Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АстрономияБиологияГеографияДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника


Выборная система в гармонично организованном обществе




А я говорю: аще бы не были борцы, не бы даны были венцы.

Протопоп Аввакум, «Житие»

Выше было показано, что выбор большинства редко бывает удачным. Но не более успешным является и другая модель демократического выбора, при которой решения принимаются только при единодушном их одобрении. История древних демократических республик Новгорода и Пскова свидетельствует, насколько трудно порою было выработать такое единомыслие. И бились сторонники разных позиций в кровь друг с другом на Вечевой площади у Святой Софии, и сталкивали несогласных с моста в реку Волхов…

Как при одной форме демократии, так и при другой решения всегда готовятся ограниченным кругом людей, пользующихся уважением или властью. Иначе говоря, при всяком преклонении перед волей большинства или благоговении перед единомыслием в действительности всегда исполняется воля узкого круга людей, вырабатывающих, отбирающих и формулирующих постановления. То есть по сути своей власть всегда является олигархической или единоличной, именно её решения одобряются или не одобряются людьми при правлении любой формы. И иное невозможно, поскольку никакая даже самая очевидная мысль одновременно всем прийти в голову не может.

Вопрос заключается лишь в том, насколько профессионализм, мораль и ум принимающих решение людей согласуется с возложенными на них общественными функциями, в какой мере их формальное лидерство отвечает реальному, а властная элита соответствует элите истинной. Иначе говоря, насколько совершенен процесс выбора.

Бытует точка зрения, будто власть должна формироваться обязательно из представителей всех слоёв населения, поскольку именно они лучше знают истинное положение вещей, могут представлять и защищать те или иные интересы. С другой стороны, необходимость защищать интересы различных категорий людей в первую очередь свидетельствует о дисгармоничности власти, об её неспособности или неумении организовать такое содружество, в котором никто не будет обижен, обделён, обездолен и не нужно будет его интересы защищать. В действительности социальные проблемы лишь тогда оказываются острыми, когда экономика несбалансированна.

По большому счёту, власть для того и нужна, чтобы консолидировать общество, а не моделировать коммунальную кухню, в которой каждый вынужден защищать свои интересы. Если власть заботится преимущественно об интересах только избранной группы вне зависимости от числа её, интеллекта или богатства, будь то пролетарии, предприниматели или олигархи, она с неизбежностью перерождается в орудие подавления всех остальных. Превращается в деспотию, под какими бы красивыми лозунгами она ни фигурировала. И в конечном итоге её дисгармония приводит к тому, что она начинает работать преимущественно на себя.

История человечества знает множество примеров такого перерождения власти, и безразлично, каким образом она получалась. Ни революции с их жестокостью, ни демократические выборы с их фальшивостью, ни закулисная возня не могут заставить власть обслуживать всех, а не только себя любимую или тех, кому обязана она своим выдвижением. Слаб человек, и всегда хочет получить он больше, чем заслуживает, чего достоин или может. И всякий предлог использует для этого, а тем более власть над другими людьми.

Из истории известно только два вида правления, при которых власть способна гармонизировать интересы всех членов общества, а именно монархическая или применяющая косвенные выборы. В первой из них, по идее, все подданные без исключения являются детьми самодержца, за благополучие которых он держит ответ перед Богом. Но как часто они эту ответственность забывали. Вспомним знаменитое: «Государство – это Я!» (Король Франции Людовик-ХIV). О втором виде формирования власти поговорим более подробно. К ней прибегают народы в экстренных случаях своей истории, когда угроза самому существованию нации перевешивает эгоизм отдельных кланов. В частности, именно таким образом, лучшими людьми страны избирался на престол России царь Михаил Романов после «демократической смуты» в 1613 года.

При выборе истинной интеллектуальной и нравственной элиты общества не следует игнорировать многовековый человеческий опыт. Так, «Родовая организация представляется нам одним из древнейших и широко распространённых учреждений человечества. Она явилась почти универсальной основой социального строя древнего общества, азиатского, европейского, африканского, американского и австралийского. Она была тем орудием, посредством которого общество было организовано и сохранялось» (Л.Г. Морган).

Как пример, чтобы быть допущенным в Орден Друидов, кандидат должен был происходить из хорошей семьи, обладать высокими моральными качествами, не обладать вредными привычками и помыслами. Пока он не подвергся различным искушениям и испытаниям на силу характера, не давал соответствующей клятвы, ему не доверялась никакая власть, не поверялись никакие значимые секреты. Оваты (нижняя степень посвящения) получали некоторые знания из медицины, астрономии, поэзии и музыки, учились оказывать людям посильную помощь. К более высокой степени принадлежали так называемые Барды, к ним уже предъявлялись более высокие требования этики и морали, сообщались некоторые сокровенные тайны. Их учили использовать свои способности более разумно, быть терпеливыми при неблагоприятном ходе событий, смелыми в опасностях, стойкими перед искушениями. Именно из них подбирались кандидаты в Друиды.

Последние познавали фундаментальные законы Природы, Божества и Вселенной, учились применять их в земной сфере. Изучали ритуалы и церемонии, символически очищающие Землю от Зла и возвращающие Бога Добра, символизируемого Солнцем, организовывали всю систему отбора и обучения неофитов. Чтобы достичь степени Главного Друида или духовного главы организации, для жреца требовалось пройти шесть ступеней Ордена. Он избирался за добродетели и целостность из среды самых знающих, умных и порядочных членов наиболее высоких степеней иерархии.

