предрассудки, а слухи — основной способ передачи информации. Обыденное сознание имеет ограниченные познавательные возможности: оно неспособно проникать в сущность явлений, систематизировать факты. Теоретическое сознание опирается на обыденное, но преодолевает его ограниченность. (См. гл. 3). Названные уровни раскрывают структуру общественного сознания как моменты в движении познания, различающиеся степенью его адекватности объекту. В то же время общественное сознание, будучи результатом духовной деятельности социальных общностей и фупп, несет на себе печать их субъективных способностей. Общественная психология и идеология суть те элементы, в которых обнаруживается влияние особенностей носителей общественного сознания. ОбщественнаяВ понятии общественной психологии мыс- психологиялятся проявления психики человека, со- циальной по своей сущности. Однако как структурный элемент общественного сознания социальная психология характеризует особенности массового поведения людей, определенный тип отношений социальных общностей и групп к явлениям общественной жизни. Они выражаются в форме верований, убеждений, социальных установок и чувств, привычек и стереотипов и т.д. Социальная психология включает также психический склад, т.е. стабильную совокупность психических особенностей и форм коллективного поведения, типичных для конкретной социальной фуп-пы. В понимании сознания социальных общностей и фупп значительную роль ифает учет социального характера, который представляет собой особое, отличающее именно данную фуппу единство некоторого множества черт (рабочий характер, национальный характер, купеческая психология и т.п.) Существенное место в социальной психологии занимают социальные чувства, типичные для той или иной группы или общества в целом в определенный момент его истории. Социальные чувства массовидны, динамичны и чрезвычайно заразительны. Они отличаются по характеру и способам закрепления и распространения. Таковы взаимная психическая индукция, подражание, взаимоусиление, социальный контроль, внушение, эмоциональное заражение и пр. Социальные чувства личности могут резко отличаться от ее индивидуальных пристрастий. Известно, что поведение индивида в толпе характеризуется сознанием анонимности и снижением самокритичности и самоконтроля, усилением эмоциональности восприятия информации, подавлением чувства индивидуальной ответственности за свое поведение и повышением внушаемости. Индивид, включенный в социальное целое, разделяет групповые чувства и представления в противовес собственным установкам. Это говорит о значимости социальных чувств, которые могут формироваться средствами массовой информации или митинговой стихией и стать причиной массовых беспорядков, разгула насилия, но могут и служить консолидации общества. ИдеологияСознание всегда так или иначе решает проблемы смысла жизни, отвечает на коренные, жизненно важные вопросы, связанные с потребностями и перспективами общественного развития. Названные вопросы ставятся и решаются в рамках идеологии. Идеология — структурный элемент общественного сознания, представляющий собой совокупность идей, взглядов, отражающих в теоретической, более или менее систематизи рованной форме потребности общественного развития и служащих закреплению или изменению общественных отношений. Содержанием идеологии являются острые, актуальные, назревшие и требующие разрешения противоречия общественного развития. На этой основе вырастают некоторые теоретические построения, раскрывающие особый взгляд на смысл происходящего и пути выхода из социальных тупиков и трудностей. Вот эта бесстрастная, наукообразная видимость и составляет форму идеологии. Сущность же идеологии — вы-раж:ение интересов определенной социальной группы: класса, этнической группы, правящей элиты или ее оппозиции и т.д. Идеология объективна по форме, но субъективна по содержанию. Она в теоретически систематизированном виде выражает точку зрения социальных фупп на потребности общественного развития и теоретически обосновывает и оправдывает их социально-политические действия. Общественное сознание неоднородно по содержанию и форме. Выделяются такие виды общественного сознания, как научное, религиозное, нравственное, эстетическое, политическое, правовое, философское. Они различаются по содержанию тех явлений, которые в них отражаются, по форме материализации, по социальным функциям. Виды или формы общественного сознания представляют собой многоуровневые образования, включающие своеобразно представленные обыденный и теоретический уровни, общественную психологию и идеологию. СостоянияЦелостная характеристика общественного общественногосознания выражается в понятиях состояния ние, общественное мнение и др. Серьезное значение в характеристике состояний общественного сознания принадлежит определению соотношения научных и вненаучных представлений. Например, в периоды общественных потрясений и кризисов возрождаются самые дикие предрассудки и суеверия, нарастают апокалиптические настроения, фетишизация общественного сознания. Общественное сознание получает свою реализацию в культуре.
|