КАТЕГОРИИ:
АстрономияБиологияГеографияДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Нормативную ориентацию. (5)* Принятие решения.См. Тернер, с.61-62; История буржуазной социологии... с. 163-165. 1. ДЕЙСТВУЮЩЕЕ ЛИЦО. В элементарном действии всегда наличествует тот, кто действует. Это не организм, а личность (человеческое Я, эго), не имеющая физически-пространственной локализации. (Тело является элементом ситуации. Сила, ум и т. п. относятся к категории средств.) Действие должно рассматриваться таким, каким оно видится действующему лицу. (Ср. Вебер.) 2. ЦЕЛЬ. Это "желаемое состояние дел", "предполагаемое будущее положение вещей" (например, некий продукт, поступок, обстоятельство и т. п.), (точнее говоря) это тот аспект будущего положения вещей, который обусловлен "субъективным аспектом" действия и не обусловлен самой ситуацией. Актер всегда преследует некую цель. Цель— "это будущее положение вещей, на которое действие ориентировано благодаря тому факту, что такое положение вещей считается желательным для действующего лица (лиц) и в значительной степени отличается от того, которое можно было бы ожидать, если бы ситуация оказалась предоставленной естественному ходу событий и по отношению к ней не осуществлялось бы никакого активного вмешательства" (цит. по [10, с.164]). 3. СИТУАЦИЯ. Это "внешняя среда" действия, развивающаяся в ином направлении, нежели то, которое ведет к достижению актером цели. В ситуации выделяются две группы элементов: (а) СРЕДСТВА это те элементы ситуации, которые подконтрольны актеру и которыми он может манипулировать; актер располагает альтернативными средствами достижения цели (б) СИТУАЦИОННЫЕ УСЛОВИЯ это неподконтрольные элементы ситуации, например: • биологическая природа актера; • наследственность; • внешняя обстановка, оказывающая влияние на выбор целей и средств 4. НОРМАТИВНАЯ ОРИЕНТАЦИЯ. Актер руководствуется ценностями, нормами и другими идеями, которые оказывают влияние на выбор целей и средств. Стремление актера к соблюдению того или иного предписания, как если бы оно было целью само по себе. Норма— "вербальное описание конкретного хода действия, который... рассматривается как желательный, в сочетании с предписанием согласовывать будущее действие с этим образцом" (цит. по [10, с.165]). "«Нормативная ориентация» действия направляет внимание на решающую роль тех «стандартов», которые определяют желаемое направление действия в форме целей и стандартов поведения. Эту систему нормативных стандартов, по-видимому, лучше всего рассматривать в качестве одного из наиболее важных элементов «культуры» группы" [1, с.39]. Нормативная ориентация тесно связана с обобщенными символическими системами (культурной традицией): "... самая элементарная коммуникация невозможна без некоторой степени согласия с «условностями» символической системы..." "взаимная зависимость ожиданий ориентируется на общепринятый порядок символических значений" [2, с.64]. 5.* ПРИНЯТИЕ РЕШЕНИЯ. Действие включает также принятие актером субъективных решений относительно средств достижения целей под давлением норм и ситуационных ограничений. Элементарное действие не может происходить в вакууме и никогда не бывает абсолютно обособленным. Это всегда составной элемент более широких систем действия (и взаимодействия). Элементарные действия объединяются в более широкие системы действия. Соответственно, логика построения общей теории вела Парсонса далее (от "элементарного действия") к более общим системам социального действия.
|