Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АстрономияБиологияГеографияДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника


Становление нового типа культуры в Петербурге в петровское время на светской основе.




Реформы Петра вырвали страну из средневековья и радикально сменили ее духовную доминанту с религиозной на светскую. Чтобы понять значение этого поворота, надо четко представлять, чем отличается светский тип культуры от религиозного.

 

Религиозный тип культуры Светский тип культуры
Средневековая культура Московской Руси. Российская культура нового времени.
Обеспечивает связь «человек – Бог». Обеспечивает связь «человек – человек», «человек – общество».
«Культура – Вера» (синкретизм - слитность, нерасчлененность). Религия подчиняет себе политическую, правовую, нравственную, художественную жизнь, ставит жесткие рамки деятельности разума, обращенного к познанию реального мира. «Культура» – «Вера». Культура освобождается от церковного влияния (секуляризация). Дифференциация культуры – появляются новые сферы культуры (наука, светская живопись, садово-парковое искусство и т.п.). Меняется иерархия культуры.
Культура закрыта, замкнута, локальна. Этноцентризм – ориентированность на собственные традиции. Отсутствует интерес к иным формам бытия. Культура открыта, способна к контактам. Появляется интерес к иным формам бытия. Религиозная толерантность.
Статична, малоподвижна. Застывшая система готовых эталонов, клише, форм этикета. Динамична, ускоряются темпы развития, смены стилей (барокко, рококо, классицизм).
Внеличностная, «соборная» культура. Становление личностного начала (в России появляются театр, портретная живопись, мемуарная литература, автобиографическая проза – признаки новой ориентированности культуры на человеческую индивидуальность).
Единое, регламентированное бытие средневекового человека. Разделение единого бытия на жизнь трудовую, общественную, личную.
Анонимна. Появляется авторство, творчество воспринимается как закономерное явление, подвластное логике, в котором можно представить конечный результат. Проектирование (в широком смысле слова) становится составной частью творчества.
   

В сфере светской культуры Петр I, видимо, разделял концепцию Г.Лейбница относительно происхождения и бытования среди народов «наук и искусств».

По мысли Лейбница «наукам суждено кругом обойти земной шар и проникнуть в древнюю Скифию». Царь не оставил публицистических сочинений или содержащих философские рассуждения писем и бумаг. Его наследие носит сугубо практический характер.

О воззрениях Петра позволяют судить записи его разговоров, сделанные современниками. Судя по записям ганноверского резидента Х.В. Вебера, в одной из частных бесед царь так изложил свои взгляды. Он полагал, что «колыбель всех знаний» находилась в Греции. Из Греции науки и искусства были изгнаны и перешли в Италию, а затем распространились по всем европейским странам.

В Россию они не проникли. Причиной этого, по мнению Петра, было «невежество» предков, вследствие которого продвижение наук на Восток было остановлено. Поляки и немцы также долго оставались в невежестве. Однако у них появились «мудрые правители», которые изменили ситуацию своими «непомерными трудами». Правители «открыли глаза» своим народам, и те усвоили «прежние греческие искусства, науки и образ жизни».

Так решение вопроса о преодолении «невежества» оказалось тесно связано с личностью монарха, выполняющего относительно своих поданных просветительскую миссию. Свое предназначение Петр увидел в приобщении русских к европейским наукам, вследствие чего науки из Англии, Франции и Голландии на несколько веков должны будут переместиться в Россию. При этом он считал, «что русское имя будет вознесено на высшую ступень славы», а затем науки и искусства вновь вернутся в Грецию.

С помощью этой теории Петр I разрешал в своем сознании и сознании своих сторонников конфликт представлений: с одной стороны, традиционное видение России в центре мира, с другой – утверждение о варварстве русских, а также о Европе как центре современной цивилизации. Теория «перехода» культуры из страны в страну позволяла успокоить самолюбие русских, т.к. обосновывала высокий статус России в настоящем и будущем.

В 1697 году, накануне основания Петербурга, Г.Лейбниц в письме одному из приближенных русского царя, с явным расчетом на сообщение его рассуждений Петру, наметил план проведения в России просветительских реформ:

  1. Создать общее учреждение для наук и искусств.
  2. Привлечь способных иностранцев.
  3. Привезти иностранные предметы, кои того заслуживают.
  4. Заставить подданных ездить за границу с необходимой осмотрительностью.
  5. Обучать народ у себя дома.
  6. Узнать достоверно нужды своей страны.
  7. Дополнить то, чего ей не хватает."

