КАТЕГОРИИ:
АстрономияБиологияГеографияДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Характерные черты зрелого русского барокко (Растрелли, Чевакинский и их постройки).К началу 1740-х годов стиль зрелого русского барокко постепенно сменяет «петровское барокко». Нередко его называют «елизаветинское барокко», так как этот стиль по времени совпадает с периодом правления дочери Петра Великого Елизаветы Петровны. Отличительные черты «зрелого русского барокко» 1) Обилие декоративных элементов. Основное средство пластической обработки поверхности – ордер. По сравнению с Петровской эпохойордерная одежда несравненно богаче. На фасадах Строгановского или Зимнего дворцов в сложном порядке чередуются одиночные или сдвоенные пилястры, колонны, портики, «пучки колонн». Лепной декор, включающий гирлянды, раковины, волюты, фигурки купидонов, бюсты, гербы и другое; заполняет пространство фронтонов, вьется по колоннам и пилястрам. Барочные здания кажутся «скорее вылепленными, чем построенными». 2) Стены прорезаются широкими и высокими окнами. Разнообразны формы оконных проемов: прямоугольные, арочные, овальные, круглые. Наличники сложных барочных очертаний. 3). Архитекторы избегают прямой линии обреза стены, усложняя ее креповками, обогащая фигурными аттиками, декоративными вазами, скульптурой и прочими «стоячими великолепиями», как гласил один из документов. 4). Активно используется цвет. Бирюзовые, оранжевые, зеленые насыщенные тона стен служат хорошим фоном для белых ордерных деталей. В отделке фасадов и интерьеров широко используется позолота, т.е. вводится дополнительный активный цвет. 5). Увеличиваются размеры парадных интерьеров, они выстраиваются в анфилады. Декоративная обработка дворцовых интерьеров преследует цель зрительно обогатить поверхность, иллюзорно расширить внутреннее пространство. Вот некоторые приемы, используемые для этого. Орнаменты, в которых сильны растительные мотивы, оплетают стены, порталы, оконные проемы тянущимися вверх или ниспадающими гирляндами. Самым ярким представителем стиля зрелого русского барокко явился Ф.-Б. Растрелли. К его наиболее выдающимся произведениям относится Смольный монастырь (1748 – 1764), спроектированный в традициях древнерусских ансамблей – с пятиглавым собором в центре и многоярусной колокольней. Однако, принцип регулярности и симметрии, а также пышный барочный декор отличают Смольный от древнерусских монастырей.
Схема монастыря геометрична: в ее основе форма креста, образованного двухэтажными каменными корпусами. В центре – собор Воскресения Христова высотой 93,7 м, крестообразный в плане; вместе с малыми церквями, поставленными на входящих углах «креста», и башенками ограды он образует пространственную пирамиду.
Над входом в монастырь должна была встать 140-метровая (на одну треть выше колокольни Петропавловского собора в крепости) ярусная колокольня с тремя пролетами звонов в нижних ярусах и мощным венчающим столпом, прообразом которого послужила колокольня Ивана Великого. Растрелли спроектировал колокольню по древнерусски как надвратную. К сожалению, архитектор не сумел ее построить. Его проектом воспользовался С. Чевакинский, создав уменьшенный вариант растреллиевской колокольни – колокольня Никольского собора. Именно с Растрелли в облике Петербурга помимо высоких шпилей стало играть большую роль отечественное пятиглавие, принцип ярусности, башнеообразности, придававшие строениям Северной столицы живописность. Самым грандиозным петербургским дворцом считается Зимний, сооруженный Растрелли в 1754 – 1762 годах на месте предыдущего, построенного им же в 1732 – 1735 годах для Анны Иоанновны. Если предыдущий дворец еще сохранял черты петровского барокко (плоскостное решение фасадов, обработанных пилястрами, кровля с изломом, сдержанное скульптурное убранство), то новый дворец – типичное произведение зрелого русского барокко со всеми его характерными чертами. Растрелли принимал участие в грандиозных преобразованиях дворцово-парковых ансамблей в пригородах Петербурга. Он перестроил Большой дворец в Петергофе и, по существу, создал новый Екатерининский дворец в Царском селе, увеличил императорские дворцы пристройками, разработал новые проекты интерьеров, обогатил фасады и парадные залы архитектурно-скульптурным декором, создал изящные парковые павильоны. Младшим современником Растрелли был С.И.Чевакинский. Самое значительное произведение Чевакинского – Никольский Морской собор с отдельно стоящей колокольней. Как и Растрелли, Чевакинский обратился к традициям древнерусской архитектуры, однако предложил иное объемно-пространственное решение.
Так, он отказывается от малого поэтажного ордера и объединяет оба этажа большим ордером с колоннами композитного ордера, вместо монолитной завершающей части с единственным большим центральным куполом у Растрелли, делает купола приблизительно равновеликими. Имеются существенные расхождения в деталях, определяющих индивидуальный подчерк мастера. Группируя колонны на углах, Растрелли располагает их с двух сторон, а Чевакинский ставит еще одну по ребру угла. Он смело перерезает антаблемент овальными окнами, что никогда не позволял себе Растрелли. Зрелое русское барокко не имело периода упадка в отношении от западноевропейского. Можно сказать, что оно прекращает свое существование, достигнув вершины, к началу 1760-х годов под натиском менявшихся отношений и эстетических взглядов.
|