КАТЕГОРИИ:
АстрономияБиологияГеографияДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Характерные черты архитектуры классицизма. Ранний классицизм (Вален-Деламот, Ринальди, Фельтен: их постройки).С середины 1760-х годов зрелое русское барокко в архитектуре постепенно сменяется классицизмом. Корни его уходят в древнегреческое и древнеримское искусство. Классицизм как архитектурный стиль в значительной степени обогащался и за счет итальянского Возрождения, также опиравшегося на античность. Классицизм как архитектурный стиль родился во Франции в XVII веке, наиболее ярко проявил себя в России, особенно в Петербурге. Это стало результатом глубинных социально-культурных сдвигов, происходивших тогда в государстве, и личных пристрастий Екатерины II. Для архитектуры классицизма характерны: - геометрически правильные планы, - целостность, ясность и простота(«великолепие» не уходит из числа эстетических критериев оценки архитектуры, но рядом возникает другой – "благородная простота", отвечающая культу Истины и Разума); - монументальность и крупномасштабность формы; - использование классических ордеров как конструктивных элементов: ордер играет ведущую роль в создании архитектурно-художественного образа, определяя масштаб, размеры, пропорциональные соотношения; колонны, в отличие от барокко, не связаны со стеной; ордерные элементы выделены белым цветом. - ослабление светотеневых контрастов: культивируется плоскостная оформление стен (пилястры вместо колонн), ценится сочетание простых геометрических форм, силуэтная линиарность. Ранний классицизм в архитектуре Петербурга (1760 –1780 гг) Барокко еще напоминает о себе и во внешних формах классицистических зданий, и в декоративном убранстве интерьеров. Основоположником раннего петербургского классицизма стал французский архитектор Ж.-Б.-М. Валлен-Деламот. Наиболее значительное произведение, в создании которого он участвовал вместе с А.Ф. Кокориновым и Ю.М. Фельтеном, – здание Академии художеств (1764 – 1788). По данным последних исследований, ему принадлежал предварительный проект здания. К шедеврам Валлен-Деламота можно отнести Малый Эрмитаж, пристроенный к Зимнему дворцу в 1764 – 1775 годах и Арку Новой Голландии (1765), через которую, как шутливо отмечают исследователи, «классицизм вошел в Петербург». Валлен-Деламот перестроил в классическом стиле Гостиный двор на Невском проспекте, начатый еще Растрелли (1752 – 1761, завершено строительство в 1785 году). Именно Валлен-Деламоту принадлежит проект работ по устройству главных набережных города (левый берег Невы), облицовка их камнем, сооружение спусков и пристаней. Проект Валлен-Деламота следует датировать 1764 годом, так как эта дата выбита на первом осуществленном спуске вблизи нынешнего Эрмитажного театра. Сооружение набережной в одну и другую сторону от первой дистанции по проекту Валлен-Деламота осуществлялось под руководством Игнацио Росси. На завершающем этапе работ Росси сменил архитектор Фельтен. Валлен-Деламот учел, какую насыщенную барочными сооружениями набережную приходилось ему благоустраивать, и деликатно ввел плавные барочные линии в абрис спусков к Неве. Деламоту принадлежит еще одно интересное здание на Невском проспекте – католическая церковь Святой Екатерины, заложенная им в 1762 году и, завершенная А. Ринальди (освящена в 1786 году).
Крупнейшим представителем раннего классицизма был приехавший из Рима А. Ринальди. В Петербурге он становится архитектором «малого» двора наследника великого князя Петра Федоровича (будущего императора Петра III). С 1762 года – придворный архитектор Екатерины II.
Творчество Ринальди находится на гранибарокко и классицизма. Он стал единственным архитектором русского рококо – Китайский дворец (1762 – 1768) и Катальная горка (1762 – 1774) в Ораниенбауме. В тоже время он вместе с современными ему зодчими вырабатывает принципы нового архитектурного стиля – классицизма.
Лучшее его произведение в стиле классицизма – Мраморный дворец (1768 – 1785), названный так потому, что его нижний этаж облицован гранитом, а два верхних – олонецким мрамором. Для дворца характерны цельность и масштабность, которые определены его архитектурно-пластическим решением. Но важную роль в этом играет и колористическое решение: нежная цветовая гамма блеклых серых и розовых тонов естественного камня. Лишь мелкие детали в строгом и гармоничном экстерьере Мраморного дворца напоминают о прошлом стиле барокко (центральная часть главного восточного фасада – башня с часами, волюты, ее завершающие).