В этом контексте важное значение имели контакты Петра с Г.Лейбницем - у них было пять встреч с 1698 по 1716 год, они переписывались, более того, Лейбниц был зачислен на русскую службу!

Центром нарождения нового для России типа культуры стал Петербург. Петр понимал, что в этом процессе определяющее значение имеет материальная культура . Для достижения западноевропейского уровня в России требовалось «завести искусство економическое», – подчеркивал сподвижник Петра I Ф. Прокопович. Создание экономики по западному образцу, с мануфактурами и освоенными новыми сырьевыми районами, поставило перед русскими целый ряд задач.

Географическое положение страны – между Европой и Востоком, Балтикой и Каспием – позволяло России стать одной из самостоятельных участниц мировой посреднической торговли. Как казалось Петру и лицам его окружения, это должно было дать мощный толчок развитию российской державы.

Включение в систему международной морской и сухопутной торговли, в свою очередь, требовало создания внутри страны новой сети транспортных коммуникаций – дорог каналов, портов, точных карт суши и водных просторов, экономических расчетов грузопотоков.

Остро вставали вопросы строительства собственного морского торгового флота, создания промышленности военного и гражданского назначения, светской системы образования и науки, налаживания форм и способов получения знаний и опыта у Запада.

Смысл появления Петербурга на карте во многом связана с международной посреднической торговлей Восток (Китай, Персия) – Запад.

В городе на казенный счет строили пристани и верфи (1704 год – Адмиралтейство, 1713 год – верфь для небольших судов, 1720 год – верфь на Охте), обустраивались гостиные дворы, торговые ряды – рынки, склады, появилась первая в России и одна из первых в европейских столицах биржа (петербургская биржа была старше бирж Берлина, Стокгольма, Вены).

Культура Петербурга решительно и последовательно выразила радикальный поворот в отношениях государства и церкви.

Обрядовая пропаганда новой петровской культуры осуществлялась в разных формах. Определенным изменениям подвергались церковные обряды, регулярный и массовый характер приобрели в Петербурге различные гражданские церемонии, складывавшиеся в своеобразный «гражданский культ», широкое распространение получили зрелища и ритуалы пародийно-кощунственного содержания.

Петр стремился уничтожить те обрядовые отличия, которые воспринимались, как свидетельство особой власти патриарха и митрополита, а следовательно, и в целом того традиционного порядка, который ограничивал власть монарха.

Ритуалами гражданского культа были многочисленные и разнообразные торжественные церемонии по случаю военных сражений, спусков кораблей и т.д. Сама идея триумфа как награды за личную доблесть и заслуги была непривычной и чужой для религиозного русского сознания. Она более не подчеркивала зависимость победы и благополучия от веры.

В рамках торжества молебен дополнялся гражданской церемонией, сосредоточенной на провозглашении храбрости и силы царя и воинства. Таким образом, гражданские церемонии получали своеобразную религиозную значимость.

Специальным средством дискредитации традиционных представлений и порядка были ритуалы пародийно-кощунственного характера. В этом ряду можно назвать Всешутейший и всепьянейший собор, в который Петр играл с 1692 года и до своей смерти, шутовские свадьбы, маскарады, похороны карликов и т.п. Петр непосредственно занимался разработкой такого рода церемоний, и сам принимал в них участие.

В 1700 году умер патриарх Андриан, царь назначил ему преемника в лице митрополита Стефана Яворского, объявленного блюстителем патриаршего престола. Патриарший разряд был упразднен , а его функции были переданы восстановленному в 1704 году Монастырскому приказу. Все имущество и финансы церкви находились в ведении этого приказа.

Наконец, в 1721 году церковь получила свой высший орган – Святейший Синод. Архиепископ Ф. Прокопович по поручению Петра написал духовный устав для Синода.

Таким образом, Петр I полностью подчиняет церковь своей власти. Она стала послушным орудием политики царя. Духовенство превращается в такое же сословие, имеющее свои обязанности и задачи, как дворянство и посадские.

Подчиняя себе духовную сферу, Петр I позаботился о создании и культового центра в Петербурге. Им стал Александро-Невский монастырь. Основан он был в 1710 году в честь победы Александра Невского над шведами в Невской битве 1240 года и символизировал утверждение права России на владение исконными русскими землями.

