Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АстрономияБиологияГеографияДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника


Международное право в борьбе с организованной преступностью. Экстрадиция.




Сотрудничество государств в борьбе с преступностьювключает созыв конгрессов ООН по предупреждению преступности, действия Комитета ООН по предупреждению преступности и борьбе с ней, функционирование Отделения по предупреждению преступности и уголовному правосудию Секретариата ООН и др.

Возрастает вклад МВД, других органов и сил национальной безопасности России в дело выполнения международных обязательств Российского государства. Регламентация межгосударственного сотрудничества в борьбе с преступностью и обеспечении общественной безопасности включает в себя более 700 двусторонних и многосторонних договоров различного уровня. Их цель – создание прочной правовой основы для выполнения естественного долга каждого государства по искоренению преступности во всех ее проявлениях.

Международно-правовые нормы, определяющие наиболее важные параметры этого сотрудничества, включены в двусторонние межгосударственные договоры Российской Федерации политического характера, такие, как Договор о создании Союзного государства Белоруссии и России (1999), договоры о дружбе и сотрудничестве между Россией и другими государствами. Россия имеет договорные отношения по вопросам выдачи и правовой помощи по уголовным делам почти с 80 государствами. Европейская конвенция о выдаче (1957) и Европейская конвенция о взаимной правовой помощи по уголовным делам (1959) с дополнительными протоколами к ней (1975, 1978) открывают перспективы динамичного и эффективного сотрудничества правоохранительных органов России и других государств. Аналогичный подход закреплен в договорах о выдаче с Индией (1998), о правовой помощи и правовых отношениях по уголовным делам с Албанией (1995), Ираном (1996), Канадой и Польшей (1997), Вьетнамом, Индией и Испанией (1998), Монголией, США и Южной Кореей (1999).

Международно-правовые основания сотрудничества России с другими государствами по уголовным делам включают:

а) договоры и соглашения СССР, участником которых Российская Федерация является в силу правопреемства. К этой группе относятся договоры о правовой помощи с Алжиром (1982), Вьетнамом (1981), Грецией (1981), Ираком (1973), Йеменом (1985), Кипром (1984), КНДР (1957), Кубой (1984), Монголией (1988), Тунисом (1984), Финляндией (1978) и др.;

б) договоры Российской Федерации, например, Конвенция о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам (1993).

Кроме того, действуют двусторонние договоры России с Азербайджаном (1992), Китаем (1992), Киргизией (1992), Латвией (1993), Литвой (1992), Молдавией (1993), Эстонией (1993); договор о правовой помощи по уголовным делам с Китаем (1992); договоры о передаче осужденных с Азербайджаном (1995), Кипром (1996), Латвией (1993), Туркменией (1995), Финляндией (1990); договор о выдаче преступников с Китаем (1995).

Россией подписаны двусторонние соглашения о борьбе с преступностью с Финляндией (1993), Швецией (1995), США (1995), Узбекистаном (1995), Венгрией (1997), Египтом (1997), Великобританией (1997) и Норвегией (1998), а также многосторонние – в рамках Организации Черноморского экономического сотрудничества (1998) и СНГ (1998). Следует отметить и подписание Россией межправительственных соглашений с Израилем (1997) и ЮАР (1998) о сотрудничестве в борьбе с преступностью, в которых органами, уполномоченными осуществлять непосредственное взаимодействие, назначены МВД России и со стороны государств-партнеров – Министерство общественной безопасности Израиля и Департамент общественной безопасности и порядка ЮАР.

Новыми аспектами совершенствования международного сотрудничества в борьбе с преступностью является взаимодействие правоохранительных органов России с международными уголовными судами. Качественно новых и немалых усилий со стороны правовой системы нашей страны потребует Римский статут Международного уголовного суда (2000).

Россия является участником универсальных межгосударственных договоров, обеспечивает, чтобы они были подкреплены межведомственными соглашениями о сотрудничестве между министерствами внутренних дел и другими правоохранительными органами. Россия заключила около 100 двусторонних соглашений в области антинаркотического сотрудничества. В целях объединения усилий правоохранительных органов государств по противодействию незаконному обороту наркотических средств в нашей стране создан федеральный орган исполнительной власти, который взаимодействует с зарубежными партнерами по вопросам борьбы с незаконным оборотом наркотиков.

Активно развивается международно-правовая база сотрудничества государств СНГ: Соглашение о сотрудничестве государств – участников СНГ в борьбе с преступностью (1998); Договор о сотрудничестве государств СНГ в борьбе с терроризмом (1999) и др. При этом большое внимание уделяется регламентации взаимодействия в приграничных регионах, в том числе современным, нетрадиционным формам сотрудничества (например, таким, как преследование по горячим следам и осуществление наблюдения за подозреваемыми лицами на территории сопредельного государства). В рамках СНГ действуют координационные органы: Совет министров внутренних дел, а также Бюро по координации борьбы с организованной преступностью и иными опасными видами преступлений на территории СНГ.

Надежной опорой сотрудничества в борьбе с преступностью являются межправительственные соглашения рамочного характера, в соответствии с которыми правоохранительные органы могут непосредственно сотрудничать друг с другом. Такие соглашения подписаны с Бельгией, Данией, Португалией, Словенией и другими государствами. Действуют двусторонние соглашения о сотрудничестве между МВД Российской Федерации и Министерством юстиции и общественного порядка Республики Кипр (1999), а также два соглашения: о сотрудничестве в сфере специального сопровождения оперативно-розыскной деятельности (1998) и о сотрудничестве в области борьбы с незаконным оборотом алкогольной продукции (1999).

