КАТЕГОРИИ:
АстрономияБиологияГеографияДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
В те годы расширяется круг новой русской интеллигенции, которая начала формироваться еще при Петре I; центральной фигурой этого круга был М. В. Ломоносов.Русские живописцы 1730-х и 1740-х гг. группировались вокруг «живописной команды Канцелярии от строений» в Петербурге, художественных классов Академии наук (бывших главным образом центром гравирования и обучения рисунку) и позднее — вокруг организованной в 1757 г. Академии художеств. Команда выполняла многочисленные заказы, связанные со строительством дворцов и церквей.
Ø Антропов Алексей Петрович Сын оружейного мастера. С 1732 — ученик замечательных русских мастеров живописи — А. Матвеева и И. Вишнякова. Принимал участие в декоративных росписях Зимнего (1744), Летнего (1748), Царскосельского (1749) и др. дворцов. Под руководством Антропова был расписан Андреевский собор в Киеве (1752—55). Заслуги молодого талантливого живописца были оценены, и с 1761 он был назначен в Синод — главным надзирателем живописных и иконописных работ. Внес заметный вклад в развитие камерного портрета – «портрета – повествования». Для художника чрезвычайно важна характеристика человека, представленная его внешностью и атрибутами социального статуса. В портретах А. Антропову удается уловить и передать наиболее существенное и поэтому обладают удивительной жизненностью. Характерным в портретах является поясное изображение, фигура и лицо максимально приближены к зрителю. Колористическое решение строится на контрастах локальных цветовых пятен, плотность красочного слоя, точная проработка деталей, искусная передача материалов. В фигурах изображаемых подчеркивается трехмерность, весомость. За А. Антроповым закрепляется амплуа «художника стариков и старух», т.к. мастера не привлекала наивная и бездумная молодость, ему были интереснее сложившиеся, возмужавшие характеры. Художник никогда не приукрашивал свои модели, не пытался показать их моложе и изящнее, чем они были на самом деле.
В истории русского искусства Антропов остался, прежде всего, как замечательный портретист, творчество которого исходило из национальной традиции XVII века и портретного канона петровского времени, олицетворяя следующий этап в развитии русской портретной живописи XVIII века. Ø Иван Петрович Аргунов Происходил из семьи крепостных мастеров. Аргуновы были крепостными крестьянами князя А.М.Черкасского, а с 1743 года – графа Петра Борисовича Шереметева, к которому они перешли в качестве приданого его жены, княжны В.А.Черкасской. Иван Аргунов рос и воспитывался в Петербурге, в семье своего дяди Семена Михайловича Аргунова, так как его родители вероятно, рано умерли. Его дядя был дворецким князей Черкасских, а позднее управляющим в доме графов Шереметевых. Вся юность будущий художник должен был исполнять многочисленные хозяйственные обязанности. Он стал управителем в доме П.Б. Шереметева сначала в Петербурге, а позже в Москве. В отличие от многих русских художников, он никогда не испытывал нужду, но всю жизнь ощущал двойственность своего положения: с одной стороны - признанный художник, с другой - бесправный раб. Специального художественного образование Иван не получил. По некоторым данным его учителями его двоюродные братья, воспитанники Андрея Матвеева в Канцелярии от строений. Они оказали немалое влияние на формирование художественного мировоззрения своего младшего брата. Предположительно, в период с 1746 по 1749 года Аргунов учился у Г.Х. Гроота, придворного художника императрицы Елизаветы. Начинал Иван Аргунов как иконописец и мастер декоративной живописи. В1747 г. вместе с Гроотом он создает иконы для церкви Большого Царскосельского дворца. Одновременно Аргунов сложился и как портретист. Художник создает новый тип изображения — камерный - «интимный портрет». Одними из лучших произведений И. П. Аргунова по праву считаются камерные парные портреты К. А. Хрипунова и его супруги.
Принципиальная новизна образного строя камерных портретов и реалистическая природа их живописного языка нашли свое продолжение в детских портретах, исполненных Аргуновым,созданных художником с особой искренностью и теплотой. Среди детских изображений наиболее выделяется портрет калмычки, наделенный живой непосредственностью и подкупающей правдивостью образа.
|