Характерно, что примерно по тем же принципам были организованы и все другие древние Мистерии. Именно так формировалась каста жрецов Египта, религиозно-этические секты Индии и Китая, отбирались мусульманские суфии и др. И многовековая проверка указанного принципа отбора лидеров общества полностью доказала его высокую надёжность и эффективность.

В наших условиях реализовать указанный принцип можно следующим образом. При косвенном, последовательном выборе представительской или правящей элиты первые выборщики избираются впрямую населением, разделённым на группы, в которых люди известны друг другу или могут воспользоваться мнением тех, кому доверяют. Например, в деревне все люди знакомы, понимают, кто чего стоит, а поэтому при выборе своего представителя обмануть их невозможно. Аналогично, таковыми могут быть жители крупных домов, небольших селений или организаций. И здесь происходит первый отбор наиболее достойных, отсев всех тех, кто не пользуется действительным доверием людей, уважением окружающих, кто не умеет или не способен адекватно представлять общественные интересы. Понятно, что указанные выборы должны быть тайными. И здесь существенным подспорьем может оказаться разработанная нами система экспертного отбора МРП, описанная в Приложении 1.

Очевидно, что при таком выборе ни деньги, ни пиар-технологии не будут иметь силы, поскольку решения уже принимаются людьми не вслепую, а осознанно. Всех ни купишь, ни обманешь, ни запугаешь. Ни больные, ни неспособные работать на общество, ни демагоги или бандиты, коррупционеры или их прихлебатели человеческим доверием наделены не будут. А если вдруг таковые всё-таки просочатся через нижнее общественное сито, на пути их встретятся следующие. И так далее. То есть здесь происходит первичный отбор истинных лидеров различного масштаба, и от его качества зависит многое.

Рис. 9.2. Характер косвенного формирования выборной власти

Далее указанные выборщики в количестве не более 2-х – 3-х десятков формируют муниципальные или районные комиссии, структуры или комитеты. И в них путём совместных дискуссий, общей деятельности или иного изучения друг друга опять-таки осознанно избираются выборщики более высокого ранга, например районного и областного. Причём, если на первом уровне отбор происходит в основном по нравственным, человеческим и интеллектуальным качествам, то во втором требования повышаются и отбор производится уже по профессиональным качествам. Здесь проверяется способность претендентов грамотно представлять своих избирателей, поскольку аудитория уже оказывается более подготовленной и интеллектуально развитой. И так до самого высокого уровня.

Схема такого формирования власти показана на Рис. 9.2.

Таким образом, здесь опять фигурирует всё то же дерево организации (см. Рис. 2.6), но права уже передаются не сверху вниз, а наоборот. Поэтому в структуре власти начинают работать не только прямые, но и обратные связи, образуя гармоничную и высокоэффективную систему, аналогичную всем природным образованиям. А поэтому такой выбор властной элиты не только более естественен, но и существенно более скоординирован.

Причём, таким способом можно одновременно избирать не только должностных лиц, занимающих в административной иерархии сравнительно скромные места, а именно глав муниципальных образований, районной и областной власти, но и руководителей государств. То есть на более высокие должности будут рекомендоваться те, которые уже проявили себя на более скромных должностях, кто уже обладает требуемым опытом и авторитетом. Понятно, что в таком случае появление случайных или ангажированных личностей в высших эшелонах власти, как происходит сейчас, уже окажется маловероятным. И всякого рода «наследники», выдвиженцы и ставленники будут исключены. Они уже будут обязаны своим постам только тем, кто им доверился, смогут работать с развязанными руками, честно исполняя свой долг перед обществом и перед всеми теми, кто их избрал, им доверяет.

При этом очевидно, что кто предоставляет власть, тот и вправе её отнимать. В этой связи проблема отзыва не справляющегося со своими обязанностями должностного лица решается самым простым и естественным образом. Она потребует не больше процедур, чем сам выбор. И это обстоятельство ещё более укрепит ответственность выборного лица перед своими избирателями. Сделает невозможной работу власти против своих избирателей, станет немыслимой противопоставление её народу.

Указанные выборы уже не будут требовать столь громадных материальных и информационных ресурсов, на них не нужно будет тратить много времени, денег и сил. Всё будет происходить столь же просто, гармонично и естественно, как это совершается в Природе, без никому не нужной помпы и театральности.

Таким образом, в ступенчатой системе выборов реализуются как достоинства модели демократии, использующей приоритет большинства, так и требование тщательного отбора претендентов, контроля за деятельностью избранных. Создаются благоприятные условия для выдвижения истинных лидеров общества, а не всевозможных дутых фигур. Власть получают те, кто в наибольшей мере способен исполнять требуемые функции, а не демагоги и популисты.

И здесь в полной мере проявляется соответствие экономики и политики: в дисгармоничной экономике политическая система не может не быть патологичной, а в гармоничной более естественными оказываются все человеческие отношения. Во всех структурах общества начинают работать скоординированные природные механизмы, позволяющие встроить человека в единый Космический комплекс, не допускающий ни уродства, ни подавления какой-либо особи.


Поделиться:

Дата добавления: 2015-01-19; просмотров: 125; Мы поможем в написании вашей работы!; Нарушение авторских прав





lektsii.com - Лекции.Ком - 2014-2024 год. (0.006 сек.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав
Главная страница Случайная страница Контакты