Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АстрономияБиологияГеографияДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника


Утверждение классицизма в художественной культуре. (Классицизм в литературе последней трети 18 века, изобр. Иск., скульптуре).




Литература

Последняя треть века – наиболее плодотворный период в развитии или литературы Петербурга. Если в 30–50-е годы писателей можно пересчитать по пальцам, то теперь появляются десятки новых имен :Н.И.Новиков, Д.И.Фонвизин,И.А.Крылов, А.Н.Радищев,В.В.Капнист, Г.Р.Державин и другие. Преобладающее большинство –писатели-дворяне.

Возросшее значение литературы почувствовала сама Екатерина II. Она весьма активно занималась писательской деятельностью, стараясь расположить к себе общественное мнение и управлять дальнейшим развитием литературы.

В этот период формируются новые литературные роды и виды. До этого времени литературные произведения писались почти исключительно в стихах. Теперь возникают первые образцы художественной прозы. Стремительно развивается драматургия. Особенно широкий размах приобретает развитие сатирических жанров: сатирические комедии, комические оперы и т.д. Сатирики XVIII века еще следуют правилам классицизма. Но в то же время в их творчестве все более отражаются картины и образы реальной жизни.

Теоретиком этого направления был В.И.Лукин. Переводимые им пьесы «склонялись на русские нравы», герои получали русские «говорящие» о характере имена (Добролюбов, Чистосердов, Злорадов и т.д.). Сюжет обрастал бытовыми подробностями, почерпнутыми из русской жизни.

Пьесы Лукина «Мот, любовию исправленный», «Пустомеля», «Награжденное постоянство» и другие сыграли свою роль в рождении национальной комедии, расцвет которой связан с творчеством Д.И. Фонвизина.

В комедии «Бригадир» (1769) высмеивается галломания – раболепное преклонение перед всем французским. В этом пристрастии некоторых своих современников драматург разглядел не просто глупость, а вреднейшее зло, разделившее верхушку русского общества и собственно народ. Фонвизин вплотную подошел к проблеме типизации героев. Бригадир не прочитал в жизни ни одной книги, кроме воинского устава. Не лишенный природного ума, он, тем не менее, не вызывает симпатии из-за своей грубости и самодурства.

В пьесе «Недоросль» (1782) писатель поднимает проблему происхождения социальных пороков в государстве. Явление Митрофанушки Фонвизин показывает как следствие крепостного права, которое развращает помещиков и уродует крестьян. На почве крепостничества формируются жестокость и варварство Простаковых и Скотининых. Им противопоставлен ряд положительных героев – благородные дворяне Стародум, Правдин, Софья. В основе сюжета – любовная интрига, что соответствовало канонам классицизма.

Однако Фонвизин подчинил ее социальной сатире. Писатель создал типизированные образы, наделил их меткими индивидуальными характеристиками. Комедия оказала мощное воздействие на развитие реалистических традиций в русской литературе.

В разнообразном по жанрам творчестве писателей последней трети XVIII века исследователи отмечают постепенный отход от канонической трактовки классицизма, черты сентиментализма и реализма.

Достойно завершает допушкинский период русской поэзии Г.Р.Державин. Его наследие нельзя причислить ни к классицизму, ни к реализму, ни к сентиментализму.

В нем есть примеры всех этих стилей, преломленных сквозь призму своеобразного внутреннего мира поэта. Державин совершил настоящий бунт в царстве жанров. В зависимости от художественных задач, он включал в оды элементы элегий, стансов, песен.

Соединяя слова "высокие" и "низкие", Державин освобождал отечественную поэзию от сковывающих пут теории стилей, открывал дорогу развитию реалистического языка. В каждом своем сочинении поэт оставался правдивым и искренним человеком, любящим жизнь, которая стала, предметом его творчества.

Особое место в культуре ПетербургаXVIII века принадлежит А.Н. Радищеву. Воспитанный на трудах французских просветителей, Радищев пришел к выводу о нравственном праве крестьянства бороться за свободу против деспотизма и произвола. Судьба народа становится главной темой его творчества. Лучшие произведения Радищева – ода «Вольность» и «Путешествие из Петербурга в Москву».

В литературе 90-х годов XVIII века благодаря силе таланта и эрудиции Н.М. Карамзина, утверждается сентиментализм. В исполнении А.Н. Радищева сентиментализм обретал горьковато-гражданственный привкус. Карамзин и особенно его последователи предпочитают другой вариант сентиментальной прозы – с оттенком некоторой слащавости, жеманства и манерности.

Самым популярным сочинением Карамзина была сентиментальная повесть «Бедная Лиза» (1792). Он создал прекрасный образ бедной крестьянской девушки, полюбившей молодого дворянина. Рассказывается очень грустная история с самоубийством несчастной героини в развязке, но тяжелого впечатления читатель не испытывает, печаль светла.

Последние годы своей жизни Карамзин посвящает «Истории государства Российского», разбирает летописи, воскрешает дух отечественной старины. Но эта работа принадлежит уже XIX веку.


Поделиться:

Дата добавления: 2015-01-19; просмотров: 200; Мы поможем в написании вашей работы!; Нарушение авторских прав





lektsii.com - Лекции.Ком - 2014-2024 год. (0.008 сек.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав
Главная страница Случайная страница Контакты