На органы внутренних дел возложена ответственность по обеспечению безопасности и охраны находящихся на территории России дипломатических представительств и консульских учреждений, их персонала, штаб-квартир международных межправительственных организаций и их должностных лиц (в частности, во исполнение обязательств по Венской конвенции о дипломатических сношениях (1961), Венской конвенции о консульских сношениях (1963), Конвенции о предотвращении и наказании преступлений против лиц, пользующихся международной защитой (1973).

В целях эффективной борьбы с международными преступлениями большое значение имеет урегулирование вопроса выдачи преступников – экстрадиции,под которой понимается передача преступника государством, на территории которого он находится, другому государству по требованию последнего для привлечения к уголовной ответственности или приведения в исполнение вступившего в законную силу приговора. Право выдачи преступника – это суверенное право каждого государства. Государство обязано выдать преступника, если это предусмотрено специальным соглашением. Если такого соглашения нет, то государство может не выдавать преступника. Выдачи преступника может требовать:

а) государство, гражданином которого является преступник;

б) государство, на территории которого совершено преступление;

в) государство, которому нанесен ущерб в результате совершенного преступления.

Государство может отказать в выдаче преступника, если:

♦ преступление совершено на его территории;

♦ согласно его законодательству, преследование не может быть возбуждено и приговор не может быть приведен в исполнение вследствие истечения срока давности или по иному законному основанию;

♦ за то же самое преступление возбуждено и расследуется уголовное дело на его территории;

♦ в отношении лица, выдача которого требуется, на его территории по тому же преступлению был вынесен приговор или принято постановление о прекращении производства по делу, вступившие в законную силу.

В большинстве стран мира собственные граждане, как правило, не выдаются.

Сотрудничество по уголовным делам осуществляется не только на основании международных договоров, но и при отсутствии соответствующего договора – на началах взаимности. Вместе с тем существуют четкие правовые условия взаимности. Так, в соответствии с ст. 61 ч. 1 Конституции РФ гражданин Российской Федерации не может быть выдан другому государству. Не допускается выдача другим государствам лиц, преследуемых за политические убеждения, а также за деяния, не признаваемые в России преступлением (Конституция РФ, ч. 1, ст. 63). Выдача лиц, обвиняемых в совершении преступления, а также передача осужденных для отбывания наказания в других государствах осуществляются на основе федерального закона или международного договора Российской Федерации (Конституция РФ, ч. 2, ст. 63).

Новой формой борьбы с международным криминалом явилось принятие Конвенции ООН о борьбе с транснациональной организованной преступностью (Рез. ГА ООН от 2000 г. N 55/25). В этом документе дано определение организованной преступной группы как структурно оформленной группы в составе трех или более лиц, существующей определенное время и действующей согласованно с целью совершения одного или нескольких серьезных преступлений, с тем чтобы получить прямо или косвенно финансовую или иную материальную выгоду.

Согласно Конвенции, серьезное (тяжкое) преступлениеозначает преступление, наказуемое лишением свободы сроком не менее 4 лет; структурно оформленная группа – группа, которая не была случайно образована для немедленного совершения преступления и в которой не обязательно формально определены роли ее членов, оговорен непрерывный характер членства или создана развитая структура.

Преступление носит транснациональныйхарактер, если оно совершено:

a) более чем в одном государстве;

b) в одном государстве, но существенная часть его подготовки, планирования, руководства или контроля имеет место в другом государстве;

c) в одном государстве, но при участии организованной преступной группы, которая осуществляет преступную деятельность в более чем одном государстве; или

d) в одном государстве, но его существенные последствия имеют место в другом государстве.

Конвенция не наделяет какое-либо государство правом осуществлять на территории другого государства юрисдикцию и функции, которые входят исключительно в компетенцию органов этого другого государства в соответствии с его внутренним законодательством. Вместе с тем Конвенция определяет критерии криминализации организованных преступных групп, содержащие:

♦ сговор с одним или несколькими лицами относительно совершения серьезного преступления, преследующего цель, прямо или косвенно связанную с получением финансовой или иной материальной выгоды, причем, если это предусмотрено внутренним законодательством, также предполагается фактическое совершение одним из участников сговора какого-либо действия для реализации этого сговора или причастность к организованной преступной группе;

♦ деяния какого-либо лица, которое с осознанием либо цели и общей преступной деятельности организованной преступной группы, либо ее намерения совершить соответствующие преступления принимает активное участие в преступной и других видах деятельности организованной преступной группы с осознанием того, что его участие будет содействовать достижению вышеуказанной преступной цели, а также в организации, руководстве, пособничестве, подстрекательстве, содействии или даче советов в отношении серьезного преступления, совершенного при участии организованной преступной группы.


Поделиться:

Дата добавления: 2015-01-19; просмотров: 128; Мы поможем в написании вашей работы!; Нарушение авторских прав





lektsii.com - Лекции.Ком - 2014-2024 год. (0.006 сек.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав
Главная страница Случайная страница Контакты