Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АстрономияБиологияГеографияДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника


Научная мысль и философия просветительского направления в Петербурге во второй половине 18 века.




Осуществление широкой образовательной программы требовало продолжения начатого при Петре освоения философско-педагогических учений, разработанных просветительской мыслью на Западе, и создания русскими мыслителями своих теоретических концепций. В ее основе новое понимание человека, светское просветительско-рационалистическое: человек – существо разумное, а не божья тварь.

В Петербурге вышел двумя изданиями трактат А. Попа «Опыт о человеке» (1757, 1763), в котором русские мыслители видели итоговое представление современной европейской антропологической концепции. В конце века А.Н. Радищев в трактате «О человеке, его смертности и бессмертии» обобщил сделанное в этой области в западной философии. Этот трактат оценивается как первая русская философская работа, стоящая на уровне тогдашней философской культуры.

В 1786 году Екатерина Великая повелела россиянам подписывать бумаги словом «верноподданный» вместо «раб».

На этом теоретическом фундаменте вырастает новая педагогическая система. Вначале наблюдался повышенный интерес к европейским педагогическим идеям, а затем разрабатываются собственные.

В Петербурге несколькими изданиями выходит трактат аббата Бельгарда «Совершенное воспитание детей, содержащее правила о благопристойном поведении молодых знатного рода и шляхетского достоинства людей» (1747, 1759, 1778), книга Д. Локка «О воспитании детей (1759), «Правила благопристойности» Я.Каменского (1792).

 

 

Затем появляются сочинения русских мыслителей: «Наставления сыну» Г. Теплова (1760), «О цели учения» А. Барсова (1760), труды М. Ломоносова, И.Бецкого, А.Сумарокова и других.

Исходный принцип новой демократической педагогики с предельной четкостью сформулировал Радищев в «Беседе о том, что есть сын отечества» (1789): «Человек существо свободное, поелику одарен умом, разумом и свободною волею».

 

Екатерина II поддерживала движение умов в теоретическом осмыслении новой педагогической системы. Более того, она принимала в нем активное участие. Екатерина исходила из того, что главная цель школы не обучение, а воспитание. Разобравшись в педагогических идеях Монтеня, Локка, Екатерина пришла к выводу, что «самое надежное, но и самое труднейшее средство сделать людей лучшими, есть приведение в совершенство воспитание».

С педагогическими воззрениями Екатерины связано и обращение к средствам сатиры в ее собственных сочинениях, и всемерная поддержка развития сатирического жанра на сцене, и в созданных по ее инициативе сатирических журналах. Сатира в эту эпоху была направлена не на общественные порядки (такой она станет в следующем веке), а на личностные, нравственные качества человека и способы их формирования. Центром этого направления литературы, театра, журналистики стал Петербург.

Деятельность Академии наук при Екатерине, как при Петре, была ориентирована на преимущественное развитие естественных наук и гуманитарному знанию отводилось второстепенное место. И все же некоторые направления гуманитарных исследований оказались приоритетными и необходимыми. Прежде всего историческое и этнографическое, порожденные общей потребностью преодоления эгоцентризма общества, для которого существует только оно само, здесь и сейчас.

Между тем в условиях утверждения светской культуры передовая часть общества начинает искать связи настоящего с прошлым и собственной формы бытия с иными, существенно от нее отличными. Пока на Руси господствовала религиозная культура, история страны и иные формы бытия были попросту не интересны, поскольку все, что отличалось от собственного образа жизни и мыслей, казалось ложным, диким. Петр, путешествуя по Европе, оценил иное бытие и понял необходимость изменить русскую жизнь по образу иноземной. В 1768 году публикуется историческое исследование сподвижника Петра В. Н. Татищева. А завершается серия исторических исследований в XVIIIвеке «Историей государства Российского» Н.М. Карамзина.

Пристальное внимание Академия наук уделяла и проблемам языкознания. Это имело особое значение для Петербурга, где радикально менялось содержание культуры и необходимо было совершенствование языка, которое позволило бы ему адекватно выражать формировавшийся новый комплекс идей и в научной и в художественной сферах. Ответом на эту потребность стало издание «Толкового словаря русского языка» – первого в истории нашей культуры.

Становление в Петербурге нового типа культуры породило потребность в философском осмыслении тех запросов, которые Просвещение предъявляло человеку, его миросозерцанию и деятельности. Просветительская философия в Петербурге формируется в результате зарубежных контактов — приглашения немецких преподавателей философии и обучения русских студентов в немецких университетах. Поэтому влияние немецкой философии на философскую мысль Петербурга было более сильным, нежели французской и английской. Освоение Г. Тепловым, К. Козельским, А. Радищевым опыта европейской философской мысли способствовали появления своеобразной русской философии, родиной которой стал Петербург.

 


Поделиться:

Дата добавления: 2015-01-19; просмотров: 286; Мы поможем в написании вашей работы!; Нарушение авторских прав





lektsii.com - Лекции.Ком - 2014-2024 год. (0.006 сек.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав
Главная страница Случайная страница Контакты