Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АстрономияБиологияГеографияДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника


Развитие градостроительных тенденций петровского Петербурга. Теоретическая и градостроительная деятельность П.М. Еропкина.




С 1725 по 1737 год – время замедленного развития Петербурга. После смерти Петра I шла борьба за власть. Одно за другим менялись краткие царствования. Строительство города практически не ведется, и многие его проблемы остаются нерешенными.

Крупные градостроительные мероприятия стали осуществляться после сильных пожаров 1736 и 1737 годов, когда выгорело две трети застройки Адмиралтейского острова.

Для реконструктивно-восстановительных работ и предотвращения дальнейшей стихийной застройки именным указом императрицы Анны Иоанновны от 10 июля 1737 года создается Комиссия о Санкт-Петербургском строении. Главной задачей Комиссии стала работа над новой планировкой и строительством. В петровские времена Петербург был хаотично застроен отдельными пятнами слобод и домами на набережных вдоль рек с несколькими центрами застройки, намеченными Петром I – возле Троицкой площади на Городовом острове; на стрелке Васильевского острова; у Адмиралтейства.

В течение трех лет в Комиссии о Санкт-Петербургском строении были созданы проекты новой планировки всех основных районов города. Комиссии удалось впервые в истории создать реальный проект новой европейской столицы, многие элементы которого, осуществленные в последующие десятилетия, существуют и поныне.

Учитывая реальные тенденции развития города, Еропкин окончательно отказался от идеи Петра I относительно создания центра города на Васильевском острове. Центр Петербурга был закреплен в Адмиралтейской части.

Согласно плану Еропкина, на месте выгоревших Морских слобод деревянные строения были запрещены, участки раздавались только тем, кто мог возводить каменные дома. Более бедная часть Морских слобод вытеснялась на территорию Коломны, для чего был разработан проект планировки и застройки этого района на регулярной основе (различные варианты организации усадеб, их огородов и садов, застроенных малоэтажными домами по красным линиям с большими разрывами).

Значительно увеличившаяся с 40-х годов каменная застройка в центре города сопровождалась все большей социальной дифференциацией территории и вытеснением низших слоев на окраину. Это во многом определило зонирование Петербурга на ближайшие десятилетия.

Большое внимание Комиссия уделяла использованию «образцовых», т.е. типовых, домов. Главные улицы предполагалось застраивать каменными двухэтажными домами, второстепенные – одноэтажными, но тоже каменными.

В создании образцовых проектов принимали участие М. Земцов и другие зодчие. Особенностью петербургского дома, нередко затопляемого при наводнениях, было обязательное устройство погребов, т.е. цокольного этажа, где обычно находились служебные помещения и жилье дворни.

На наиболее важных улицах и набережных соблюдается сложившееся в петровские времена требование сплошной фасадной застройки без разрыва. Однако в конце 30-х годов по причинам пожарной безопасности стали отходить от этого принципа. В разрывах между домами ставятся ворота для въезда с основной магистрали.

Городской квартал мыслился как сумма усадеб с домами по красной линии и службами по краям участков. В центральной части Петербурга застройки уплотняют, превращая квартал в замкнутое по периметру пространство. В результате улицы, в целом еще сохранявшие характерную для русского города разреженность фронта застройки, в наиболее оживленной ее части начали приобретать вид, близкий к европейскому.

 

Выполненный с учетом опыта русской и западноевропейской практики регулярного градостроительства, проект реконструкции Петербурга явился не только завершением предыдущего этапа строительства, но и началом нового этапа развития города, рассчитанного на длительный срок. Комиссия взяла за основу исторически сложившуюся планировку территории города с перспективой ее расширения на юг.

Идеи нового русского градостроительства нашли отражение в создании трактата-кодекса под названием «Должность архитектурной экспедиции», который явился самой ранней попыткой в истории мировой архитектуры научно поставить и организовать в общегосударственных масштабах все проектное и строительное дело.

При подготовке трактата он опирался на труды теоретиков архитектуры эпохи Возрождения Альберти, Палладио, Виньолы. Каноны классической архитектуры Еропкин использует творчески, исходя из особенностей российской политической системы, климата, традиций и предпочтений.

Архитекторы, ведающие гражданским строительством, были наделены существенными правами: без их разрешения обыватель не мог начать строительство; им были обязаны подчиняться мастера-строители «ибо каждому зданию генеральный прожект и инвенция сочинена бывает архитектором, а не ими» и любое отступление от замысла архитектора несет «неприличное применение или вред и всему зданию порок».

В 1742 году Комиссия ликвидируется, а ее функции передаются Главной полицейской канцелярии, где ранее работал М.Г. Земцов. Он и становится по существу главным архитектором Петербурга.

Середина XVIII века отмечена значительными успехами в развитии архитектуры Петербурга. За 1740–1760 годы были созданы многочисленные выдающиеся архитектурные ансамбли. Некоторые творения зодчих того времени стояли на уровне высочайших достижений мировой архитектуры.

Архитектура Петербурга второй трети XVIII века.
Зрелое русское барокко

Своим расцветом архитектура этого периода обязана двум поколениям мастеров.

Первое поколение, «птенцы гнезда Петрова» – это пенсионеры, вернувшиеся в Россию в последние годы жизни Петра или после его смерти: П. Еропкин, И. Коробов. К ним следует отнести М. Земцова, обучавшегося профессии в Петербурге.

Второе поколение – их ученики: А. Квасов, С. Чевакинский, Ф. Аргунов, Ф.–Б. Растрелли.

Проектный метод получил название «проектирование снаружи внутрь»: сначала задаются очертания здания и его композиция, а затем уже решаются вопросы внутренней организации. Особенно важна«внешняя» функция объекта, имеющая градообразующее значение.

Характерный пример – Адмиралтейство, при перестройке которого в 1735 году И. Коробов не только сохраняет, но и увеличивает в размерах «ненужную» верфи башню.

Архитекторы и заказчики были не слишком озабочены «удобством», а следовательно, компоновкой внутренних пространств. Культура быта еще не развита, требования к комфорту не очень высоки даже во дворцах, где отсутствуют жилые комнаты в нашем понимании. Да и строились дворцы не столько для проживания, сколько для «прославлений» и «торжествований». В планировке господствует анфилада: все помещения делаются проходными.

Одно из ведущих мест в архитектуре Петербурга конца 20–30-х годов занимает М.Г. Земцов. Первой самостоятельной работой Земцова в Петербурге стал «Салон для славных торжествований» в Летнем саду (1725), затем он строит итальянский дворец (на этом участке позже Кваренги возведет здание Екатерининского института) и начинает Аничков дворец, который завершил Растрелли.


Поделиться:

Дата добавления: 2015-01-19; просмотров: 495; Мы поможем в написании вашей работы!; Нарушение авторских прав





lektsii.com - Лекции.Ком - 2014-2024 год. (0.006 сек.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав
Главная страница Случайная страница Контакты