Одним из признаков обмирщения религии стал принцип веротерпимости. Он вступает в прямое противоречие с традиционной позицией церкви, для которой были характерны православный изоляционизм, религиозный фанатизм и нетерпимость к другим вероисповеданиям.

Петр позволил иностранцам иметь свои церкви в Петербурге, даже бывал в них на богослужениях. Невский проспект с церквями разных конфессий стал «проспектом веротерпимости».

Идеи о человеческой природе государства порождали представление о том, что «государство есть средство преобразования общества, с помощью которого можно обеспечить общее благо». Эти теории, а также идеи рационалистов с их верой в безграничные возможности человеческого разума в начале XVIII века достигли Петербурга и стали элементами общественного сознания.

Крупнейшим идеологом абсолютизма был Феофан Прокопович – блестящий оратор, писатель и общественный деятель, яркий сторонник реформ Петра. В его сочинении «Правда воли монаршей» излагается официальная политическая доктрина русского абсолютизма.

Развивая концепцию неограниченной власти монарха, Прокопович опирался, с одной стороны, на традицию Московского царства, а с другой – на западноевропейские теории естественного права, общественного договора и общего блага. Это первый в России вариант теории просвещенного абсолютизма.

Одним из важнейших завоеваний культуры Петербурга петровского времени было новое видение человека, новое решение проблемы личности. Человек перестает быть лишь существом греховным. Он ценен сам по себе и как активно действующая личность. Не богатство и знатность рода, или национальность, а общественная польза, ум и храбрость могут возвести его на одно из самых высоких мест в социальной иерархии.

Примером тому может служить карьера А.Д. Меншикова и многих других сподвижников Петра. В 1722 году просветительский постулатов несословной ценности человека был законодательно зафиксирован в Табели о рангах всех чинов: воинских, статских и придворных, открывшей возможность не дворянам получить за заслуги перед государством дворянское звание. Идеалом Петровской эпохи стал человек – гражданин, человек – патриот.

Утверждение абсолютизма требовало установления системы прямой зависимости развития культуры от правительства, «огосударствления культуры». Это относится, прежде всего, к системе образования. Требовалось светское практическое образование.

В Петербурге школа возникает как государственное учреждение. Она создавалась в первую очередь как профессиональная, техническая, ставившая своей целью подготовку кадров в таких областях, которые нужны были государству на данном этапе – мореходов, инженеров, офицеров. Задачи общего образования и воспитания в качестве первостепенных не значились. Общеобразовательное знание давалось лишь в той мере, в какой оно было необходимо для технической профессиональной выучки.

В 1714 году царь «для детей дворянских и приказных» учреждает цифирные школы, где изучали в основном арифметику и геометрию. Впоследствии дети дворян и духовенства были освобождены от обучения, и основной контингент этих школ – дети придворных и солдат. Годом позже создается Российская школа, или школа словесных наук, где чтению, письму и арифметике учили детей мастеровых, матросов и «прочих людей», которых готовили для работы на Адмиралтейской верфи.

В 1715 году в Петербурге на базе московской школы математических и навигационных наук была создана Морская академия, из выпускников которой выросли не только известные мореплаватели, но и ученые, писатели, художники. Это была казенная профессиональная школа высшего типа. Она носила сословный характер. С 1716 года в Петербурге стала действовать медицинская школа, а в 1719 году открыта инженерная школа. Наконец, в 1724 году основана Академия наук, включавшая гимназию, университет и музей. Следует подчеркнуть, что первый университет в нашей стране был создан не в Москве, а на тридцать лет раньше в Петербурге, в составе Академии наук.

Помимо государственной профессиональной школы в начале XVIII века зарождается частная общеобразовательная школа. Таким образом, образование складывается в определенную систему.

Петр предпринимал решительные меры, целью которых было заставить дворян постигать светские науки. В 1714 году был принят Указ о запрещении неграмотным дворянам жениться и о недопущении неграмотных к службе.

Для развития образования и науки в Петербурге, по указанию Петра, была развернута широкая издательская деятельность. В 1711 году в Петербурге начинает работать первая типография, выполнявшая и функции издательства.

В 1719 году была открыта Кунсткамера, собрание раритетов которой послужило основой для коллекции будущих музеев: Эрмитажа, Артиллерийского, Военно-морского и др. Чтобы привлечь народ в Кунсткамеру, Петр приказал бесплатно угощать посетителей вином и кофе, для чего Кунсткамера получала из казны определенную сумму.