Внутри дворца эти связи значительно сильнее. В интерьере раннего классицизма как бы приглушено горение позолоты. От красочной и фактурной феерии барокко и прихотливости рококо новый стиль переходит к мягкости пастельных тонов и, наконец, останавливается на одном, ставшем любимым, цвете – белом. В живописном убранстве Мраморного дворца проявляются, однако, еще черты, характерные для середины столетия. Это, прежде всего, шпалерная развеска картин в Картинной галерее, аллегорический смысл сюжетов плафонов: «День, прогоняющий ночь» – в Шубинском зале, «Отдых Марса» – в спальне Орлова, «Торжество Венеры» – в Мраморном зале (все работы Торелли). Одновременно с Мраморным дворцом Ринальди строит Гатчинский дворец (1766 – 1781). В Гатчине в еще большей степени Ринальди выступает мастером переходной эпохи в зодчестве Петербурга второй половины XVIIIвека. Все более меняются понятия о прекрасном. Живописность, динамика, нарядность уступают место относительной камерности, удобству, большей целесообразности в расположении помещений. Внешний облик дворца, построенного из серого пудостского камня, суров и строг, а первоначальная отделка интерьеров была изящной и легкой. Гатчинский дворец был перестроен любимцем Павла I, архитектором Бренной, но изысканный, тонкий вкус Ринальди можно увидеть в интерьерах Колонного и Белого залов. Память о себе Ринальди оставил и в Царском Селе, где им воздвигнута Чесменская колонна, Кагульский обелиск, Орловские ворота (все памятники 1770-х годов). Завершающей работой Ринальди в России была Исаакиевская церковь, на месте разобранной в 1763 году церкви Маттарнови и Гербеля. Знаменателен барочный характер сооружения. Церковь простояла до начала работ Монферана (1818).
Одним из наиболее характерных зодчих раннего классицизма был Ю.М. Фельтен. Его имя связывают с созданием совместно с П. Егоровым знаменитой ограды Летнего сада (1773 – 1777). В решетке Летнего сада сохранено сочетание черного металла и золоченых деталей, как и в типично барочной решетке Большого Царскосельского дворца Растрелли.
Но вместо ее изменчивого, прихотливого узора в ограде Летнего сада господствует строгая вертикаль: вертикально стоящие пики пересекают прямоугольные рамы, равномерно распределенные, массивные пилоны поддерживают эти рамы, подчеркивая своим ритмом ощущение величавости и покоя. Среди наиболее крупных произведений Фельтена, которые являются типичными памятниками архитектуры раннего классицизма, можно назвать «здание в линию с Эрмитажем» (1775 – 1785) рядом с Малым Эрмитажем и Зубовский корпус, пристроенный в 1778 – 1784 годах к Екатерининскому дворцу в Царском селе. Романтические настроения в творчестве Фельтена нашли отражение в таких его произведениях, как Чесменский путевой дворец (1774 – 1777)и Чесменская церковь (1777 – 1780), – единый ансамбль, сочетающий традиции русской и западноевропейской средневековой архитектуры. Фельтен пытался решать и крупные градостроительный проблемы. Он участвовал в организации главных площадей Петербурга: Луговой – будущей Дворцовой, Сенатской с памятником Петру Великому работы Фальконе. Памятник, расположенный на огромной, пустынной, раскрытой к Неве площади, не выглядел масштабным. Только последующая организация окружающего пространства усилила его выразительность. Ранний классицизм (1760 – 1770) Ж.-Б.-М. Валлен-Деламот Гостиный двор (Невский пр., 35)(1752 – 1785). Ф.-Б.Растрелли Дворец К.Г. Разумовского (Мойка, 48) (1762 – 1766) Костел Святой Екатерины (Невский пр., 32-34) (1762 – 1783). А. Ринальди Здание Академии художеств (Университетская наб., 17)(1764 – 1788). А.Ф. Кокоринов, Ю.М. Фельтен, Е. Соколов Здание Малого Эрмитажа (Дворцовая наб., 34)(1764 – 1775) Арка новой Голландии (наб. р. Мойки, 103 )(1765)
А. Ринальди Дворец Петра III (Ораниенбаум) (1756 – 1762) Китайский дворец (Ораниенбаум) (1762 – 1768) Катальная горка (Ораниенбаум)(1762 – 1774) Гатчинский дворец (перестроен В. Бренна) (1766 – 1781) Мраморный дворец (Миллионная ул., 5/1)(1768 – 1785) Морейская колонна (Екатериненский парк Царского села)(1771) Чесменская колонна (Екатериненский парк Царского села)(1771 – 1778) Кагульский обелиск (Царское село)(1771 – 1772) Крымская колонна (Царское село)(1777) Орловские ворота (Царское село)(1777 – 1782)
Ю.М. Фельтен Здание Александровского института (ул. Смольного, 5)(1765 – 1775) Церковь Святой Екатерины (В.О., Большой пр.,1) (1768 – 1771) Башня-руина (Екатериненский парк Царского села) (1771 – 1773) Армяно-Григорианская церковь Святой Екатерины (Невский пр., между домами 40 и 42) (1771 – 1780) Ограда Летнего сада (Кутузовская наб., Летний сад) (1773 – 1777) П.Е.Егоров Чесменский путевой дворец Екатерины II (ул.Гастелло,15)(1774 – 1777) Здание Старого Эрмитажа (здание в линию с Эрмитажем) (Дворцовая наб., 34) (1775 – 1785) Церковь Святой Анны (Кирочная ул.,8)(1775 – 1779) Церковь Рождества Святого Иоанна Предтечи (Каменноостровский пр.,83)(1776 – 1778) Чесменская церковь (ул. Ленсовета,12 )(1777 – 1780) Зубовский корпус (пристроен к Екатерининскому дворцу в Царском Селе)(1778 – 1784) Китайская (скрипучая) беседка (Екатериненский парк Царского села) (1778 – 1782)
|