![]() КАТЕГОРИИ:
АстрономияБиологияГеографияДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Живопись. Искусство первой половины и середины XVIII векаСтр 1 из 8Следующая ⇒ Искусство первой половины и середины XVIII века (1700 – начало 1760-х гг.) Реформы Петра I, проведенные в начале столетия, были направлены на европеизацию всех областей русской жизни. Реформы в политической и экономической жизни, культуре и науке страны, способствовали радикальным изменениям в искусстве. Сообразно своим убеждениям, Петр I поощрял использование европейского опыта во всех областях жизни; считал, что русскому обществу необходимо овладеть принятым в Европе языком литературы и искусства с общеупотребимыми там аллегориями, мифологическими образами. Т.о., по сути дела, Петр I создавал новую эстетику. Петр выписывает из-за границы специалистов во всех областях, в т.ч. и изобразительном искусстве. Но помимо включения в культурную жизнь России иностранных специалистов, Петр озабочен формированием собственных национальных кадров во всех областях. По указу Петра за рубеж для обучения за казенный счет (пенсионерство) отправляются талантливые молодые люди. В эпоху Петра I единственно значимым становится служение отечеству используя свой талант; родовитость и знатность уходит на второй план. В конце своего правления Петр I издает указ об учреждении «Академии художество и наук». После смерти Петра I (1725 г.) в России начинается эпоха дворцовых переворотов, оставившая свой след в искусстве того времени. 30-е – начало 40-х гг. – «время бироновщины в правлении Анны Иоанновны, племянницы Петра I, некогда выданной им замуж в Курляндию, тут же овдовевшей и приехавшей в Россию с фаворитом Э.-И. Бироном, практически осуществлявшим при ней правление. Как человеку бесконечно далекому от нужд и чаяний чуждой ему страны, для него были важны лишь власть и собственное обогащение, что он реализовал, не сообразуясь ни с какими нравственными принципами. В этот период искусство, за небольшим исключением не развивалось, отменили пенсионерские поездки художников и архитекторов для обучения за границу. «Век Елизаветы», наступивший в 40-х – 50-х гг. XVIII в. после прихода к власти дочери Петра I императрицы Елизаветы Петровны, ознаменован новым расцветом политической, экономической и художественной деятельности. К власти приходят русские дворяне, возрастает престиж науки и культуры. В Москве в 1755 г. открывается первый в России университет, в Петербурге в 1757 г. – «Академия трех знатнейших художеств».
Живопись Если практически единственной темой искусства Руси X – XVII вв. было изображение событий и Лиц Священного писания – т.е. искусство было религиозным, то искусство XVIII было светским. Основным стало стремление, как можно более точно передать окружающую действительность. В русском обществе возрастает интерес к человеку, в искусстве – к его изображению. Таким образом, главенствующим видом изобразительного искусства становится портрет. Особое место занимают портреты современников, представленных то в полный рост, то в погрудно, то в парадном, то в камерном изображении. Одинаковой популярностью пользуются станковый портрет и портрет в миниатюре. Сильна тяга к технической новизне живописи, появляются картины в технике масляной живописи. В ранних портретах XVIII века еще ощущается сильное влияние парсуны XVII столетия, которая технически и стилистически мало чем отличалась от иконы – та же условность композиции и формы, плоскостность изображения, локальные цвета, но, в то же время появляются новые, натуралистические приемы. Таким переходным от Древнерусского искусства к живописи Нового времени, дающими представление о многих сходных произведениях того времени изображениями – парсунами, являются портреты «Преображенской серии» - портретов т. н. «шутов» соратников Петра I по «Всепьянейшему сумасброднейшему собору всешутейшего князь - папы». Портреты были заказаны Петром I для своего нового Преображенского дворца, построенного в 1692 году, и изображают наиболее близких и интересных Петру персонажей. Создание серии относят к 1692 – 1700 годам, а авторство — к неизвестным русским мастерам Оружейной палаты.
образу значительность и даже торжественность. Одежда Якова Тургенева типична для времени «потешных»: длинный тёмно-зелёный кафтан и малиновая рубаха, подпоясанная широким пёстрым кушаком; на волосах чёрная повязка. Эти яркие декоративные цветовые сочетания заставляют вспомнить богатую колористическую традицию допетровской живописи. В передаче лица мастер добился правдивости и сходства: запавшие глаза, складка губ, резкие морщины придают лицу выражение глубокой скорби и горечи. Кажется, что художник стремился проникнуть в душевный мир человека, чего не знала парсуна XVII века.
|