В Петербурге был основан и ботанический сад (1714), который называли в то время «аптекарским огородом».

Наука становится частью новой светской культуры.

Большие успехи были достигнуты в картографии, гидрографии. Изучение истории также диктовалось практической заинтересованностью. Согласно правительственным указам, собирали вещественные и письменные памятники прошлого.

Литература петровского периода носит переходный характер, основная тенденция ее развития – обмирщение. Поощряя ее светские формы, Петр I осуществил ряд реформ, непосредственно повлиявших на становление новой литературы. В 1710 году вводится русский гражданский алфавит, который отделил светскую книгу от церковной.

В Петербург был переведен хор государевых певчих дьяков, преобразованный в Придворную капеллу. Капелла была нужна двору не только для храмовых служб; ее стали использовать в светской концертной практике. Хористы сопровождали царя за границу, на театр военных действий. Хоровая культура капеллы Санкт-Петербурга была очень высокой. Славились также певчие Александро-Невской лавры.

Благодаря предпринятым мерам в короткий срок был осуществлен решительный переход от старого к новому, освоен европейский изобразительный язык. Вместо приемов иконописания в практику входят законы изображения видимого мира.

 

Иконопись XVII века Светская живопись первой половины XVIII века
· Язык иконописи обеспечивает связь человека с Богом. Икона – окно, позволяющее заглянуть в другой, высший мир. Язык станковой живописи обеспечивает связь человека с человеком, человека с самим собой, воссоздает образ реального, видимого мира.
Обратная перспектива. Прямая (линейная, научная) перспектива.
Фигуры иконы «бесплотны». Действует система строгих правил написания ликов святых – каноны. Большое внимание уделяется анатомии человека.
Статичность и фронтальность. Динамизм.
Контурная линия, локальность цвета. Расплывчатость контуров, плавность тональных переходов, светотеневая моделировка.
Иконы пишутся на деревянных (чаще липовых) досках темперой – краской, замешанной на яичном желтке. Картины пишутся на холсте масляными красками.

С начала века светская живопись развивается в различных направлениях от монументальной (роспись строящихся дворцов и гражданских зданий) до миниатюрного письма, украшающего предметы быта. Но все же самой излюбленной областью применения творческих сил русских мастеров становится портрет – парадный, камерный, парный.

Прощание с иконописными традициями вызвало переходную форму искусства, сочетающую элементы иконы и портрета (парсуна).Парсуна возникла в конце XVII века и просуществовала до 60-х годовXVIII века.

 

Иностранные художники, приехавшие в Петербург, были мастерами средней руки. Среди них выделялись И.-Г. Таннауэр, Г. Гзель и Л. Каравакк.

Среди художников, проторивших путь светскому искусству, были и отечественные мастера. Это прежде всего Иван Никитин и Андрей Матвеев.

Гравюра петровского времени — уникальное явление. В ней отразились черты, присущие европейскому барокко, вместе с тем это чисто петербургский стиль. Он отражает романтику Петровской эпохи и нигде, кроме Петербурга, возникнуть не мог. Становление светской гравюры в Петербурге связано с именами П. Пикарта,А. Зубова

и А. Ростовцева.

Процесс становления светской скульптуры проходил медленнее других видов светского искусства. Это связано с тем, что в православной культуре Руси практически отсутствовала круглая скульптура, которая считалась греховной, языческой. Для обучения русских искусству ваяния и выполнения заказов на украшение городских и загородных царских резиденций и дворцов знати были приглашены иностранные мастера.

За границу были посланы пенсионеры, которые учились в основном у П.Баратта в Венеции и вернулись домой уже после смерти Петра I.

Рождение на русской почве светской круглой скульптуры, монументальной и монументально-декоративной, конного монумента, скульптурной группы, бюста связано с именем Бартоломео Карло Растрелли (1675 – 1744) – скульптора и архитектора итальянского Барокко.

Растрелли принадлежит также первое решение монумента в виде скульптурной группы – бронзовая статуя Анны Иоановны с арапчонком.

6.Привитие светскости: изменение правил поведения, нравов, этикета в повседневной жизни. Появление новой одежды, организации быта (1703-1725)

1.Одежда должна соответствовать европейскому образцу

2. Насильственное сбривание бород, штраф за ношение бороды

3. Радикальное изменение положения женщины в семье и обществе (выход женщины в свет, проведение ассамблей)

4. Складывается новый нравственный кодекс

Пётр I изменил начало летоисчисления с так называемой византийской эры («от сотворения Адама») на «от Рождества Христова». 7208 год по византийской эре стал 1700 годом от Рождества Христова, а Новый год стал праздноваться 1 января. Кроме того, при Петре было введено единообразное применение юлианского календаря.

После возвращения из Великого посольства Пётр I повёл борьбу с внешними проявлениями «устаревшего» образа жизни (наиболее известен запрет на бороды), но не менее обращал внимание на приобщение дворянства к образованию и светской европеизированной культуре. Стали появляться светские учебные заведения, основана первая русская газета, появляются переводы многих книг на русский. Успех по службе Пётр поставил для дворян в зависимость от образования.

При Петре в 1703 появилась первая книга на русском языке с арабскими цифрами. До того числа обозначались буквами с титлами (волнообразными линиями). В 1710 Пётр утвердил новый алфавит с упрощённым начертанием букв (церковнославянский шрифт остался для печатания церковной литературы), две буквы «кси» и «пси» были исключены.

Петром были созданы новые типографии, в которых за 1700—1725 напечатано 1312 наименований книг (в два раза больше, чем за всю предыдущую историю русского книгопечатания). Благодаря подъему книгопечатания потребление бумаги выросло с 4-8 тысяч листов в конце XVII века, до 50 тысяч листов в 1719 году.

Произошли изменения в русском языке, в который вошли 4.5 тысячи новых слов, заимствованных из европейских языков.

В 1724 Пётр утвердил устав организуемой Академии наук (открылась в 1725 после его смерти).

Особое значение имело строительство каменного Петербурга, в котором принимали участие иностранные архитекторы и которое осуществлялось по разработанному царём плану. Им создавалась новая городская среда с незнакомыми прежде формами быта и времяпрепровождения (театр, маскарады). Изменилось внутреннее убранство домов, уклад жизни, состав питания и пр.

Специальным указом царя в 1718 были введены ассамблеи, представлявшие новую для России форму общения между людьми. На ассамблеях дворяне танцевали и свободно общались, в отличие от прежних застолий и пиров. Реформы, проведённые Петром I, затронули не только политику, экономику, но также искусство. Петр приглашал иностранных художников в Россию и одновременно посылал талантливых молодых людей обучаться «художествам» за границу, в основном в Голландию и Италию. Во второй четверти XVIII в. «петровские пенсионеры» стали возвращаться в Россию, привозя с собой новый художественный опыт и приобретённое мастерство.

30 декабря 1701 г. (10 января 1702 года) Пётр издал указ, которым предписывалось писать в челобитных и прочих документах имена полностью вместо уничижительных полуимен (Ивашка, Сенька и т. п.), на колени перед царём не падать, зимой на морозе шапку перед домом, в котором находится царь, не снимать. Он так пояснял необходимость этих нововведений: «Менее низости, более усердия к службе и верности ко мне и государству — сия то почесть свойственна царю…»

Пётр пытался изменить положение женщин в русском обществе. Он специальными указами (1700, 1702 и 1724 гг.) запретил насильственную выдачу замуж и женитьбу. Предписывалось, чтобы между обручением и венчанием был не менее чем шестинедельный период, «дабы жених и невеста могли распознать друг друга». Если же за это время, говорилось в указе, «жених невесты взять не похочет, или невеста за жениха замуж идти не похочет», как бы на том ни настаивали родители, «в том быть свободе». С 1702 г. самой невесте (а не только ее родственникам) было предоставлено формальное право расторгнуть обручение и расстроить сговоренный брак, причем ни одна из сторон не имела права «о неустойке челом бить». Законодательные предписания 1696—1704 гг. о публичных празднествах вводили обязательность участия в торжествах и празднествах всех россиян, в том числе «женского пола».

Постепенно в среде дворянства складывалась иная система ценностей, мировосприятия, эстетических представлений, которая коренным образом отличалась от ценностей и мировоззрения большинства представителей остальных сословий.

 


Поделиться:

Дата добавления: 2015-01-19; просмотров: 373; Мы поможем в написании вашей работы!; Нарушение авторских прав





lektsii.com - Лекции.Ком - 2014-2024 год. (0.008 сек.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав
Главная страница Случайная страница Контакты